Кемерово, 23 августа 2012 года Современные технологии создания ресурсной образовательной среды в рамках психолого-педагогического сопровождения в условиях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Advertisements

Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
МОУ открытая (сменная) общеобразовательная школа Рыбинского муниципального района – ресурсный центр по организации психолого- педагогической помощи детям.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Татьяна Владимировна Сафонова заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Психологические риски участников образовательного процесса при переходе.
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Гурович Евгения Геннадьевна зам. директора по УВР ГБОУ « Специальная ( коррекционная ) школа 1 VIII вида »
Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
Практические аспекты построения системной модели деятельности МОУ СОШ 84 по сохранению и укреплению здоровья. Роль и значение уроков ОБЖ при проведении.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
КГСОУ «Канская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида». Соколова Т.А.
Транксрипт:

Кемерово, 23 августа 2012 года Современные технологии создания ресурсной образовательной среды в рамках психолого-педагогического сопровождения в условиях внедрения ФГОС Белоногова Елена Валентиновна кандидат психологических наук, заведующая научно-методическим отделом, Кемеровский областной психолого-валеологический центр

Концептуальные и нормативно-правовые основы сопровождения Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, с. (Практическая психология в образовании) Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г /16 (Т.Е. Волосовец, А.В. Егорова. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 4 февраля 2010 г. Пр-271) ФГОС (2011, 2012) Комплексный здоровьесберегающий подход (Э.М. Казин, А.И. Федоров, Н.Г. Блинова, Е.В. Белоногова, Э.В. Працун и др.)Комплексный здоровьесберегающий подход (Э.М. Казин, А.И. Федоров, Н.Г. Блинова, Е.В. Белоногова, Э.В. Працун и др.) Позитивный подход в психологии образования (Р. Райан, Э. Дэсси, Э. Динер, М. Селигман, Д. Леонтьев, Т. Гордеева и др.)Позитивный подход в психологии образования (Р. Райан, Э. Дэсси, Э. Динер, М. Селигман, Д. Леонтьев, Т. Гордеева и др.)

Сопровождение: основные определения Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и воспитанников в образовательном процессе выступает как особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации (Волосовец, Егорова, 2003). Сопровождение это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально- психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия Три обязательных взаимосвязанных компонента сопровождения: 1.Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. 2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. 3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении (Битянова, 1997).

Уровни системы сопровождения Содержание деятельности сопровождения Категории и целевые группы сопровождения Структуры системы сопровождения Управленчес- кий уровень Административное руководство Служба практической психологии образования (территории, региона) Отделы или специалисты в органах управления образованием, курирующие деятельность региональной или муниципальной Службы практической психологии 3 уровеньНаучно- методическое обеспечение Специалисты служб сопровождения 1 и 2 уровней Региональные и муниципальные учебно-методические центры, методические кабинеты и метод. объединения специалистов Службы, подразделения ИПКиПРО, научных институтов и вузов Академии образования 2 уровеньСпециализированн ое сопровождение Обучающиеся и воспитанники с труд-ностями в обучении и проблемами в развитии Муниципальные ППМС-центры и центры содействия укреплению здоровья, центры профориентации, региональные и муниципальные психолого- медико-педагогические комиссии (ПМПК) 1 уровеньСопровождение в условиях ОУ Все обучающиеся и воспитанники образовательного учреждения Педагоги-психологи и школьные службы и центры здоровья, Психолого-медико- педагогические консилиумы (ПМПк) образовательного учреждения

ОБЩАЯ СХЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ПЕРВИЧНОМ УРОВНЕ СЛУЖБЫ (традиционный подход) Вид деятель -ности Первичная психолого- педагогическая диагностика (первый срез мониторинга) Углубленная комплексная диагностика Психолого- медико- педагогически й консилиум Реализация специальных программ со- провождения Повторная диагностика (второй срез мониторинга ) Охват Все обучающиеся данного ОУ Обучающиеся всех групп риска дезадаптации Обучающиеся групп риска дезадаптации Все обучающиеся данного ОУ Харак- тер НормативныйКлиническийАналитически- проектный Коррекционно- развивающий, профилактич. Нормативный, рефлексивно- аналитический Ответст - венный Педагог-психолог соответствующего учебного звена Руководитель службы сопровождения (педагог-психолог) Председатель консилиума (зам. директора по учеб. работе) Председатель консилиума, руководитель службы Руководитель службы, педагог- психолог учебного звена Реализа -торы Педагог-психолог, учителя, Воспитатели, классный руководитель Педагог-психолог, социальный педагог, врач, физиолог и др. Основные члены консилиума и заинтер. участ- ки учебно- воспит. процесса Кл. рук-ль, учителя, пед.- психолог, соц. педагог, врач, пед. доп. обр-я Педагог-психолог, учителя, классный руководитель, председатель консилиума Методы Косвенная диагностика: опрос педагогов и родителей, наблюдение, анкетирование, экспертные оценки, анализ документов, анализ продуктов деятельности Психометрия, проективная диагностика мед. обследование, функциональная диагностика, сбор анамнеза и др. Комплексное обсуждение, Анализ, Проектирование коррекционных программ Инд. и групп. коррекция (пед., психол., мед., социал.), реабилитация, профил актика, консульт- ние Аналогичные первичной психолого- педагогической диагностике Резуль- тат Выделение групп риска дезадаптации разных уровней проявления: - учебной - социально- психологической - психоэмоциональной - сомато-физиологической Выявление причин и факторов дезадаптивных проявлений и трудностей у обучающихся выделенных групп риска Сборка МПП статуса обуч-ся, выработка единой стратегии сопровождения для проблемного ребенка, группы Создание в ОУ системы коррекц.-разв. социально- психолого- педагогич-х условий Оценка динамики показателей здоро- вья и развития, оценка эффектив- ности сопровожде- ния групп риска дезадаптации

1 ЭТАП. ПЕРВИЧНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (первый срез мониторинга) ОхватВсе обучающиеся данного ОУ ХарактерНормативный (соответствие уровня развития норме) ОтветственныйПедагог-психолог соответствующего учебного звена РеализаторыПедагог-психолог, учителя, воспитатели, классный руководитель МетодыКосвенная диагностика: опрос педагогов и родителей, наблюдение, анкетирование, экспертные оценки, анализ документов, анализ продуктов деятельности РезультатВыделение групп риска дезадаптации разных уровней проявления: - учебной - социально-психологической - психоэмоциональной - сомато-физиологической

ЭТАП 2. УГЛУБЛЕННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ОхватОбучающиеся всех групп риска дезадаптации ХарактерКлинический (определение причин отклонений) ОтветственныйРуководитель службы сопровождения (педагог-психолог) РеализаторыПедагог-психолог, социальный педагог, врач, физиолог и др. МетодыПсихометрия, проективная диагностика медицинское обследование, функциональная диагностика, сбор анамнеза и др. РезультатВыявление причин и факторов дезадаптивных проявлений и трудностей у обучающихся выделенных групп риска

ЭТАП 3. ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ ОУ ОхватОбучающиеся групп риска дезадаптации ХарактерАналитически-проектный ОтветственныйПредседатель консилиума (зам. директора по учебной работе) РеализаторыОсновные члены консилиума и заинтересованные участники учебно- воспитательного процесса МетодыКомплексное обсуждение, анализ, проектирование коррекционных программ РезультатСборка медико-психолого-педагогического статуса обучающихся, выработка единой стратегии сопровождения для проблемного ребенка, группы

ЭТАП 4. РЕАЛИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОхватОбучающиеся групп риска дезадаптации ХарактерКоррекционно-развивающий Реабилитационный Профилактический ОтветственныйПредседатель консилиума, руководитель службы РеализаторыКлассный руководитель, учителя, педагог- психолог, социальный педагог, медицинский работник, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, заместитель по учебно- воспитательной работе МетодыИндивидуальная и групповая коррекция (педагогическая, психологическая, медицинская, социальная), реабилитация, профилактика, консультирование РезультатСоздание в ОУ системы коррекционно- развивающих социально-психолого- педагогических условий для определенных групп обучающихся

ЭТАП 5. ПОВТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА (повторный срез мониторинга) ОхватВсе обучающиеся данного ОУ ХарактерНормативный, рефлексивно-аналитический ОтветственныйРуководитель службы, педагог-психолог учебного звена РеализаторыПедагог-психолог, учителя, классный руководитель, председатель консилиума МетодыАналогичные первичной психолого- педагогической диагностике РезультатОценка динамики показателей здоровья и развития, оценка эффективности сопровождения групп риска дезадаптации

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС

КОМПЛЕКСНЫЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД (ИНТЕГРАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ) интегральное системное качество его индивидуального развития и адаптации. Индивидуальное здоровье человека – интегральное системное качество его индивидуального развития и адаптации.Характеризуется: а) оптимальным осуществлением различных сторон жизнедеятельности личности и функционированием всех систем организма; б) совокупным резервным потенциалом, позволяющим человеку благополучно справляться со стрессогенными факторами и критическими ситуациями. Состояние интегрального здоровья определяется спецификой параметров и показателей функционирования взаимосвязанных подсистем – соматического, психологического и социального благополучия.

КОМПЛЕКСНЫЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД (ИНТЕГРАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ) Для школьника высокий уровень интегрального здоровья тесно связан с успешной адаптацией в условиях образовательного учреждения. Дезадаптивные проявления могут касаться: учебной адаптации (хронические трудности в усвоении учебной программы, неуспеваемость); учебной адаптации (хронические трудности в усвоении учебной программы, неуспеваемость); социально-психологической адаптации (трудности в усвоении школьных норм и правил, конфликты с учителями и сверстниками, нарушения дисциплины, девиантное поведение); социально-психологической адаптации (трудности в усвоении школьных норм и правил, конфликты с учителями и сверстниками, нарушения дисциплины, девиантное поведение); психоэмоциональной адаптации (эмоциональный дискомфорт, тревожность, стресс); психоэмоциональной адаптации (эмоциональный дискомфорт, тревожность, стресс); сомато-физиологической адаптации (нарушения соматического здоровья, обострение хронических заболеваний, отставание в физическом развитии). сомато-физиологической адаптации (нарушения соматического здоровья, обострение хронических заболеваний, отставание в физическом развитии).

КОМПЛЕКСНЫЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД (ИНТЕГРАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ) Соматическое здоровье – подразумевает высокий уровень физического здоровья и развития. Психологическое здоровье – подразумевает высокий уровень психоэмоционального, интеллектуального и личностного благополучия. Социальное здоровье – подразумевает успешную социализацию, здоровое социальное поведение и нормативные ценностные установки. Психологическое здоровье школьников предполагает высокий уровень психоэмоционального, интеллектуального и личностного благополучия, что на социальном уровне проявляется в успешной социализации, здоровом социальном поведении и нормативных ценностных установках.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ: ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ важная антропологическая составляющая интегрального здоровья. Психологическое здоровье – важная антропологическая составляющая интегрального здоровья. Это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни ; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида (по В.И. Слободчикову). Оно достигается не лечебно-медицинскими средствами, а является личностным образованием и формируется в результате активизации внутренних психологических ресурсов самого человека (по Н.П. Локаловой). Психологическое здоровье характеризует личность в целом и находится в непосредственной связи с психологической культурой личности и проявлениями человеческого духа. Индивидуальная норма психологического здоровья есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития (по И.В. Дубровиной).

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ (ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ) предполагает становление и развитие у них в условиях образовательной среды: Психологическое здоровье школьников предполагает становление и развитие у них в условиях образовательной среды: психоэмоционального комфорта;психоэмоционального комфорта; адекватного социального поведения, умения строить позитивные отношения с окружающими и взаимодействовать в группе;адекватного социального поведения, умения строить позитивные отношения с окружающими и взаимодействовать в группе; стрессоустойчивости и копинга;стрессоустойчивости и копинга; понимания, принятия себя и других;понимания, принятия себя и других; креативности и чувства юмора;креативности и чувства юмора; оптимистического (позитивного) мышления;оптимистического (позитивного) мышления; позитивных жизненных целей, умения их ставить и достигать;позитивных жизненных целей, умения их ставить и достигать; умения делать выбор и нести за него ответственность;умения делать выбор и нести за него ответственность; внутренней мотивации социально значимых видов активности;внутренней мотивации социально значимых видов активности; самостоятельности, личностной автономии и самодетерминации;самостоятельности, личностной автономии и самодетерминации; умения радоваться жизни и получать удовольствие от различных социально продуктивных видов активности;умения радоваться жизни и получать удовольствие от различных социально продуктивных видов активности; реализации своего потенциала в труде, учебе, общении, творчестве, спорте;реализации своего потенциала в труде, учебе, общении, творчестве, спорте; переживания осмысленности жизни.переживания осмысленности жизни.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ (ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ) Уровни психологического здоровья личности (по Б.С. Братусю): Собственно личностный – высший уровень (цели, ценности, смыслы, самосознание, мотивация, самодетерминация); Инструментальный уровень (интеллект, способности, характер, операциональные и социальные навыки); Уровень психофизиологических механизмов (психофизиологическая регуляция и нейропсихологическая основа психических функций).

ПОЗИТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ (ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ) В структуре психологического здоровья можно выделить следующие основные компоненты: а) когнитивное здоровье (определяется развитием интеллекта в целом и отдельных его функций); б) психоэмоциональное здоровье (определяется психологическим благополучием); в) личностное здоровье (определяется развитием личностных ресурсов и личностным потенциалом).

ПОЗИТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ (ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ) Когнитивное (интеллектуальное) здоровье определяется качеством развития и функционирования интеллекта в целом – как общих способностей человека к познанию, пониманию и разрешению проблем. Интеллект объединяет отдельные познавательные процессы – восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, воображения, значимые для обучения, развития мировоззрения и социальной адаптации личности. Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, так же можно повысить или понизить КПД интеллекта человека. В медицинских источниках когнитивное здоровье определяется как устойчивость к возможности развития психических расстройств и включает в себя: точность восприятия жизни (реализм), мудрость и здравомыслие, адекватность самооценки, зрелость (противоположность инфантилизму), прогностическую компетентность.

ПОЗИТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ (ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ) интегральная субъективная оценка качества жизни, это устойчивая индивидуальная характеристика, которая у каждого человека варьирует в пределах ограниченного индивидуального диапазона (по Э. Динеру). Психологическое (субъективное) благополучие – интегральная субъективная оценка качества жизни, это устойчивая индивидуальная характеристика, которая у каждого человека варьирует в пределах ограниченного индивидуального диапазона (по Э. Динеру). Структура субъективного благополучия: частота положительных эмоций в жизни; (1) частота положительных эмоций в жизни; (2) частота отрицательных эмоций; (3) удовлетворенность жизнью как обобщенная сравнительно рациональная ее оценка. Эмоциональное ощущение благополучия или неблагополучия служит наиболее общей интегральной оценкой самими учащимися и их родителями качества образовательного учреждения (образовательной среды).

ПОЗИТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ (ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ) Структура личностного потенциала включает три группы переменных (по Д.А. Леонтьеву): а)связанные с успешностью самоопределения в пространстве возможностей и выбора цели для последующей реализации – потенциал самоопределения; б)связанные с организацией целенаправленной деятельности – потенциал реализации; в)связанные с сохранением устойчивости и цельности на фоне неблагоприятных или враждебных обстоятельств – потенциал сохранения. Именно личностный потенциал саморегуляции выступает как основа собственно личностного развития (в отличие от психического и социального), как мера личностной зрелости и основная мишень воспитания.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ (ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ по В.А. Ясвину) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (в узком смысле) – среда для организации образовательного процесса, проектируемая в соответствии с педагогической теорией и стратегией, задающими идеальные образцы, в соответствии с которыми строится процесс формирования личности. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (в широком смысле) – интегральная характеристика воздействия всего комплекса условий, в которых протекает жизнедеятельность учащихся в стенах образовательного учреждения, на их психологическое состояние, успешность учебной деятельности и личностное развитие. Качественная образовательная среда в равной мере должна обеспечивать возможности для личностного развития всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей и других лиц, включаемых в социальный компонент данной среды. Анализ комплекса возможностей для удовлетворения и развития потребностей и ценностей субъектов образовательного процесса, обеспечиваемый образовательной средой, может выступать как интегративный критерий качества данной образовательной среды.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ (ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ по В.А. Ясвину) КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, влияющие на психологическое благополучие и личность учащихся (рабочая модель): Поддержка автономии учащегося. Поддержка активности учащегося. Богатство, или широта. Интенсивность. Индивидуальность. Устойчивость. Непротиворечивость, или обобщенность. Когерентность (внешняя согласованность). Доминантность. Инновационность. Динамичность. Теплота. Безопасность. Структурированность.

РЕСУРСНАЯ АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩАЯ (ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (по Э.М. Казину и др.) Критерии оценки степени сформированности здоровьесберегающего компонента образовательной среды: – сформированность системы представлений о ЗОЖ; (1)Когнитивный – сформированность системы представлений о ЗОЖ; – сформированность мотивационно- волевой регуляции здорового социального поведения и образа жизни; (2)Мотивационно-волевой – сформированность мотивационно- волевой регуляции здорового социального поведения и образа жизни; – сформированность операциональной структуры деятельности по ведению ЗОЖ; (3)Инструментально-деятельностный – сформированность операциональной структуры деятельности по ведению ЗОЖ; (4)Эмоциональный – состояние психоэмоционального самочувствия в процессе и результате реализации здоровьесберегающей работы; (5)Адаптивно-ресурсный – ресурсы физиологической и психологической адаптации в процессе и результате реализации здоровьесберегающей работы.

СЕТЕВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Возрастные, гендерные, физиологические и социально-педагогические факторы психологического здоровья обучающихся и воспитанников» объединяет 5 областных экспериментальных площадок (в г.г. Кемерово, Новокузнецк, Мариинск, Киселевск) Цель экспериментальной деятельности: Выявление и исследование роли и взаимосвязи физиологических, гендерных, личностных и социально-педагогических (образовательных средовых) факторов психологического здоровья обучающихся и воспитанников различных ступеней общего образования.

Задачи экспериментальной деятельности: Исследовательские: Исследовать показатели психологического здоровья (благополучия) обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Кемеровской области с позиций позитивного подхода, содержательно определить психологический статус здоровой личности.Исследовать показатели психологического здоровья (благополучия) обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Кемеровской области с позиций позитивного подхода, содержательно определить психологический статус здоровой личности. Оценить вклад показателей индивидуального психофизиологического и личностного потенциалов в формирование школьной адаптации и психологического здоровья обучающихся.Оценить вклад показателей индивидуального психофизиологического и личностного потенциалов в формирование школьной адаптации и психологического здоровья обучающихся. Проанализировать возрастную динамику показателей психологического благополучия в процессе школьного обучения, выявить специфику взаимосвязи физиологического и личностного факторов психологического здоровья на различных ступенях обучения с учетом гендера.Проанализировать возрастную динамику показателей психологического благополучия в процессе школьного обучения, выявить специфику взаимосвязи физиологического и личностного факторов психологического здоровья на различных ступенях обучения с учетом гендера. Выявить факторы образовательной среды, значимые в плане формирования и сохранения психологического здоровья обучающихся и воспитанников.Выявить факторы образовательной среды, значимые в плане формирования и сохранения психологического здоровья обучающихся и воспитанников. Выявить специфику психологического здоровья и взаимосвязи факторов, его определяющих, для обучающихся образовательных учреждений различных видов и типов, а также – особенности нарушений психологического здоровья и личностных дефицитов.Выявить специфику психологического здоровья и взаимосвязи факторов, его определяющих, для обучающихся образовательных учреждений различных видов и типов, а также – особенности нарушений психологического здоровья и личностных дефицитов.

Задачи экспериментальной деятельности: Практико-методические: Разработать рекомендации по развитию личностного потенциала и укреплению психологического здоровья школьников, профилактике нарушений психологического здоровья и дефицитов личностного развития школьников.Разработать рекомендации по развитию личностного потенциала и укреплению психологического здоровья школьников, профилактике нарушений психологического здоровья и дефицитов личностного развития школьников. Подобрать и апробировать соответствующий задачам психодиагностический инструментарий на различном контингенте школьников.Подобрать и апробировать соответствующий задачам психодиагностический инструментарий на различном контингенте школьников. Определить критерии физиологической адаптации психологически благополучных школьников, выделить стандартные возрастные и гендерные показатели функциональной адаптации на выборке психологически благополучных школьников.Определить критерии физиологической адаптации психологически благополучных школьников, выделить стандартные возрастные и гендерные показатели функциональной адаптации на выборке психологически благополучных школьников.

Темы экспериментальных заданий 1.Критерии и характеристики психологически здоровой личности обучающихся различных ступеней образования (Психологический статус здоровой личности). 2.Выявление ресурсов физиологической адаптации и образовательной среды, значимых в отношении формирования психологического здоровья обучающихся. 3.Особенности психологического здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях интернатного типа, проживающих в крупном промышленном городе (с позиций позитивного подхода). 4.Особенности психологического здоровья обучающихся и воспитанников и структура его нарушений в образовательных учреждениях различного типа и вида. 5.Выявление социально-психолого-педагогических условий формирования ресурсной образовательной среды в лицее- интернате, благоприятных для оптимальной адаптации и личностного развития воспитанников.

ОБЩАЯ ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА ЦИКЛА СОПРОВОЖДЕНИЯ (ПОЗИТИВНЫЙ ПОДХОД) этапы Экспертно- диагностический ПроектировочныйОрганизационно- практический Рефлексивно- аналитически й Виды деятельности Диагностика психологи- ческих и физиологичес- ких показателей развития, экспертиза образовательной среды (первый срез мониторинга) Разработка проекта ресурсной (адаптивно- развивающей) образовательной среды Реализация проекта, создание системы ресурсных образо- вательных условий, внедрение коррек- ционных технологий Второй срез мониторинга, рефлексия реализации проекта, оценка эффект-ти организационно- практического этапа Объект воздействия (параметры и показатели) 1.Психологическое благополучие 2.Личностный потенциал (личностные ресурсы адаптации и саморегул-и) 3.Физиологические ресурсы адаптации 4.Значимые компоненты образоват. среды Компоненты и параметры образовательной среды, значимые в плане развития личности и психологического благополучия обучающихся 1. Компоненты и пара- метры образ. среды, значимые в плане: - развития личности и психол. благополучия; - коррекции дефицитов 2. Показатели развития, здоровья и адаптации «проблемных» учащихся 1.Мониторируемые параметры и показатели. 2.Система ресурсных условий обр. среды. 3.Показатели развития, здоровья и адаптации «проблемных» учащ-ся. 4.Система коррекционных условий образов. среды Организаторы и реализаторы Специалисты службы сопровождения первичного и третичного уровней (КОПВЦ), директор ОУ ВНИК: директор ОУ, науч. руководитель, специалисты службы сопровождения ОУ Специалисты службы сопров-я 1 и 2 уровней, рук-во и педколлектив ОУ, педаг. доп. образ-я Директор ОУ, науч. руководитель, спец-ты службы сопровождения 1 и 3 уровней РезультатОценка: 1. степени психологич-го благополучия школьников 2. уровня их личностного развития 3. психолог. и физиологич. ресурсов адаптации Выявление: 4. образов. факторов риска дефицитов физиологич. и психол. ресурсов адаптации и психологич. благополучия уч-ся Проектирование образовательной среды, способствующей психологическому благополучию и развитию личностного потенциала учащихся 1. Создание системы условий для развития личности и психол. благополучия уч-ся. 2. Организация системы специального психол.-педагогич. сопровождения учащихся с проблемами в здоровье, развитии и адаптации 1.Оценка динамики мониторируемых показателей. 2.Оценка эффективности и выявление причин недост. эффект-ти проекта. 1.Корректировка замысла и технологий проекта. 2.Оценка эффективности коррекц. технологий и их корректировка

ЭТАП 1. ЭКСПЕРТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ Виды деятельности Диагностика психологических и физиологических показателей, экспертиза образовательной среды (первый срез мониторинга) Объект воздействия (параметры и показатели) 1.Психологическое благополучие 2.Личностный потенциал (психологические ресурсы адаптации и саморегуляции) 3.Физиологические ресурсы адаптации 4.Значимые компоненты образовательной среды Организаторы и реализаторы Специалисты службы сопровождения первичного и третичного уровней (КОПВЦ), директор ОУ РезультатОценка: 1. степени психологического благополучия школьников 2. уровня их личностного развития 3. психологических и физиологических ресурсов адаптации личности Выявление: - дефицитов личностного развития и психологического благополучия учащихся - дефицитов ресурсов адаптации - факторов риска образовательной среды

ЭТАП 2. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ Виды деятельностиРазработка проекта ресурсной образовательной среды Объект воздействия (параметры и показатели) Компоненты и параметры образовательной среды, значимые в плане развития личности и психологического благополучия обучающихся Организаторы и реализаторы ВНИК: директор ОУ, научный руководитель, специалисты службы сопровождения ОУ РезультатПроектирование образовательной среды, способствующей психологическому благополучию и развитию личностного потенциала учащихся

ЭТАП 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ Виды деятельностиРеализация проекта, создание системы ресурсных образовательных условий, внедрение коррекционных технологий Объект воздействия (параметры и показатели) 1. Компоненты и параметры образовательной среды, значимые в плане: - развития личности и психол. благополучия; - коррекции дефицитов 2. Показатели развития, здоровья и адаптации «проблемных» учащихся Организаторы и реализаторы Специалисты службы сопровождения 1 и 2 уровней, руководство и педагогический коллектив ОУ, педагог дополнительного образования Результат1. Создание системы условий для развития личности и психологического благополучия учащихся. 2. Организация системы специального психолого-педагогического сопровождения учащихся с проблемами в здоровье, развитии и адаптации

ЭТАП 4. РЕФЛЕКСИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ Виды деятельностиВторой срез мониторинга, рефлексия реализации проекта, оценка эффективности организационно- практического этапа Объект воздействия (параметры и показатели) 1.Мониторируемые параметры и показатели. 2.Система ресурсных условий образовательной среды. 3.Показатели развития, здоровья и адаптации «проблемных» учащихся. 4.Система коррекционных условий образовательной среды. Организаторы и реализаторы Директор ОУ, методист, научный руководитель, специалисты службы сопровождения 1 и 3 уровней Результат1.Оценка динамики мониторируемых показателей. 2.Оценка эффективности проекта и выявление причин его недостаточной эффективности. 3.Корректировка замысла и технологий проекта. 4.Оценка эффективности коррекционных технологий и их корректировка.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!