14.09.10. 10 сентября 2010 г. Ярославль. Пленарное заседание Мирового политического форума. Дмитрий Медведев: пять требований к демократическому государству.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Галеева Наталья Львовна, КБН, доцент каф. УЩ ФПК ППРО МПГУ.
Advertisements

Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, доцент, канд. биол. наук, Почетный работник среднего общего образования,
Смысло-ориентированные предметы Эти предметы потенциально богаты содержанием, помогающим вписать личность в национальный и мировой культурный процесс,
Смысло-ориентированные предметы Эти предметы потенциально богаты содержанием, помогающим вписать личность в национальный и мировой культурный процесс,
КОМПЕТЕНЦИЯ, [латин. competentia] (книжн.) – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Давайте рассмотрим.
Современные требования к подготовке учителя нового поколения в условиях реализации ФГОС. Куковская Лилия «МОУ СОШ 4».
Школьные мифы Чем больше ученик знает, чем лучше он учится в школе, тем успешнее и правильнее он будет поступать в жизни. Правильные поступки (успех)
Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, доцент, канд. биол. наук, Почетный работник среднего общего образования,
Методические рекомендации о внедрении инновационных педагогических технологий в образовательную область «Технология» Автор презентации: учитель.
Компетентностный подход в обучении и воспитании. Апрель 2009 года.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Н.Л. Галеева, профессор каф. УОС МПГУ. «…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» Национальная.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Профессиональные компетенции педагогов ДОУ Бесчастнова Ирина Анатольевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ 5 Приволжского района.
Пришло осознание того, что детей надо учить по- новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют сегодня в достаточной степени.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Ключевые компетенции учителя в контексте качества образования.
Тема: «ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога» План: 1. Система педагогических компетентностей. 2. Практикум. Самооценка.
Цели проектирования индивидуальной образовательной траектории ученика обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием. создать.
Совершенствование методики современного урока в условиях профилизации и информатизации образовательного процесса.
Транксрипт:

10 сентября 2010 г. Ярославль. Пленарное заседание Мирового политического форума. Дмитрий Медведев: пять требований к демократическому государству 1. Правовое воплощение гуманистических ценностей и идеалов – необходимость придания этим ценностям практической силы закона 2. Способность государства обеспечивать и поддерживать высокий уровень технологического развития 3. Способность демократического государства защищать своих граждан от посягательств со стороны преступных сообществ 4. Высокий уровень культуры, образования, средств коммуникации и обмена информацией. 5. Личная убеждённость людей в том, что они живут в демократическом обществе.

«…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» «…изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, способы и технологиив будущем» но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем». «…обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося» …такая школа требует и нового учителя.

Основные направления развития общего образования 1. Переход на новые образовательные стандарты 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ

ФГОС ПОДДЕРЖ- КА ТАЛАНТОВ УЧИТЕЛЬ ИНФРАСТРУКТУРА (РЕСУРСЫ, ИНКЛЮЗИЯ И Т.Д.) зсс РАСШИРЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬ НОСТИ

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ФГОС

ЗУНОУУН ПОЗИЦИЯ, ОТНОШЕНИЕ

Чем компетентностный подход отличается от традиционного, ЗУНовского? ЗУНовскийподход: В результате обучения – Знания, умения, навыки по предмету Компетентностный подход – образовательные результаты В результате – по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни 1. Знания, умения, навыки по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни Знания, умения, навыки над- и метапредметные, обеспечивающие качество процессов саморазития, самопознания и самообучения на всю жизнь. 3. Отношение к приобретенным знаниям и к самому процессу их приобретения

«Образование оказывает серьезное влияние на социально-экономическое, социально-культурное развитие государства, его позиции в мире, его целостность и национальную безопасность». «Наша новая школа» 2010, март, педклассы социально- экономическо е развитие социально- культурное развитие целостность и национальная безопасность позиции в мире Математика Физика Химия Русский язык Литература История и др.

Вестник образования 7, апрель 2007 ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «…под профессиональным стандартом педагогической деятельности будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности».

Целенаправленное проектирование системы постдипломного образования Оценка успешности профессиональной деятельности учителя на рабочем месте – в школе (мониторинг «по учителю») Управление профессиональной компетентностью учителя в пространстве действия профессионального стандарта Программы педагогических ВУЗов, колледжей Критерии профессиональных конкурсов Компетентность учителя

Управляем реализацией компетентности Проектируем компетенции

Симпозиум в Берне (27-30 марта 1996 г.) по программе Совета Европы о реформах образования (Стобарт М) определение ключевых компетенций (key kompetencies) Советом Европы приняты определения пяти ключевых компетенций, должны быть оснащены молодые европейцы которыми «…должны быть оснащены молодые европейцы»: 1.Политические и социальные компетенции 1.Политические и социальные компетенции, такие как : способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов.

2.Компетенции, связанные с жизнью 2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как: принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий. 3.Компетенции, относящиеся к владению (mastery) 3. Компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность владение более чем одним языком приобретает владение более чем одним языком.

5.Способность учиться на протяжении жизни 5. Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни. 4Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества 4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой.

Основные положения компетентностного подхода – компетентность. в образовании, узловое понятие которого – компетентность. «…это понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знанияумениянавыки. сумме знанияумениянавыки. Это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально – технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую». этическую, социальную и поведенческую». Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001 стр14.

самостоятельной познавательной деятельности -компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; гражданско-общественной деятельности -компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); социально-трудовой деятельности -компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); бытовой сфере -компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); культурно-досуговой деятельностикомпетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001, стр. 15.

1.Политические и социальные компетенции 2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе в многокультурном обществе. 3.Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией 3. Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, 4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества информатизации общества. 5.Способность учиться 5. Способность учиться на протяжении жизни на протяжении жизни 1. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности деятельности 2. Компетентность в сферегражданско-общественнойдеятельности 3. Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности 4. Компетентность бытовой сфере в бытовой сфере 5. Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности

Учитель От государства: Требования к уровню компетентности учителя (аттестация) От государства: Требования к модели выпускника (стандарты и т.д.) От родителей: ожидания От науки: Положения современной дидактики От ученика Индивидуальный подход От администрации: (отчеты, справки)

1.Чем больше человек знает, тем правильнее он будет поступать. 1.Правильные поступки, успех человека зависят не столько от объема знаний, сколько от их качества, но, главное, от его умения пользоваться этими знаниями как инструментами при решении проблем.

2. Учитель учит ученика. 2. Ученик учится сам, учитель создает для этого условия. Доля субъектности ученика растет от первого до выпускного класса, в идеале достигая 100%.

З. Педагогика – «самодостаточная» наука. 3. Система педагогического знания включает данные широкого спектра наук: этнопсихологии, теории управления, психофизиологии и т.д. Любая наука, изучающая человека, имеет педагогическую составляющую.

4. Руководить людьми – значит, умело управлять ими. Управлять человеком невозможно - можно только создавать условия для того, можно только создавать условия для того, чтобы этот человек произвел требуемые действия, мыслительные или материальные.

Материальные и кадровые ресурсы (оборудование, условия и т.д.) 5. У каждой проблемы свои ресурсы для решения Концепции, идеи, закономерности и т.д. (информационные ресурсы) время

Я учу математике 7 Б Я учу математике Петю и Машу в 7 Б Я вместе с Петей, и Машей из 7 Б средствами математики познаю мир и учусь управлять миром и самим собой Учитель – «предметник» Учитель- «наставник» Учитель- партнер

Завучи о компетентности учителей своих школ ( 2009 год, 154 респондента)

«…Мы должны, наконец, понять, что обучение есть деятельность управленческая. Управлять учением – значит создавать такие условия, при соблюдении которых деятельность учения достигала бы поставленных целей. Жаль, что в зале нет специалистов в области управления…». Из речи В.В.Давыдова на конференции международной ассоциации Развивающего обучения.

Я.А.Коменский: "На самом деле до сих пор школы не достигли того, чтобы приучать умы, точно молодые деревца, развиваться из собственного корня, но приучали учащихся только к тому, чтобы, сорвав ветки в других местах, навешивать их на себя и, подобно эзоповской вороне, одеваться чужими перьями. В школах прилагали старание не столько к тому, чтобы открыть скрывающиеся в создании источники познания, сколько к тому, чтобы орошать этот источник чужими ручьями.

Это значит, что школа не показывала самые вещи, как они происходят из самих себя и каковы они в себе, но сообщала, что о том и другом предмете думает и пишет один, другой, третий и десятый автор. И величайшей ученостью казалось знать о многом противоречивые мнения многих. Поэтому и получилось то, что весьма многие занимаются тем, что, копаясь в авторах, извлекают фразы, сентенции, мнения, составляя науку наподобие лоскутного платья. К ним с упреком обращается Гораций: «О, подражатели, рабский скот!» И действительно, рабский скот, привыкший к тасканию чужих тяжестей". (Я.А.Коменский, Великая дидактика).

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях. во всех отношениях. В таком случае, заметят нам, педагогов еще нет, и не скоро они будут. Это очень может быть; но тем не менее положение наше справедливо. Педагогика находится еще не только у нас, Педагогика находится еще не только у нас, но и везде в полном младенчестве, и такое младенчество ее очень понятно, так как многие из наук, из законов, которых она должна черпать свои правила, которых она должна черпать свои правила, сами еще недавно только сделались действительными науками и далеко еще не достигли своего совершеннолетия…».» Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения. М. Педагогика. т 5. с 15.

Предметно-методологическая компетентность 1. Предметно-методологическая компетентность10-8 Учитель отлично ориентируется в современных публикациях по методологии преподавания предмета; следит за современными исследованиями по базовым наукам, это отражено в оборудовании кабинета, в содержании урочной и внеурочной деятельности учеников. Учитель использует разнообразные методы и приемы работы. Учитель целенаправленно использует задания развивающего и социализирующего характера Все дидактическое оснащение кабинета систематизировано, что позволяет - эффективно организовать индивидуализацию; - рационально использовать время и пространство учителя и ученика. 7-6 Учитель использует материал педагогических публикаций время от времени – для подготовки докладов, для отчетов. Учитель эпизодически использует информацию о последних достижениях наук в содержании учебного процесса Учитель использует предметные методики, выбирая их «от предмета», но не от ученика. Оснащение учебного процесса требует дополнительных разработок и систематизации для целенаправленного использования 5 и ниже Учитель практически не следит за достижениями в области разработок новых за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета, не пользуется периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук Учитель практически не использует социализирующих и развивающих технологий и приемов, предпочитая традиционные формы заданий. Дидактическое оснащение требует доработки и по содержанию, и по форме, и по количеству.

2. Психолого-педагогическая компетентность 10-8 Учитель знает теорию познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий, анализе уроков, результативности ОП активно использует понятия, описывающие индивидуальные особенности личных познавательных ресурсов ученика. Умеет педагогическими методами определить особенности познавательной сферы ученика. 7-6 Учитель не имеет целостного представления о структуре познавательной сферы ученика. Имеющиеся знания носят интуитивный характер, а термины имеют нечеткие границы, что мешает коллективному обсуждению общих проблем с одним и тем же учеником. 5 и ниже Учитель имеет значительные затруднения в системном подходе к оценке личных познавательных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно характеризовать особенности познавательной сферы ученика

3. Компетентность в области здоровьесбережения 10-8 хорошо Учитель хорошо знаком с основами валеологии Владеет навыками конструирования здоровьесберегающей среды во всех трех направлениях: - через учебную деятельность; - через пространство кабинета; -через стиль взаимодействия с учениками и коллегами Владеет знаниями и практическими умениями организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в интегрированном образовательном пространстве7-6 Учитель недостаточно свободно ориентируется в перечисленных направлениях. Может самостоятельно проанализировать уровень здоровьесбережения образовательной среды на своих уроках и во внеурочной работе по предложенному алгоритму. 5 и ниже Учитель практически не владеет этими знаниями и умениями, нуждается в постоянной помощи наставника или завуча для такой работы.

4. Коммуникативная компетентность Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая разрушающие конфликты, при необходимости умеет перевести конфликт в конструктивный диалог. У учителя практически не возникают проблем в общении с учениками. Учитель успешно работает в профессиональном социуме, легко включается в коллективную деятельность. Умеет при коллективной работе выполнять разные роли – и лидера, и исполнителя. Может самостоятельно подготовить, оформить статью, доклад, отчет, не требующий правки и научной и предметной редактуры. Учитель может транслировать свой опыт через выступления на семинарах и конференциях, полностью самостоятельно подготовив свое выступление с использованием медиатехнологий. 7-6 Учитель понимает важность развития данной компетенции, но не всегда может дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным ребенком или с отдельными коллегами. Учитель способен описать свой опыт. Однако для систематизации, структурирования, обобщения, выводов требует помощи. Каждое выступление учителя требует предварительной редакции. 5 и ниже Учитель не уделяет должного внимания с стилю и способам общения с учениками, родителями, коллегами. Учитель недостаточно гибко реагирует на ситуативные изменения в общении. Учитель практически не может обобщить свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом.

5. Компетентность в области управления качеством собственной профессиональной деятельности баллов Учитель планирует учебную деятельность «от конечной цели», умеет осуществлять педагогический анализ ресурсов, результатов, условий. Учитель успешно осуществляет все уровни управления в системе «учитель-ученик»: Стратегический уровень –через выбор программы, учебников и т.д. Тактический уровень – через тематическое планирование и информационные карты уроков для учителя и ученика педагогическую поддержку Ситуативный уровень – осуществляя при необходимости целенаправленную педагогическую поддержку каждому ученику программы развития ученика средствами своего предмета. Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета. 7-6 Учитель в основном планирует уроки от числа параграфов в учебнике, с трудом корректируя выполнение программы при ситуативных нарушениях временного режима. Может проанализировать свою деятельность по предложенному алгоритму и может скорректировать цели, условия учебного процесса по предложенному плану. 5 баллов и ниже Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели, не знает и не применяет управленческие технологии в собственной работе, осуществляя свою деятельность, в основном, как трансляцию учебной информации. Самоанализ урока, взаимодействия с учеником чаще всего строится на эмоциях, ощущениях. 5.1.

8 – 10 баллов проанализировать результаты внедрения инновации, Учитель умеет внедрить и проанализировать результаты внедрения инновации, владеет навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Может разрабатывать авторские педагогические идеи, апробируя их в реальном образовательном процессе, оценивая эффективность их реализации баллов может внедрить инновацию, но для её планирования и анализа нуждается в научном руководстве Учитель повышает квалификацию, однако для целенаправленного выбора содержания и форм ему требуется методическая помощь. 5 баллов и ниже Учитель не может или затрудняется спланировать внедрение инноваций, «не видит» результаты такого внедрения.

8 -10 баллов Учитель постоянно повышает свой профессиональный уровень, активно участвует в профессиональных конкурсах, смотрах. Для выбора направления самосовершенствования руководствуется самоанализом уровня компетенций, мнением экспертов и потребностями реального образовательного учреждения баллов Учитель повышает квалификацию, однако для целенаправленного выбора содержания и форм ему требуется методическая помощь. 5 баллов и ниже Потребность в профессиональном росте слабо выражена. Учитель довольствуется методическим «багажом», полученным только в результате собственного опыта.

Позициианализа Сроки анализа К сентябрю 2007 Количество медалистов Количество победителей конкурсов окружного городского, российского, международного уровней Процент неуспевающих 1,6%0,8%0,04% Динамика достижений учащихся.

Динамика достижений учителей Позиции анализа Сроки анализа К сент.2007 Процент учителей, имеющих высшую и первую категорию 17%48,4%52,2% Количество победителей конкурсов окружного городского, российского, международного уровней 136 чел.182 чел.275 чел.

Смысло-ориентированные предметы Эти предметы потенциально богаты содержанием, помогающим вписать личность в национальный и мировой культурный процесс, в национальный и мировой культурный процесс, формировать умения выражать себя разными способами, Литература, все предметы искусства, которые помогают ребенку ощутить «себя в мире». Обеспечивают возможность выбора собственного способа самовыражения

Структурно-ориентированные предметы Устройство мира через жесткие, наперед заданные алгоритмы без субъективизма по отношению к содержанию. Математика, физика, химия, география, биология. география, биология. Дают возможность отрабатывать предметные навыки, отрабатывать предметные навыки, позволяющие реализовать ориентацию ученика в реальном пространстве на деятельностной основе.

Позиционно-ориентированные предметы Принимают многозначность позиций, неоднозначность трактовок, определенную размытость утверждений и формулировок. Эти предметы предполагают определенную долю субъективности – по организации уроков это коммуникативно-диалоговый способ моделирования окружающей реальности. Эти предметы должны быть ориентированы на развитии толерантности, способов коммуникации, работы в диалоге, участие в обсуждениях. История, обществознание, литература

1. Смысло-ориентированные предметы 2. Структурно-ориентированные предметы 3. Позиционно-ориентированные предметы А. Русский язык Б. Математика В. Физкультура Г. Экология Д. Элективный курс «Как выбрать профессию» Е. Профильный курс «Прикладная математика в биологических науках» «Прикладная математика в биологических науках» Соотнесите предметы и курсы с предложенными критериями классификации:

к л а с т е р ы Профессиональная компетентность Профессиональные компетенции Личностные компетенции Работа с информацией Достижение результатов Работа с людьми Личностное самосовершенствование Сбор и анализ информации Принятие решений Преобразовани е информации Планирован ие Постановка целей Организация деятельности Диагностика Корректировка Анализ результатов Управлени е отношения ми Работа в команде Влияние на окружающих Самодиагностик а Самооценка Прогнозирование профессионального роста

Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, доцент, канд. биол. наук, Почетный работник среднего общего образования, «Учитель года Москвы -2003» Сайт: galeeva-n.uCoz.ru