Классификация гидронимов Алтайского края.. Цель работы – описать структурно- словообразовательные типы гидронимов; изучить признаки, положенные в основу.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Топонимы Тисульской земли Авторы работы: Артёмова Татьяна Костырина Валерия, учащиеся 8 класса МОУ Комсомольской средней общеобразовательной школы Руководитель:
Advertisements

«Как появились названия на карте Омской области» Выполнила: Бобрикова Елена Артемовна 2 «А» класс МОУ «Гимназия 88» Руководитель: Курносенко Виктория Ивановна.
Происхождение фамилий. Значение фамилий моих одноклассников.
Авторы работы: Мироненко Анна, Петина Дарья, ученицы 7 класса В МОУ СОШ 2, Руководители: Е.А.Шапкунова, учитель русского языка и литературы, В.А.Янушкевич,
Степень изученности темы: Сначала мы изучили теоретический материал о топонимах. Затем начали собирать топонимы. При выяснении происхождения топонимов.
Исследовательский проект Оронимы города Каменска-Уральского и его окрестностей Исполнитель : Катекина Лада, ученица 5 «А» класса Руководитель : Катекина.
Исследовательская работа «Топонимика окрестностей села Черняева» Автор: Максимов Александр, ученик 7 класса МОБУ Черняевская СОШ Черняево, 2012 год.
Целью нашей работы является изучения изменения топонимов как свидетельств фактов жизни и быта различных народов и культур на территории современной ЕАО.
Что объединяет все эти фотографии? …Нет реки без имени. И нет речного имени без загадки… Красная Песчаная Крутая Тихая Мутная Каменка Быструха Гришкина.
Слияние Клязьмы и Оки Отчет по исследованиям. Место проведения исследований.
Кулунди́нская равни́на (Кулундинская степь) равнина на юге Западной Сибири в Алтайском крае России и Павлодарской области Казахстана. Расположена в междуречье.
Выполнил: Брюханов Сергей, ученик 4 класса Руководитель: учитель начальных классов Толстоухова Е.А МКОУ «Средняя общеобразовательная школа 12 села Шаманка»
МОУ «Байдарская основная общеобразовательная школа» Автор: Михайлов В.В. Научный руководитель: Михайлов В.Т год.
ТАЙНЫ СУДИСЛАВСКИХ ТОПОНИМОВ Работу выполнила Марусич Т. 10 кл. Руководитель Лебедева Л.Г. Работу выполнила Марусич Т. 10 кл. Руководитель Лебедева Л.Г.
Собственные имена как исторический источник. 1. Предмет и задачи исторической ономастики. 2. Историческая топонимика. 3. Этнонимика. 4. Историческая антропонимика.
ГУ Крыловская СШ Проект: Крыловская СШ, Шинкарова Кристина.
ОЗЕРО ТУРГОЯК ОЗЕРО ТУРГОЯК Автор: Шафикова Алина, ученица 5Г класса МОУ 102 Классный руководитель: Любецкая Т.И. Автор: Шафикова Алина, ученица 5Г класса.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Иштанская средняя общеобразовательная школа» Кривошеинского района Микротопонимы окрестностей населенных.
ЭПОТОПОНИМЫ, ПЕРИФРАЗЫ. Эпотопонимы - географические названия, послужившие основой для образования нарицательных слов Процесс перехода географических.
Планы описания географических объектов. Характеристика карты Название карты. Вид карты по масштабу. Вид карты по охвату территории. Вид карты по содержанию.
Транксрипт:

Классификация гидронимов Алтайского края.

Цель работы – описать структурно- словообразовательные типы гидронимов; изучить признаки, положенные в основу их номинации; установить специфику словообразовательных типов гидронимов. Предмет исследования гидронимы Алтайского края

Научная новизна работы обусловлена выбором проблемы и аспектов исследования, поскольку топонимическая система Алтайского края не изучалась. Материалом для анализа послужили топонимы, собранные автором данной работы,в сети Интернет

Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Такова его природа. Уходят века, люди, события, но память о них остается в памяти людей, делах и воспоминаниях, в том числе и топонимах – названиях рек и озер, сел и городов. Одной из важных экологических проблем в топонимике является сохранение древних, исторически важных топонимов, поскольку они содержат в себе какие-либо сведения из жизни наших предков.

В Западной Сибири встречается немало названий, созданных русским населением. Часть из них понятна и неискушенному в науке человеку, часть также требует специального изучения. Чтобы судить о конкретном русском названии той или иной реки, надо знать способы и принципы его создания. Географические имена никогда не возникают случайно, сами по себе, изолированно от других. Поэтому и можно их как по смыслу, так и по форме объединить в несколько типов.

Русский человек, называя реку, прежде всего обращал внимание на ее признаки. Эти признаки могли быть связаны как с ее природными качествами, так и с отношением человека к ней. Например, в названиях указывается цвет воды, вкус ее, запах, течение, глубина, характер берегов, русла, окружающий растительный и животный мир: Кедровка, Смородинка, Черная, Светлая, Красная, Крутая, Песчаная, Каменка, Мутая, Тихая, Талая, Плоская, Боровушка, Синюшка, Озерная, Быструха, Солоновка, Сладкая и другие.

Немало названий рек берет начало от фамилии, имени или прозвища человека: хозяина земельного участка, примыкающего к ней, а на севере от фамилии или имени рыбака, охотника: река Гришкина, Журавлева, Елтырева, Ильина, Калаткина, Карбина, Павлова, Пушкарева, Чеснокова, Яшина, Щедрина, Юдиха, Шалаболиха и другие. В основе подобных названий не обязательно лежит имя богатого человека. В Западной Сибири, где не было крупных помещиков и где названия давал народ, такого редпочтения богатству не было: реку называли по имени любого человека, который имел к ней отношение.

Структурно-словообразовательная характеристика гидронимов. Гидронимы Алтайского края делятся на 3 структурно-словообразовательных типа. Аффиксальный тип Безаффиксный тип Гидронимы - словосочетания

Аффиксальный тип. Аффиксальный тип. Среди аффиксальных гидронимов на Алтае преобладают гидронимы с суффиксом –к(а), представленном морфами: -к(а), -евк(а), -овк(а), -анк(а), - инк(а), -енк(а), -ушк(а), -юшк(а), -очк(а).

Гидронимы данного типа образуются по словообразовательным моделям: Гидронимы данного типа образуются по словообразовательным моделям: Словообразовательная модель с суффиксами –овк(а), -евк(а). В основе номинации данных гидронимов лежит указание на: растительный мир, произрастающий по берегам рек (реки Сосновка, Камышовка); животный мир (река Бобровка); антропонимические гидронимы (река Петровка); Словообразовательная модель с суффиксами –ушк(а), -юшк(а). Среди русских гидронимов этот морф чаще отмечается с основами, указывающими на: физико-географические признаки реки (ручей Грязнушка); Словообразовательная модель с суффиксом –их(а). животный мир (реки Журавлиха, Лосиха, Волчиха); антропонимами (река Макариха); Словообразовательная модель с суффиксами –онок-, енок-, -ок-, -чик-, -ик-, -к-. Гидронимы этой модели имеют следующие значения: указывающие на качество (озеро Горькое, Глубокое, Сладкое);

Безаффиксный тип. Довольны активны в Алтайском районе безаффиксные гидронимы. В основе номинации лежит указание на: температуру, цвет, вкус воды (озеро Беленькое,озеро Чёрное, река Желтая (Сараса)); животный мир, рыбу (пруд Карасий, озеро Рыбное); размер, глубину, характер течения (озеро Глубокое); рельеф берегов и дна (река Котел (Казанда)); Гидронимы иноязычные по происхождению, но русские по употреблению (озеро Ая; река Катунь; река Ануй – от тюрского «ань» – мать, женщина; река Тараба – от арабского радость, веселье; река Куяча – по-алтайски означает «льющий, наливающий»; река Баранча – из монгольской основы баран «мутный, темный»; река Каянча – в основе лежит тюркское каин «березовая»; река Казанда – из тюркского казан «котел»; река Этагол – наиболее вероятно искажение монгольского ойто-гол «северная река»).

Гидронимы-словосочетания Гидронимы-словосочетания на территории Алтайского края по своему количеству явно уступают аффиксальным и безаффиксным гидронимам. Словообразовательная модель гидронимов с прилагательными: малый – большой ( Малое Топольное,Большая Калманка, Большое Яровое)

Заключение. Представленная в данной работе структурно-словообразовательная характеристика гидронимов Алтайского края позволяет сделать следующие выводы: В основе названий рек и озёр лежат мотивировочные признаки, характеризующие такие реалии, как: растительный и животный мир; наличие рыбы; вкус воды; место протекания воды; характер истока; глубина; размер; характер дна. Наиболее часто в качестве мотивировочного признака при названии географических объектов выступает окружающая древесная растительность.