Психология решения задач и проблем Лекция 1 Введение в предмет и Рабочие определения
Феноменология познавательных процессов. Мышление М. - Обобщенное и опосредованное отражение действительности Круг явлений мышления: 1. мышление как обобщение и абстрагирование (Платон) 2. мышление как представление (Кант) 3. Акт создание нового
Феноменология познавательных процессов. Мышление Психология в ряду других наук о мышлении: философия, логика, нейронауки, кибернетика, история/социология. Специфика психологического изучения мышления
Феноменология познавательных процессов. Мышление Два определения мышления: - В широком - и узком смысле (В. Петухов)
Феноменология познавательных процессов. Мышление Свойства мышления: 1. Это процесс 2. Это процесс решения 3. Это процесс решения задач или проблем
Феноменология познавательных процессов. Мышление Задачи Проблемные ситуации: Проблемы
Феноменология познавательных процессов. Мышление Что такое задача: Объективная и психологическая структуры задачи Требование Цель Условия Средства
Феноменология познавательных процессов. Мышление Состав мышления: виды мыслительных процессов: 1) Логическое мышление На примере формальной логики. Формы М. – понятие, суждение, умозаключение.
Феноменология познавательных процессов. Мышление Законы формальной логики: 1. Закон тождества: в каждом рассуждении значения используемых понятий постоянны. 2. Закон противоречия: из двух суждений, из которых одно утверждает то, что отрицает другое, одно должно быть ложным. 3. Закон исключенного третьего: при двух суждениях, из которых одно утверждает то, что отрицает другое, не может быть третьего, среднего суждения. 4. Необходимо мыслить на достаточном основании.
Феноменология познавательных процессов. Мышление Условный силлогизм: Если вы досмотрите футбольный матч до конца, вы будете знать его результат. Вы досмотрели матч до конца. Следовательно, вы знаете его результат.
Феноменология познавательных процессов. Мышление Еще один (ошибочный): Если бы вы поняли правило, вы бы решили задачу. Вы не поняли правила. Следовательно, вы не решили задачу. - Дедуктивное и индуктивное мышление - Рассуждающее / интуитивное мышление
Феноменология познавательных процессов. Мышление 2) Аутистическое мышление (Блейлер) 3) Эмоциональное мышление (Майер) 4) Пралогическое мышление (Леви-Брюль)
Феноменология познавательных процессов. Мышление по задачам 5) Репродуктивное и творческое 6) Конвергентное и дивергентное (Гилфорд) 7) Генераторное и критическое (Осборн) 8) Теоретическое и практическое (Теплов)
Феноменология познавательных процессов. Мышление по средствам 9) Абстрактное и конкретное (Гольдштейн) 10) Вербальное/образное/ «ручной интеллект» по способу представления реальности 11) Наглядно- действенное, наглядно-образное и словесно-логическое
Феноменология познавательных процессов. Мышление Эксперименты Н.Н. Поддъякова:
Феноменология познавательных процессов. Мышление Мышление образованного взрослого европейца гетерогенно (П. Тульвисте), т.е. состоит из различных по функции и происхождению видов. Это необходимо для жизни в сложно устроенном мире.
Феноменология познавательных процессов. Мышление Виды задач: 1. По содержанию требования - Задачи на нахождение, задачи на доказательство (Д. Пойа)
Феноменология познавательных процессов. Мышление 2. По организации и полноте условий: - Задачи с полными, неполными или избыточными условиями ; - Правильно и неправильно поставленные задачи.
Феноменология познавательных процессов. Мышление 3. По параметрам цели: - Открытые и закрытые задачи (Гилфорд, Рейтман); - Хорошо определенные и плохо определенные задачи (М. Минский) - Теоретические и практические задачи (Теплов)
Феноменология познавательных процессов. Мышление 4. По наличию средств: - Творческие и репродуктивные задачи
Результаты эксперимента Ж. Мэткалф
Феноменология познавательных процессов. Мышление Отдельные классификации: а) Двигательные (действенные), графические (образные) и пропозициональные (вербальные) задачи (Дж. Брунер) б) «Инсайтные» и «регулярные» задачи.
Феноменология познавательных процессов. Мышление Этапы процесса решения: мыслительной задачи (Пуанкаре, Уоллес) 1. Подготовка (preparation) 2. Созревание (incubation) 3. Вдохновение (озарение) (illumination) 4. Проверка (verification)
Феноменология познавательных процессов. Мышление Методы исследования мышления: 1) Наблюдение и самонаблюдение 2) Экспериментальные методы 3) Моделирование 4) Реконструкция 5) Case-study
Исследование Тихомирова и Виноградова
Феноменология познавательных процессов. Мышление Компьютерная томография
Феноменология познавательных процессов. Мышление Дернер и Таналанд
Феноменология познавательных процессов. Мышление Факторы, влияющие на успешность процесса решения : ФакторыСпособств ующие нахожде нию решения Препятств ующие нахожде нию решения Ситуативн ые 12 Личностны е 34
Феноменология познавательных процессов. Мышление Ситуативные факторы: 1) Количество материала, составляющего проблемную ситуацию. 2) Сложность формулировки условий проблемной ситуации 3) Новизна условий задачи и их контринтуитивность 4) «Сходство» задач – перенос + и -
Феноменология познавательных процессов. Мышление Личностные факторы: 1) Структура и свойства интеллекта 2) Наличие и использование эвристик 3) Личностные особенности. (Более эффективное восприятие реальности, Принятие себя и других, Независимость и потребность в уединении, Отсутствие предубеждений и др.) 4) Организация знаний
Феноменология познавательных процессов. Мышление Проблемы: второй вид интеллектуальных затруднений Нет языковых оснований различать задачи и проблемы, только психологические Исходно πρόβλημα – «то, что выставляется вперед»
Феноменология познавательных процессов. Мышление Проблема - устойчивое противоречие (парадокс, антиномия) Проблематизация Проблемное поле Свойства: - «Навязчивый» характер проблем - Собственная динамика
Феноменология познавательных процессов. Мышление - Отсутствие удачной исходной и множество допустимых формулировок - Сетевидность, - Отсутствие единственного правильного решения - «Непрозрачность» - «Субъективные» координаты
Феноменология познавательных процессов. Мышление Проблема - проблемная ситуация с недостаточно выявленными условиями и неопределенной целью
Феноменология познавательных процессов. Мышление Классификации проблем По материалу - «Интеллектуальные» и «личностные» проблемы По содержанию цели - Теоретические и практические проблемы - «Плюс»- и «минус»-проблемы
Феноменология познавательных процессов. Мышление Эвристика (от греч. heuriskō – нахожу, открываю) – 1) искусство решения задач (Евклид, Папп Александрийский) 2) средство самонаведения на решение задачи или проблемы (Л. Ланда, 1969)
Феноменология познавательных процессов. Мышление Свойства эвристик: 1) Противопоставлена алгоритму; 2) сокращает число перебираемых вариантов или время, необходимое для решения; 3) невозможно доказать оправданность ее применения;
Феноменология познавательных процессов. Мышление 1) можно использовать для разрешения проблемной ситуации при отсутствии полной или даже просто необходимой информации; 2) нет гарантии получения ответа; 3) наличие эвристик не лишает задачу статуса творческой;
Феноменология познавательных процессов. Мышление Классификация эвристик: (критерий - объект приложения эвристики в процессе решения (Спиридонов, 2000)) Индивидуальные эвристики: 1. эвристики, направленные на работу с задачей (например, аналитические) 2. эвристики, наводящие на решение (напр., генерирование гипотез, включение в новые структуры)
Феноменология познавательных процессов. Мышление 3. эвристики, направленные на работу с собственным мышлением (напр., поиск ошибок в собственных рассуждениях); 4. эвристики, нацеленные на оптимизацию процесса решения (напр., перерыв в решении); 5. способы достижения креативного состояния (напр., «ритуалы» начала работы)
Феноменология познавательных процессов. Мышление Коллективные эвристики: 6. эвристики, организующие совместный процесс решения (напр., чередование режимов групповой и индивидуальной работы, функционально-ролевое деление участников).