Тема работы: Связь якутской обрядовой посуды «Туктуйэ» с восточными сказками (на примере сказок «Волшебная Лампа Аладдина» и «СтарикХоттабыч») Работа ученика 6 «а» класса ВВСОШ 1 имени И.Н.Барахова Герасимова Уруйдаана Руководитель: Федотова Валентина Васильевна
Актуальность работы: На сегодняшний день вопрос о происхождении каждого народа, в нашем случае, народа саха вызывает много споров и дискуссий. Культура и традиции народа саха имеет много схожих моментов с обрядовой культурой многих тюркских народов. Мы начали писать нашу работу для того, чтобы узнать, что общего было между нашим народом и народами, имеющими тюркские корни. Нас заинтересовала якутская посуда «Туктуйэ» как предмет, имеющий связь с посудой тюркских народов, а следовательно, и народов Востока.
Новизна работы Впервые посуда «Туктуйэ» исследуется на предмет связи с посудой народов Востока.
Цель работы: На основе полученных знаний попытаться доказать, что якутская обрядовая посуда «Туктуйэ», а также волшебный сосуд, присутствующий в восточных сказках, имеют тесную связь. Задачи работы: 1.Изучить этногенез народа саха. 2. Изучить восточные сказки. 3. Познакомиться с пословицами и обрядовой культурой народа Саха для доказательства того, что посуда «Туктуйэ» и элементы восточных сказок – волшебные лампа и сосуд имеют одинаковые корни; 4. Доказать, что все эти сказки имеют тюркские корни;
Предметы исследования: Восточные сказки «Волшебная лампа Аладдина» и «Старик Хоттабыч» Якутская обрядовая посуда «Туктуйэ»
Восточные сказки
Происхождение обрядовой посуды туктуйэ Во времена, когда наши предки кочевали по бескрайним просторам Евразии, умерших уважаемых предков не хоронили в земле. Их сжигали и клали прах в глиняную посуду и возили с собой, обращаясь к нему за помощью или советом в трудную минуту. Такой обычай был у многих кочевых народов. Джинн из лампы – тоже не, что иное как дух умершего Кырдьа5аhы хааhахха хаалыы сылдьан сyбэлэтКырдьа5аhы хааhахха хаалыы сылдьан сyбэлэт Саха eс хоhооно Глиняная посуда наших предков ТYКТYЙЭ
ТУКТУЙЭ В старину: берестяная посуда (коробка), в которой запирали Y θР -духа (т.е. его изображения) и которую клали на матицу юрты, временами давая уор-духу пищу. Ныне: берестяная посуда для рыбы (в нее зашивают печеных карасей, которых несут в гостинец), бурак, кузов (туес), кузовок, особой формы берестяной кошель. Кырдьа5аhы хааhахха хаалыы сылдьан сyбэлэт Саха eс хоhооно
Связь народа саха с тюрками Доэтнический этап якутской этнокультуры относится к эпохе скифо- сибирского культурного единства степных народов, в те далекие времена, когда в евразийских степях кочевали легендарные саки и сарматы, предками которых были древние арии и хунну. Вот куда уходят этногенетические корни современных якутов, что целиком подтверждается результатами исследовательских работ красноярского иммуногенетика, доктора биологических наук В.В.Фефелевой. Она обнаружила древний европеидный антиген из всех народов Сибири только у якутов и части западных бурят., комбинация антигенов HLA-Ai и HLA-B17, которая встречается также у хинди потомков арийцев основного населения Индии, которые пришли туда с евразийских степей во II-м тысячелетии до нашей эры. Реально-исторический этап формирования якутской этнокультуры надо связывать с древнетюркской эпохой, когда в Южной Сибири появляются тюркоязычные племена теле и кипчаки (половцы). Таким образом, я думаю, можно теперь проследить такую историческую линию: древние арии «индоиранцы» саки хунну канглы- кипчаки хангаласы... САХА.
Происхождение народа саха (по теории Мурада Аджи, ) ДРЕВНИЕ АРИИ «ИНДОИРАНЦЫ»САКИХУННУ КАНГЛЫ-КИПЧАКИХАНГАЛАСЫСАХА
Вывод: Проделав работу по выбранной нами теме, мы пришли к следующим выводам по поставленным задачам: Прочитали и изучили восточные сказки «Тысяча и одна ночь», «Волшебная лампа Алладина» и «Старик Хоттабыч». Обнаружили, что волшебные сосуды из этих сказок и якутская посуда «Туктуйэ» имеют схожие внешний вид и применение. На основе научных работ Гоголева А.И. и Фефелевой В.В. нашли общие этнические корни у народа саха и хинди. джинн из лампы и якутский обряд захоронения умершего - духа из туктуйэ имеют общие корни происхождения. Изучили якутские пословицы и погребальные обряды народа Саха и пришли к выводу, что джинн из лампы и якутский обряд захоронения умершего - духа из туктуйэ имеют общие корни происхождения. Сказки «Тысяча и одна ночь» и «Старик Хоттабыч» поначалу звучали на тюркском языке.
Использованная литература: Журнал «Илин» 1997 год, 3 Мурад Аджи, Тюрки и мир: сокровенная история, М., Мурад Аджи, Европа, тюрки, Великая Степь, М., Э.К. Пекарский, Словарь якутского язык, т.3, выпуски 10-13, АН СССР, 1959, «Якутск вечерний» - 19 сентября 2008.