АНАЛИЗ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ АНАЛИЗ Методы – творческого чтения – эвристический – исследовательский – репродуктивный Виды – детально-текстуальный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Advertisements

Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького В сборник включены программы для 5 – 9-х классов общеобразовательных учреждений,
Элективный курс Лингвостилистический анализ текста ЗАНЯТИЕ 1 Лингвостилистический анализ как составная часть анализа художественного текста.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
ОБРАЗ АВТОРА. РОЛЬ ЛИРИЧЕСКИХ ОТСТУПЛЕНИЙ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Обучение анализу поэтического текста Круглова И.В. к.п.н., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Особенности литературной критики 1) анализируя произведение, выдвигает общественно значимые проблемы своего времени, в свете которых дает оценку произведению;
Урок-презентация романа «Евгений Онегин». Роман «Евгений Онегин» Лиро – эпическое произведение 8 глав с «Примечаниями к «Евгению Онегину» и с «Отрывками.
Урок – семинар в 11 классе «Развитие темы «маленького человека» в русской литературе»
Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Презентация Герой нашего времени
Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России Методика медиаобразования Презентацию подготовила: к.п.н., доцент И.В. Челышева Таганрог
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности, привитие любви к чтению и т.п. это конечная цель уроков. Сквозные.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
Зайцева Л.Н. –учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Борское.
Использование в итоговом сочинении литературного материала и историко-культурного контекста Е.А. Гингель, доцент кафедры филологического образования БОУ.
Транксрипт:

АНАЛИЗ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ АНАЛИЗ Методы – творческого чтения – эвристический – исследовательский – репродуктивный Виды – детально-текстуальный – выборочный (аспектный) – обзорный – «скрытый» Этапы – вступительный – основной – заключительный Пути – вслед за автором – пообразный – проблемно-тематический – смешанный Принципы – научность – историзм – целостность – проблемность и др. Приемы – эмоционально- образного постижения текста – анализа и истолкования произведения

Различай (!) понятия путь, тип, предмет, вид анализа. В специальной литературе можно встретить более 10 видов анализа литературного произведения. Многовариантность подходов к анализу произведения предопределена его художественной спецификой.

АНАЛИЗ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ (предмет анализа– художественный текст, его слои, уровни) ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ (предмет анализа – литературно- художественное произведение, его форма и содержание) имманентный (внутритекстовый) интертекстовый (контекстный) стилистический лингвистический лигвостилистический лингвопоэтический лингвосмысловой речеведческий дискурс-анализ структурный (филологический) идейно-эстетический сюжетно-композиционный мотивный аксиологический (ценностный) с точки зрения авторского начала в аспекте рода и жанра психологический сравнительный комплексный филологический целостный

Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение ) – изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нём отдельных сторон. Термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще. Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение ) – изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нём отдельных сторон. Термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще. Интерпретация ( от лат. interpretatio – разъяснение, истолкование ) – истолкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания. Интерпретация ( от лат. interpretatio – разъяснение, истолкование ) – истолкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания.

Целостный анализ 1. Интерпретация содержания произведения: – тематика, проблематика, идея, авторский идеал, пафос; – художественное время и пространство; – образная система, тематические цепочки, смысловые мотивы; – сюжетно-композиционные особенности; – социокультурный, историко-культурный, историко-биографический, философский контекст. 2. Анализ формы: 1) жанрово-родовая специфика; 2) приемы и средства выразительной и образной речи: –фонетические; –лексические (в т.ч. тропы); –фразеологические; –морфологические; –словообразовательные; –синтаксические;

Форма Содержание 10

1 Стихотворение 2 Цикл (сборник ) 10 Жизнь 9 Искусство 8 Мировая поэзия 7 Вся русская поэзия (литература) 6 Период русской литературы 5 Творчество автора 4 Период творчества 3 Тема у поэта

СОДЕРЖАНИЕФОРМА ПроблематикаСловарный состав, тропы Сюжет, лирическая ситуацияСинтаксис Идея Тропы ПафосФоника Мотивы, смысловые цепочкиРифма ХронотопРазмер, метр Система образовСтрофика, архитектоника ТематикаЖанр

Путь анализа – сюжет рассмотрения, последовательность разбора произведения на уроке (в системе уроков)

ПРИЕМЫ АНАЛИЗА Работа с текстом Историко- литературный комментарий Лексический комментарий Работа с теоретико- литературными понятиями Выявление личных впечатлений Работа с произведениями искусства Биографический комментарий Исторический комментарий

Первичное восприятие Стиль Повествование (точки зрения) События (сюжет) Вторичное восприятие (понимание) Герои (система персонажей) Идеи, пафос Тематика и проблематика ПУТЬ АНАЛИЗА КОМПОЗИЦИЯ Пространст во и время

Путь анализаДостоинстваНедостатки «Вслед за автором» ( по ходу развития действия) В основе – сюжет. Основной прием – анализ сцены, эпизода (мотивировка поступков). 5-7 кл. – основной путь. Младших подростков влечет событийная сторона. Анализ не является потребностью, поэтому нужно использовать скрытые формы анализа, игровые элементы кл. – трудные для понимания тексты, а также драматические произведения ( развитие конфликта) Естественность хода анализа, его посильность. Путь от нравственной оценки поступков героев в сцене к осмыслению позиции писателя в целом. Вовлеченность в сопереживания. Идея в ее художественном решении не адекватна логической, она есть процесс, а не логический вывод Невозможность глубоко прояснить связь отдельного звена и всего целого, неясное представление об общей концепции. Можно утонуть в тексте, крупные планы заслоняют целостное впечатление.

Путь анализаДостоинстваНедостатки Пообразный Самый типичный для школы. Зачатки в 5-7 кл. Основной для 8-9 кл. (интерес к этическим проблемам). Последовательное рассмотрение системы образов. Внимание к нравственным вопросам, этическим коллизиям, формирование мировоззрения учащихся. Сопоставление характеров героев ведет к пониманию позиции автора. Распадается целостность произведения. Разбор сводится к нанизыванию черт характера. Проблемно-тематический Ход анализа мотивирован постановкой и решением проблем (перспективный вопрос, объединяющий все проблемные ситуации в целом) Выдвижение в центр важнейших вопросов идеологических, нравственных, эстетических. Развитие самостоятельности. Обсуждение нравственных коллизий в ущерб эстетическим. Скатывание в глобалистику. Смешанный, комплексный, целостный путь анализа произведения

Выбор пути анализа определяется : 1) своеобразием произведения; 2) познавательными и развивающими целями урока (системы уроков); 3) уровнем читательского развития учащихся. Путь анализа должен быть посильным и естественным для учеников.

День Онегина Семейство Лариных Письмо Татьяны Проповедь Онегина Сон и именины Дуэль Татьяна в доме Онегина и в Москве Последняя встреча Исповедь поэта (Художественное своеобразие) Онегин и петербургское общество Онегин и Ленский Ленский и Ольга Татьяна и Ольга Татьяна и Онегин Онегин и Татьяна Герои и природа Автор и герои Жизнь поэта на страницах романа «Собранье пестрых глав» (разноголосье мнений) «Кто он таков? (Онегин в начале и конце романа) «Им овладело беспокойство» (Онегин в деревне) Две судьбы Ленского Ольга и Татьяна (Почему Ольга забыла Ленского скорее, чем Татьяна?) Как изменилась Татьяна? Последняя встреча (мнение критики) Причины трагизма судеб героев Автор и герои Вступление Анализ повести «Бэла» «Максим Максимы» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» Образ эпохи в романе Образы «естественных людей» (горцев) Образ Бэлы Печорин и контрабандисты «Водяное общество и Грушницкий Женские образы Обобщение материала о Печорине «Странный человек». Кто Печорин – виновник или жертва трагедии? Кто больше прав в отношении друг друга, Печорин или ММ Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов? Кто побеждает в поединке: П. Или общество? Отчего любят П.женщины, если он приносит страдания? К кому относится название последней части романа? В чем автор согласен с П. И в чем спорит с ним?