В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы школы. Бехтянова Юлия Юрьевна, заместитель директора по УВР МОУ.
Advertisements

ФГОС: новые образовательные результаты.. Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Взгляд на современный урок. Теория учебной деятельности учебных задач УРОКА предполагает решение системы учебных задач, которые разворачиваются для детей.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Средняя общеобразовательная школа 14 города Костромы Педсовет «Базовые образовательные технологии введения ФГОС»
Формирование УУД средствами ИЯ лаборатория учителей ИЯ.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Некрасова Н.А. учитель истории, обществознания МБОУ «Лицей 89»
Системно-деятельностный подход как основа стандартов второго поколения.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Системно – деятельностный подход – основа ФГОС нового поколения Селезнева В.И., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ 3 г. Рассказово.
ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем.
L/O/G/O Способы их формирования ФГОС второго поколения Универсальные учебные действия.
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море.
Транксрипт:

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СТАНДАРТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ? СТАНДАРТ - НЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ, а ЦЕЛЕВОЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ, РАЗВИВАЮЩИЙ! СТАНДАРТ РЕЗУЛЬТАТОВ!

Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия Личностные ценностно-смысловые установки личностной позиции, соц. компетентности, основы российской гражданской идентичности, саморазвитие, мотивация РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат? ФГОС «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату?

ФГОС: каким образом можно получить новый результат? организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. ФГОС: I. Общие положения. п. 5

представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся. Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно - деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Деятельностная парадигма образования: планируемые результаты и система оценки Деятельностная парадигма образования: планируемые результаты и система оценки Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач Оценивается В образовательном процессе реализуется

УРОК УРОК Цели и задачи урокаСодержание Деятельность учителя и ученика Педагогические технологии Профессионализм педагога

Углубление понимание целей урока Совершенствование средств и способов организации деятельности обучающихся на уроке на основе современного понимания сущности и характера обучения Поиск гибкой и вариативной структуры и расширение типологии урока

традиционная по Б. П. Есипову комбинированный урок; урок по ознакомлению учащихся с новым материалом; урок закрепления и повторения знаний; урок общения и систематизации изученного; урок выработки и закрепления умений и навыков; уроки проверки знаний и разбора проверочных работ. на основе развивающего обучения по Ю. А. Конаржевскому урок постановки учебной задачи; урок решения учебной задачи; урок моделирования и преобразования модели; урок решения частных задач с применением открытого способа; урок контроля и оценки. по Л. Г. Петерсон урок открытия нового знания; урок общеметодологической направленности; урок развивающего контроля; урок рефлексии. ТИПЫ УРОКОВ Классификация уроков

– это проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем исходные. А.М. Кондаков УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя: обнаруживают предмет своего действия; исследуют его, совершая разнообразные учебные действия; преобразуют (переформулируют или предлагают свое описание и т.д.); частично запоминают. УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

учебных задач УРОКА предполагает решение системы учебных задач, которые разворачиваются для детей в форме УРОКА Учебная задача общий способ действия Учебная задача – это такая задача, решая которую дети открывают наиболее общий способ действия для целого класса задач период Единицей проектирования и анализа учебного процесса должен стать период, а не отдельный урок

Цель Мотив Учебная задача Учебные действия Самоконтрол ь Самооценка Результат: коррекция или новая учебная задача I этап постановки учебной задачи II этап решения учебной задачи III этап конкретизации открытого способа действия (этап решения частных задач) Этапы учебной деятельности:

Проектироваться должен не отдельный урок, а цикл уроков (период) Урок должен строиться в зависимости от его места в цикле постановки и решения детьми учебной задачи При проектировании урока необходимо точно ответить на вопросы: «Какие изменения (приращения) в детских действиях произошли?» «С чем дети уйдут с урока?», «Какой продукт деятельности будет освоен детьми?»

1 этап – вводные (постановочные) уроки 2 этап – уроки решения учебной задачи 3 этап – уроки конкретизации открытого способа действия

Личностные результатыМетапредметные результаты СамоопределениеРегулятивные Смыслообразование Коммуникативные Ценностная и морально-этическая ориентация Познавательные Предметные результаты освоения образовательной программы ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССОВ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Тип урока Урок постановки учебной задачи Урок решения учебной задачи Урок моделирования и преобразования модели Форми- руемые УУД мета- предметные результаты Регулятивные: контроль, оценка, целеполагание. Коммуникативные Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ- компетентности. Познавательные: знаково- символические. Коммуникативные личностные результаты Самоопределение Смыслообразование Нравственно- этическое оценивание Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Смыслообразование Нравственно- этическое оценивание ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА по Ю. А. Конаржевскому

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ Этапы урока ЦелиМетапредметные результаты освоения программы Личностные результаты Деятельность учащихся (содержание, формы работы, приёмы, методы) 1. Этап целеполагания и самоопределения к учебной деятельности -мотивация учащихся к учебной деятельности; -определение содержательных рамок урока и способов деятельности Регулятивные (управление своей деятельностью..) Познавательные (работа с информацией, выполнение логических операций..) Смыслообразование (сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности) Опора на жизненную ситуацию. Приёмы «Привлекательная цель», «Отстроченная отгадка», «Практичность теории» и др. 2. … 7. Рефлексия учебной деятельности - фиксация нового знания; - оценка собственной деятельности на уроке… Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция) Смыслообразование (сформированность мотивации к дальнейшему обучению) Самоопределение Приёмы «Ключевое слово», «Цепочка пожеланий», «Заверши фразу», мини-сочинение и др.

Организационный момент Актуализация знаний Проблемное объяснение знаний с использованием моделей и схем Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний и повторение Итог урока. Рефлексия

Системно-деятельностный подход УРОК Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Чему учить? Обновление содержания Ради чего учить? Ценности образования Как учить? Обновление средств обучения Формирование универсальных способов действий

Базовые образовательные технологии: подходы к отбору Базовые образовательные технологии: подходы к отбору Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовые и повышенные Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

Базовые технологии стандартов второго поколения Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространствооткрытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности,инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса,среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессомсовременные системы управления учебным процессом

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ Базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

Рекомендации по проектированию этапов урока в соответствии с технологической картой времяэтапцельтребованиярекомендации I 2 мин Организационн ый этап Мотивация к учебной деятельности; включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.; беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

Этапы урокаКритерии оценки эффективности урокаОценка 1.Этап актуализации обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока (ЗУНы по данному предмету, знания и умения из других предметных областей, обобщенные способы деятельности, личный жизненный опыт); оригинальность используемых педагогом приемов актуализации; активность ученической позиции (связана с формой организации деятельности: фронтальная + индивидуальный опрос, коллективная дискуссия, работа в малых группах и т.п.) 10 б. 2. Этап проблематизации наличие конструктивного конфликта (представленность разных точек зрения, разных взглядов, позиций относительно темы урока); четкость обозначения обучающимися границы своего «знания» - «незнания»; активность ученической позиции 10 б баллов – урок ориентирован на предметный результат, личностные и метапредметные результаты появляются случайным образом баллов – урок ориентирован на комплексное достижение результатов образования, требуемых ФГОС баллов - урок ориентирован на комплексное достижение результатов образования, требуемых ФГОС, учитель использует интересные методические приемы формирования УУД. Анализ урока с позиции формирования УУД