Формирование экономики, основанной на знаниях: образование в условиях глобализации и конкурентной среды Бруно Лапорте Руководитель, Отдел по развитию человеческого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гапоненко А.Л. 1 Предпосылки формирования в России экономики основанной на знаниях.
Advertisements

Первоочередные меры для развития диалога и усиления роли НКО: представление обучающего и грантового компонента Программы «ДИАЛОГ» Екатерина Лебедева,
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Концепция развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Коломенцев Д.В. Воронеж 2014.
Конференция РМЦ/НАУМИР Микрофинансирование в России на пороге перемен: уроки кризиса и новые возможности Ноябрь 2010 г. G20 и всеохватывающая финансовая.
Магистерская программа ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ( НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА )
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Выполнил: «Информационная культура в информационном обществе: основные аспекты, проблемы, перспективы»
Транксрипт:

Формирование экономики, основанной на знаниях: образование в условиях глобализации и конкурентной среды Бруно Лапорте Руководитель, Отдел по развитию человеческого потенциала 24 марта 2008 г., Киев, Украина

Часть I – Представление о глобализации и об экономике, основанной на знаниях (ЭЗ) Часть II – Поиск талантов и умений Часть III – Адаптация систем образования и обучения к экономике, основанной на знаниях Выводы План выступления

Часть I: Представление об экономике, основанной на знаниях

Мировая торговля товарами и услугами % ВВП Торговля товарами и услугами (%ВВП) Торговля товарами (%ВВП) Торговля услугами (%ВВП) Торговля товарами (триллионы $США – правая ось) Триллионы долларов США

Приток ПИИ ( ) Триллионы долларов США % ВВП 1 - Мир 2 - Развитые страны 3 - Развивающиеся страны 4 - Мир (% ВВП, правая ось) 5 – Развитые страны (% ВВП, правая ось) 6 – Развивающиеся страны (%ВВП, правая ось)

Иммиграция в страны ОЭСР (1990 и 2000) Млн. человек Начальное среднее Высшее нет данных Мир 1990ОЭСР 1990

Резкое увеличение численности работников в мире. От экономики стран требуется гибкость, чтобы приспосабливаться и реагировать на задачи, поставленные глобализацией Повышение эффективности работы рынков труда, чтобы работники могли перемещаться в более перспективные районы Расширение доступа к образованию и обучению - чтобы развивать навыки работников в соответствии с быстрой сменой технологий и непрерывными инновациями Обеспечение достаточной социальной защиты работников в период приспособления к новым условиям Глобализация трудовых ресурсов

Мировые темпы роста в ключевых областях ИКТ, Млн. Персональные компьютеры Линии телефонной связи Абоненты мобильной связи Пользователи интернет

Способность создавать знания, получать к ним доступ и применять их становится основным фактором, определяющим конкурентоспособность на мировой арене Инновационным стратегиям принадлежит решающая роль в обеспечении способности стран к конкуренции и росту в условиях глобализации Появляются новые модели производства знаний, обеспечения доступа к ним и их распространения (напр., открытый доступ к ресурсам, сообщества знаний…) Переход к отраслям, интенсивно применяющим знания, подчёркивает важность хорошо развитых умений и таланта Возможности технологий меняют способы взаимодействия между государством, бизнесом и гражданами Знания и конкурентоспособность

Экономика, основанная на знаниях, использует знания в качестве основного «локомотива» конкурентоспособного роста. В такой экономике знания приобретаются, создаются, распространяются и эффективно применяются в целях содействия экономическому развитию Переход от традиционной экономики к экономике, основанной на знаниях, требует долгосрочных инвестиций в образование, инновации и ИКТ, а также соответствующих экономических и институциональных условий, которые обеспечивали бы эффективную мобилизацию и размещение ресурсов. Представление об экономике, основанной на знаниях

Знания и экономический рост Рост подушевого ВВП: Венгрия и Южная Корея

Методология оценки знаний Инструмент для сравнительного анализа : Рассматривает относительные сильные и слабые стороны, позволяет определить подходящие стратегии и инвестиции для перехода к ЭЗ Позволяет одновременно анализировать широкий спектр актуальных факторов с использованием межотраслевого подхода (важно для выработки непротиворечивых стратегий) Сравнения проводятся на базе 83 структурных и качественных переменных для 140 стран Все переменные нормализованы по шкале от 0 (слабейшие) до 10 (сильнейшие). Порядок нормализации предусматривает присвоение рейтинга результатам страны; таким образом, методология оценки знаний (МОЗ) показывает относительные результаты.

Базовая оценка: на примере схемы Spidergram, Эстония, Российская Федерация, Украина Годовой рост ВВП (%) Пользователей Интернет на 1000 чел. Компьютеров на 1000 чел. Всего телефонов на 1000 чел. Валовой показатель зачисления в ВУЗы Валовой показ-ль зачисления в средние УЗ Грамотность взрослого населения (% лиц 15 лет и старше) Индекс человеческого развития Тарифные и нетарифные барьеры Качество нормативной базы Господство закона Роялти и поступления (US$/население) Статьи в технич. журналах/млн.чел Патенты, выданные Бюро по патентам и товарным знакам США/млн.чел. Сравниваемая группа: все страны Тип: взвешенные показатели Год: последний доступный (МОЗ 2007)

Индекс экономики, основанной на знаниях Глобальные сопоставления с учётом времени

Стратегии для экономик, основанных на знаниях Экономический и институциональный режим Население, имеющее образование и навыки, может эффективно использовать знания Система организаций, способная ассимилировать и адаптировать глобальные знания, а также формировать местные знания Образование Система инноваций Способствует эффективной коммуникации, обработке и распространению информации Информационная инфраструктура ЭИР обеспечивает стимулы для эффективного создания, распространения и использования существующих знаний Взаимозависимые Взаимосвязанные

Часть II: поиск талантов и навыков Источник: The Economist, октябрь 2006 г.

Рост мировой торговли в секторе производства - по уровню насыщености технологичных рыночных продуктов Высокие технологии Средние – высокие технологии В целом Низкие технологии Средние – низкие технологии Рост объема торговли в стоимостном выражении (%)

Растущий спрос на учёных и инженеров Наука, технология и инновации играют основную роль в усилиях, направленных на ускорение темпов экономического роста и повышение благосостояния в обществе. Спрос на специалистов в области естественных наук и инженерных дисциплин (ЕНИ) в странах ОЭСР увеличился: в настоящее время лица, имеющие профессии, связанные с ЕНИ, составляют 25-35% от общей численности занятых

Источник: Education at a Glance 2007 Чистые показатели зачисления в систему образования (%) лет (2005)

Источник: база данных World Bank Edstats ( Выпускники, имеющие инженерные профессии и профессии, связанные с производственными отраслями и строительством (% от общей численности выпускников ВУЗов, среднее за ) ©Knowledge for Development, WBI

Источник: Autor, Levy, and Murnane (2003) The Skill Content of Recent Technological Change: An Empirical Exploration, Quarterly Journal of Economics. Изменения требований к умениям с учётом выполняемой работы, США: 1960–98

Источник: МОТ. Март "Portability of Skills." Женева. Компетенции для XXI-го века

Меньше, чем вы думали… «Из 100 выпускников, имеющих требуемое образование, сколько вы могли бы трудоустроить, если бы нужны были все?» Средневзвешенное значение для всех стран с низким уровнем заработной платы в выборке 1, % Средневзвешенное значение Среднее значение для молодых специалистов с университетским образованием Биолог/медик /социолог Инженер Финансы/ бухучет АналитикСпециалист широкого профиля

Обучение специалистов по естественнонаучным/инженерным направлениям с учётом нужд глобального рынка труда Обучающиеся естественнонаучным и инженерным дисциплинам должны владеть широким спектром навыков и ноу-хау, быть гибкими и мобильными, а также способными работать в разных странах Главное в повышении качества специалистов в естественнонаучной и инженерной сфере в глобальном масштабе – связать образование с практикой. Необходимо следующее: Сформировать компетенцию для работы в условиях глобальной экономики как основную квалификацию выпускников по естественнонаучным и инженерным дисциплинам Повысить гибкость: не только иметь компетенции в инженерной сфере, но и обладать деловыми, управленческими умениями и навыками Повысить международную мобильность учащихся, исследователей и специалистов Формировать партнёрские отношения, напр. увязывать обучение по естественнонаучным/инженерным дисциплинам с производственной практикой Таким образом, для работы в естественнонаучной/инженерной сфере в условиях глобализации требуются предпринимательские способности, способность устанавливать и поддерживать отношения, а также способность управлять изменениями. Источник: Global Engineering Excellence Study, 2007

Часть III – Адаптация систем образования и обучения в интересах экономики, основанной на знаниях

Образование: важнейший фактор, обеспечивающий формирование ЭЗ Общество Организация Индивид Экономика, основанная на знаниях Организация, основанная на знаниях Работник, опирающийся на знания - Базовое образование - После-базовое образование - НИОКР и прикладные исследования - Развитие человеческого потенциала - Способность к исследованиям и инновациям - Непрерывное обучение

Решить задачи первого порядка: доступ, справедливость, качество, гендерный баланс Скорректировать условия обучения и преподавания с учётом новых требований к компетенциям (новые умения для ЭЗ: решение задач, коммуникативные умения, работа в группе) Расширить возможности и сформировать компетенции в системе среднего образования Осуществлять инвестиции в систему актуального и высококачественного высшего образования, особенно по естественнонаучным и инженерным дисциплинам Улучшить финансирование образования, в том числе – прояснив роли частного сектора и государства Образовательная стратегия: уровень страны

Работать с государственными органами над созданием систем квалификаций Влиять на качество «человеческого капитала», произведённого поставщиками образовательных услуг, в области соответствующих «групп умений» Внедрять комплексные стратегии повышения квалификации работников Совершенствовать обучение на предприятиях для формирования конкретных умений и навыков Привлекать и удерживать достаточное количество исследователей и опытных руководителей исследовательских проектов Образовательная стратегия: уровень организации

Уделять внимание потребностям молодёжи и взрослых, которые не охвачены системой формального образования и обучения на рабочем месте Предусмотреть многообразные способы обучения и преподавания для приобретения квалификаций в рамках национальной системы квалификаций Предусмотреть стимулы для развития структур, предоставляющих образование и обучение Создать системы сертификации и аккредитации Разработать соответствующие механизмы финансирования для предприятий и граждан Использовать технологии: радио, ТВ, интернет, интерактивное видео… Образовательная стратегия: индивидуальный уровень

Системы обучения Формальное обучение 80 Возрас т 0 Возрас т Неформальн ое обучение Обучение вне учебных заведений Внедрение комплексных стратегий непрерывного обучения

Как изменить систему образования: основные рычаги Основные рычаги Руководство Финансирование Обеспечение качества Преподаватели Управление ИКТ Пересмотр роли государства Формирование союзов и партнёрских отношений Опора на технологии и инновации

Пересмотр роли государства Роль государства должна измениться: от контролёра и поставщика – к «посреднику» и гаранту качества Использование стимулов для устранения случаев несостоятельности рынка Акцент – на обеспечении качества посредством сертификации, аккредитации и участия в международных сравнительных исследованиях Предоставление информации всем заинтересованным сторонам о потребностях рынка, качестве поставщиков услуг, качестве обучаемых

Формирование союзов и партнёрских отношений СМИ и парламентарии Государственно-частные партнёрства Партнёрские отношения с НПО Связи с национальными диаспорами

Опора на технологии и инновации ИКТ для управления образовательными системами ИКТ для деловых операций в сфере образования ИКТ для библиотек и учебных ресурсов ИКТ для преподавания

Способность стран эффективно действовать в условиях ЭЗ решающим образом зависит от наличия высококвалифицированных, открытых к инновациям и гибких человеческих ресурсов, особенно в сфере естественнонаучных и инженерных дисциплин Адаптация систем образования и обучения к ЭЗ требует длительных инвестиций и мер стратегического и системного характера Также необходимо сформировать новые партнёрские отношения между государством и представителями частного сектора и гражданского общества Но больше всего необходим иной вид руководства и формирование потенциала в разных обучающих и образовательных системах. Выводы