Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся на урочных и внеурочных занятиях Зартинова Л.А., 2012
Концепция развития универсальных учебных действий основывается на реализации системно - деятельностного подхода, организации учебной деятельности учащихся Зартинова Л.А., 2012
Структура деятельности Потребность Цель Действия, операции МотивРезультат Рефлексия Зартинова Л.А., 2012
Структурные компоненты учебной деятельности потребность ; мотивы учебной деятельности ; учебная задача ; учебные действия и операции Зартинова Л.А., 2012
Урок в аспекте системно - деятельностного подхода Обновление урока за счет : Формулировки и решения на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД. Комплексного подхода к планированию результатов урока. Изменения роли учителя и ученика на уроке. Обновления форм организации учебных занятий. Смещения приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные. Систематического использования технологий Зартинова Л.А., 2012
Проблемно - исследовательский метод Зартинова Л.А., 2012
Исследовательский метод в обучении - метод обучения, направленный на развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей обучающихся. Исследовательский метод – метод, направленный на самостоятельное разрешение учениками предъявляемых учителем проблемных ситуаций, что, в свою очередь, требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов исследования, с помощью которых обучающиеся открывают ранее неизвестное для них знание Зартинова Л.А., 2012
Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности Зартинова Л.А., 2012
Разработан авторским коллективом под руководством Н. Б. Шумаковой Проблемно - исследовательский метод Зартинова Л.А., 2012
Проблемно - исследовательский метод Этапы исследования 1. Мотивация или создание проблемной ситуации. 2. Исследование. 3. Обмен информацией. 4. Организация информации. 5. Связывание информации. 6. Подведение итогов, рефлексия. 7. Применение знаний Зартинова Л.А., 2012
Первый шаг - Учитель формулирует обобщение урока Обобщение урока – это вывод по уроку, правило, которое должны открыть для себя обучающиеся, основное знание, которое должны открыть, исследовать ученики. Пример : « Питание и здоровье человека » ( тема ) « Здоровье человека напрямую зависит от питания, т. е. микроэлементы, содержащиеся в пище влияют на здоровье » ( обобщение ) Как построить урок-исследование? Зартинова Л.А., 2012
Второй шаг - Подготовка материала к уроку ЭОР Энциклопедии Статьи Измерительные приборы Иллюстрации Исторические документы ………… Зартинова Л.А., 2012
Третий шаг - Определение типа исследования Индуктивное исследование – от частного к общему. Дедуктивное исследование – от общего к частному Определение методов исследования Зартинова Л.А., 2012
Основные методы исследования : - Наблюдение - Опрос - Изучение литературных источников - Эксперимент - Интервью - Анализ информации - Измерение - Тестирование и т. д Зартинова Л.А., 2012
Четвертый шаг – конструирование проблемной ситуации Педагог заранее продумывает этап мотивации, проектирует такое задание, которое обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного ( обобщения ) ? Зартинова Л.А., 2012
1. Мотивация или создание проблемной ситуации Способы создания проблемных ситуаций : Прием ключевых слов Прием загадки - интерпретации Выполнимое / невыполнимое действие Зартинова Л.А., 2012
Прием ключевых слов - постановка проблемных вопросов с помощью ключей Причина Вооружение Повод Противники События Итоги Тема исследования: Троянская война - Что знаете об этой войне? - Что хотели бы узнать? Зартинова Л.А., 2012
Прием загадки : Вопросы : Прямые ( Н - р :« Какая связь может быть между схемой и изучаемой темой ?» Косвенные ( Н - р : « Что общего между этими схемами, какую новую идею они могут выражать ?») стимульный материал проблемная ситуация предположения гипотеза- обобщение Зартинова Л.А., 2012
Выполнимое / невыполнимое действие Проблемная ситуация создается с помощью задания с « ловушкой » Зартинова Л.А., 2012
Тема : Олимпийские игры Определите олимпийский символы, пришедшие к нам из древности Зартинова Л.А., 2012
Предъявление статей или документов Демонстрация видеосюжета, анимации Использование статистических данных, стихов, рассказов, высказываний Демонстрация иллюстраций, фотографий, схемы, модели, опытов Приемы организации проблемной ситуации Зартинова Л.А., 2012
1. Мотивация или создание проблемной ситуации Формулирование проблемы В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРОБЛЕМА? Выдвижение гипотез предположение Формулирование цели исследования Зачем проводить исследование? Что конкретно необходимо выяснить, узнать, изучить и т.д. по завершении исследования в целом? Зартинова Л.А., 2012
Пример: Тема: «Птицы» Проблема: «Почему поют птицы?» Гипотеза «Они поют потому, что таким образом они общаются, учат птенцов, предупреждают о чем-то животных и людей» Цель исследования: «Определить причины пения птиц» Зартинова Л.А., 2012
2. Исследование Организация исследования в малых группах : Определить количество групп и количество учеников в каждой группе Определить состав рабочей группы Спланировать организацию работы каждой группы Спланировать представление результатов работы каждой группы Зартинова Л.А., 2012
3. Обмен информацией Представление результатов работы, выводов, варианта решения проблемы каждой группы Свободный обмен мнениями, соотнесение различных мнений Зартинова Л.А., 2012
4. Организация информации ( классификации ) Сортировка имеющихся данных по принципу некоторого сходства 1. Нахождение признака сходства 2. Оценка информации с точки зрения этого признака 3. Выделение сходной группы фактов Обобщение ( нахождение связующего принципа, закономерности, общей идеи ) Зартинова Л.А., 2012
Тема : Кто такие птицы ? Полученные сведения : Клюв Две лапки Питаются насекомыми, семенами, грызунами Крылья Оперение Хвост Основания для классификации : Какие признаки присущи только птицам и только им, а какие признаки присущи и другим животным ? Обобщение : клюв, две лапки и наличие перьев – отличительные признаки птиц Зартинова Л.А., 2012
5. Связывание информации Тема : Жизнь насекомых осенью Группы сведений классифицированы по основаниям : « готовятся зимовать или улетают », « оставляют потомство, сами погибают » Связывание информации : - Какое заключение можно сделать о том, как насекомые готовятся провести зиму ? Обобщение : существуют разные способы зимовки насекомых Зартинова Л.А., 2012
6. Подведение итогов, рефлексия Достижение понимания решения, возвращение к проблеме исследования и оценивания, в какой мере она решена Зартинова Л.А., 2012
Исследовательские умения, навыки ( по А. Савенкову ) видеть проблемы ; ставить вопросы ; выдвигать гипотезы ; давать определение понятиям ; классифицировать ; наблюдать ; проводить эксперименты ; делать умозаключения и выводы ; структурировать материал ; готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи Зартинова Л.А., 2012
Познавательные УУД ставить проблему, аргументировать её актуальность ; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента ; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов ; организовывать исследование с целью проверки гипотез ; делать умозаключения ( индуктивное и по аналогии ) и выводы на основе аргументации Зартинова Л.А., 2012
Этапы, содержание урока Формируемые исследователь ские умения Формируемые УУД Зартинова Л.А., 2012
Практическая работа 1. Выберите тему исследования 2. Сформулируйте обобщение 3. Определите проблему исследования 4. Сформулируйте гипотезу 5. Выявите цель исследования 6. Подумайте, какой прием вы бы использовали на этапе мотивации 7. Определите количество рабочих групп 8. Продумайте методы исследования каждой группы Зартинова Л.А., 2012
Формы организации учебно - исследовательской деятельности на урочных занятиях : урок - исследование, урок - лаборатория, урок творческий отчёт, урок изобретательства, урок « Удивительное рядом », урок рассказ об учёных, урок защита исследовательских проектов, урок - экспертиза, урок « Патент на открытие », урок открытых мыслей ; учебный эксперимент ; домашнее задание исследовательского характера Зартинова Л.А., 2012
Формы организации учебно - исследовательской деятельности на внеурочных занятиях : исследовательская практика обучающихся ; образовательные экспедиции ( походы, поездки, экскурсии ); факультативные занятия ; ученическое научно - исследовательское общество ; участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах Зартинова Л.А., 2012