АНАЛИЗ И СИНТЕЗ: координационные, субординационные связи между компонентами.
Координационные отношения м/у компонентами - это отношение согласованности, соответствия м/у компонентами анализируемого объекта. Субординационные отношения м/у компонентами - это отношение соподчинения, зависимости м/у компонентами объекта.
Примеры: Наручные механические часы Точка зренияЧасовщик компоненты Часовая, минутная стрелки Циферблат, механизм Координационные отношения м/у компонентами м/у стрелками, циферблатом, механизмом. Субординационные связи м/у компонентами м/у механизмом и циферблатом со стрелками.
Железнодорожный состав Точка зренияпассажира компоненты локомотив вагоны Координационные отношения м/у компонентами м/у вагонами Субординационные связи м/у компонентами м/у локомотивом и вагонами
Точка зренияпользователя компоненты руль, рама 2 колеса Координационные отношения м/у компонентами м/у рамой, колесами, рулем Субординационные связи м/у компонентами м/у двумя колесами: первое колесо ведущее, а второе ведомое. Двухколесный велосипед
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА, СИНТЕЗА: 1. Определение объекта. 2.Определение аспекта 3.Определение компонентов 4. Определение качественных отношений м/у компонентами 5.Определение количественных отношений м/у компонентами. 6.Определение пространственных связей м/у компонентами. 7.Определение временных связей м/у компонентами. 8. Определение координационных и субординационных связей м/у компонентами.
Точка зренияпользователя компоненты руль, рама 2 колеса Координационные отношения м/у компонентами м/у рамой, колесами, рулем Субординационные связи м/у компонентами м/у двумя колесами: первое колесо ведущее, а второе ведомое. Двухколесный велосипед
Точка зрения садовода компоненты корень стебель листья бутон Координационные отношения м/у компонентами Между листьями, стеблем, бутоном Субординационные связи м/у компонентами м/у корнем и стеблем с листьями и бутоном. ЦВЕТОК
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ: причинно-следственные связи.
Причина - побудительное начало, то, что порождает другое или вызывает в нем изменение. Следствие – это то, что с необходимостью вытекает из другого.
Пример В старину между стенами здания, которое необходимо было снести, помещали металлический стержень и разводили под ним костер. При нагревании стержень удлинялся и распирал стены, тем самым, приводя к развалу здания. Причина Следствие - удлинение стержня в результате нагревания - разрушение здания
Определите, где в предложенных ситуациях причина, а где следствие. 1)Камень попадает в окно, оно разбивается в дребезги. 2)Молния ударяет в дерево, оно раскалывается и обугливается. 3)Извергается вулкан, пепел засыпает многометровым слоем город, и он гибнет.
В каких суждениях выражаются истинные причинно-следственные связи между явлениями. 1)Если яблоки красные, то они сладкие. 2)Если у человека повышенная температура, то он болен. 3)Деревья качаются, потому что сегодня порывистый ветер…
Задание на сообразительность. Разгадайте канон. Ум к Ад л уж 5 д 3 ш 2 м ч
Условие - совокупность обстоятельств, без которых данная причина не может вызывать данное следствие. Повод – это событие, которое определяет время возникновения следствия под влиянием причины и условия. Пример Дождь и лужи. Причина – дождь Следствие – лужи Условие – асфальт с углублениями
Пример Простуда Причина Условие Повод Следствие Попадание микробов в организм человека Ослабленный иммунитет Стакан холодной воды Болезнь
Определите пары "причина - следствие", "условие - следствие" и ошибку в установлении причинно-следственной связи: Не было гвоздя - подкова пропала, Не было подковы - лошадь захромала, Лошадь захромала - командир убит, Конница разбита - армия бежит, Враг вступает в город, пленных не щадя, Оттого, что в кузнице не было гвоздя. (причина - следствие) (условие - следствие) (причина - следствие) (логическая ошибка).