Соотношение физического и духовного пространства Физическое простран- ство Пространство в восприятии рассказчика Внутреннее состояние рассказчика Духовное пространство рассказчика 1 строфа. Улица. Темная, буря, пасмурный «Мучительная дума»Жалость, тоска, страдание, сострадание 2 строфа. Комната. Пустая, холодная, пар от дыханья, заунывные звуки, полусвет, полутьма. «Я унывал»Бессилие, беспомощность, пассивное ожидание худшего: «с горя да с голоду... заснем». 3 строфа. Комната. Углы. Темная.«Задремал», «я ни чего не спросил», «угрюм и озлоблен я был». Нежелание знать, какой ценой заплачено за упокой сына. 4 строфа. «Где ты теперь» пространство всего окружающего мира «Только во мне шевельнутся проклятья и бесполезно замрут». Риторические вопросы, на которые у рассказчика нет и не может быть ответов. Рассказчик окончательно утратил веру в свои силы и возможность что-либо изменить в своей судьбе и судьбе любимой женщины.
Духовное пространство героев СобытияГероиДуховное пространство Выводы РассказчикГероиня 1 строфа. В доме отца. Замужество Уход от мужа. Новая любовь. Отец. Муж. Героиня. Рассказчик, героиня. Беден, зол, угрюмый. Недобрый, бешеный нрав, тяжелая рука. Воля. «Не на радость сошлись» Жизнь женщины: ни дома, ни с мужем, ни с любимым нет у нее счастья; на судьбе женщины, равно как и на его, лежит некий крест неудачи: «с детства судьба невзлюбила тебя». Способна на поступок: ушла от нелюбимого мужа. 2 строфа. Попытка новой жизни. Болезнь и смерть ребенка. Рассказчик. Героиня. Рассказчик. «Больной и голодный, я унывал, выбивался из сил». «Холодные руки ты согревала дыханьем ему». «С горя да с голоду завтра мы оба так же глубоко и сладко заснем». Безнадежность, настроенность на худшее, ожидание смерти как избавления от мук жизни. Снова совершает поступок: пытается спасти умирающего сына.
Духовное пространство героев СобытияГероиДуховное пространство Выводы РассказчикГероиня 3 строфа. Похороны сына. Рассказчик. Героиня. Задремал, ничего не спросил, был угрюм и озлоблен. борьба в сердце; ушла молчаливо, принарядившись; принесла "гробик и ужин; не спешила с признаньем; «глядела с рыданьем». Намеренное отстранение от происходящего. Снова поступок: пошла на улицу, чтобы достойно похоронить сына. 4 строфа. Переживания рассказчика. Рассказчик.Нищета, роковая судьба, кто ж защитит тебя, именем страшным тебя назовут, проклятья «шевельнутся... и бесполезно замрут». Не стал для любимой женщины защитником, опорой; он признает себя бессильным перед ходом жизни и, заранее уверенный в том, что попытка изменить что- нибудь окажется бесполезной, только скорбит о несостоявшейся судьбе любимой, не думая о том, что не состоялась его собственная.
Физическое пространство автора 1844 год. Некрасов делится с Белинским давно лелеемым замыслом: он задумал коллективный сборник под названием «Физиология Петербурга», названного одним из авторов сборника, Е. П. Гребенкой, «убежищем бедности». К 1847 году кончается трудная пора в жизни Некрасова, он становится известным русским издателем и редактором, поэтом, и поэтом «истинным». К нему приходит не только литературный успех, но и материальный достаток. Именно в этом году он создает «Еду ли ночью...» ничто не вскружило голову поэту год. Петербург, январь. В «Современнике» появляется стихотворение Некрасова «Тройка», о котором Н. Огарев пишет Т. Грановскому: «"Тройка" Некрасова чудесная вещь. Я ее читал раз десять». Петербург, февраль. В «Современнике» появляется стихотворение «Псовая охота». 15 февраля. Некрасов в письме И. Тургеневу сообщает, что договорился с Белинским о его условиях работы в «Современнике», высоко оценивает рассказ Тургенева «Каратаев». Март. В «Современнике» публикуется стихотворение «Нравственный человек». Москва. 5 мая. Некрасов едет в Москву за материалами для «Современника». Боткин пишет из Москвы П.Анненкову: «Был здесь на днях Некрасов, и мы* приняли с ним разные меры для улучшения "Современника"».
Физическое пространство автора Петербург, июнь. Некрасов задумал издать в качестве приложения к «Современнику» иллюстрированный альманах, состоящий из небольших юмористических статей в стихах и прозе, о чем написал Тургеневу, Белинскому, Анненкову в Зальцбрунн. Петербург, июль. В «Современнике появляются стихотворения «Если, мучимый страстью мятежной...», «Современные заметки». Петербург, сентябрь. Стихотворение «Еду ли ночью...». По словам К. Кавелина, когда Некрасов прочитал это стихотворение в кружке Белинского, то все были потрясены так, что «со слезами на глазах бросились обнимать поэта». Петербург, 28 сентября. Некрасов в письме Тургеневу и Анненкову сообщает, что в скором времени начнет издание «Библиотеки русских романов, повестей, записок и путешествий», и предлагает включить в нее «Записки охотника». Петербург, 11 декабря. В письме Тургеневу Некрасов жалуется на загруженность редакционными делами: «Я с каждым днем одуреваю более, реже и реже вспоминаю о том, что мне следует писать стихи, и таковых уж давно не пишу». Петербург, 18 декабря. Некрасов пишет художнику Н. Степанову: «Вы, пожалуйста, на меня не сердитесь, что я медлю, вспомните, что у меня на руках целый журнал». Конец года. Стихотворение «Ты всегда хороша несравненно...» В 1847 году Некрасов знакомится с художником П. Соколовым и привлекает его к работе в «Иллюстрированном альманахе».