Использование технологии уровневой дифференциации обучения с элементами ИКТ на уроках физики
Итоги входного контроля по физике
Профили работы учащихся в зависимости от темпа усвоения знаний при использовании технологии разноуровневого обучения Высокий Средний Низкий 5,6 3,4 1,
Профили работы учащихся в зависимости от темпа усвоения знаний при использовании технологии уровневой дифференциации обучения Высокий Средний Низкий 33 Учебная группа Обязательная часть зачета Обязательная часть зачета 4455 Дополнительная часть зачета Дополнительная часть зачета
В начале изучения тематического блока при использовании технологии уровневой дифференциации обучения (УДО) группа недифференцирована, при использовании разноуровневого обучения (РУО) имеются мобильные группы с различной целевой установкой на изучение нового материала. Вывод: УДО создает более благоприятный психологический климат, не навязывая ярлыков «сильный» и «слабый», что в условиях нестабильных учебных навыков учащихся НПО позволяет легче преодолеть их инерцию и заинтересовать учебным процессом.
На этапе закрепления ЗУН УДО позволяет произвести дифференциацию без явного указания преподавателем критерия «слабый-сильный». Учащимся можно предложить варианты разной сложности, задания пропедевтического характера, упражнения на повторение, разделив их на группы по виду деятельности. Группы могут быть нестабильными даже в пределах одного урока, а при изучении следующей темы могут измениться значительно. Вывод: Механизм дифференциации при УДО создает обстановку равного отношения ко всем учащимся группы со стороны преподавателя.
При сдаче зачета УДО предоставляет учащимся аналогичные профили контроля ЗУН, в то время как РУО требует выполнить более значительный объем работы для получения слабыми учащимися более высокой оценки. Вывод: Отсутствие необходимости проделывать больший объем работы стимулирует слабых учащихся пробовать свои силы на более высоком уровне деятельности.
Подготовка к изучению темы. Разработать обязательные результаты обучения ОРО: а) обязательный теоретический материал; б) типичные задачи; в) экспериментальные задания. На основе ОРО составить требования к текущему усвоению материала. Разработать задания пропедевтического характера, используемые для предупреждения типичных ошибок, допускаемых детьми при выполнении заданий обязательного уровня и задания повышенной сложности, предназначенные для учеников, быстро подвигающихся в усвоении материала. Составить обязательную и дополнительную части зачета.
Последовательность изучения темы. До начала изучения каждой темы ознакомить учащихся с (ОРО). Изучение материала крупными блоками: рассмотреть весь материал, выделить ОРО в виде конспекта. Лабораторные работы проводятся в процессе изучения нового материала. Приоритетное внимание уделяется этапам закрепления и отработки материала. Подготовка к зачету. Зачет.