Требования ФГОС к управлению уроком И.Б.Быкова, заместитель директора по УВР МВСОУ «Каслинская ВСОШ 31» Каслинского муниципального района.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Требования к урокам по ФГОС» концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов, принципами современной дидактики, позицией системно.
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Требования ФГОС ОО к управлению уроком И.Б.Быкова, учитель истории и обществознания МОУ «Каслинская СОШ 27» Каслинского муниципального района.
Анализ урока с позиций системно - деятельностного подхода.
«Урок: каким он должен стать сегодня. Требования ФГОС» ФГОС.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной»
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
Педагогический совет 08/11/ 2013г. Новые технологии системно- деятельностного подхода в рамках перехода на ФГОС.
Основные вопросы: 1. Отличие современного урока от традиционного 2. Структура урока по ФГОС 3. Типология современного урока.
Методическая разработка по теме: Урок в соответствии с ФГОС ООО
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС.
Педагогический совет «Системно-деятельностный подход в контексте реализации ФГОС на ступени начального и основного общего образования». Повестка дня 1.
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ или что необходимо уметь ребенку в современном обществе?
У РОК В РАМКАХ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Жукова Н.П. МОУ Гимназия 4.
Формирование УУД: от идеи к внедрению Тренинг Заместитель директора по УВР МОУ «Новостепновская школа» Яковлева Татьяна Васильевна Заместитель директора.
МБОУ «Парцинская средняя общеобразовательная школа» Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия Подготовила: учитель биологии Лебина.
Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС.
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС Фирюлина Н.И., методист МБОУ ДПО «ИМЦ Тисульского района»
ПРЕДМЕТ ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Транксрипт:

Требования ФГОС к управлению уроком И.Б.Быкова, заместитель директора по УВР МВСОУ «Каслинская ВСОШ 31» Каслинского муниципального района

ФГОС смена образовательной парадигмы Педагогичес- кий процесс личностно-ориентированное взаимодействие учителя и учащихся Содержание образования новые процессуальные умения способность оперировать информацией творческое решение проблем индивидуализация образовательных программ

ФГОС: суть изменений

Стандарт устанавливает: -личностную ориентацию содержания образования -деятельностный характер образования -направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности (универсальные учебные действия)

Современный урок ведущая организационная форма образовательной деятельности новые требования к уроку + роли учителя и обучающихся Системно – деятельностный (компетентностный) подход основа образовательного процесса – формирование УУД в процессе активной образовательной деятельности обучающихся - активные и интерактивные образовательные технологии, методы обучения - субъект – субъектные отношения Концепция ФГОС новые образовательные результаты УУД = умение учиться

Урок современного типа -управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определенного образовательной программой -урок формирования универсальных учебных действий: познавательных личностных регулятивных коммуникативных

Урок управляемый процесс: организация взаимодействия учителя с обучающимися по достижению целей = планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных Роль учителя управление уроком конструирование образовательного процесса Систему требований к уроку определяют Концепция ФГОС позиция системно - деятельностного подхода направленность образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования активная учебно – познавательная деятельность обучающихся построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся и компетентностного подхода

Деятельность учителя -приводит к осознанию проблемы -показывает, напоминает -совещается, создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность -стимулирует, формирует мотивы учения - проявляет поощряющую требовательность -координирует - закрепляет авторитет ученика среди одноклассников учитель – педагог – менеджер - режиссёр обучения Деятельность учащихся -ставят и решают учебные задачи -контролируют и оценивают свою деятельность -сравнивают, анализируют, классифицируют, моделируют -общаются, отстаивают свою точку зрения, -слушают и слышат одноклассников –активно взаимодействуют, планируют и контролируют совместную деятельность ученик – субъект деятельности

-приоритет самостоятельной работы обучающихся (исследовательская, творческая, продуктивная) -учатся формулировать учебные цели и задачи, планировать деятельность - приобретают навыки самоконтроля и самооценки -могут применять свои знания при решении практико - ориентированных заданий, нестандартных ситуаций -возможность выбора заданий, способов их решения

-вместо конспекта учитель готовит сценарный план или технологическую карту урока (большая свобода учителя, определение последовательности деятельности обучающихся) -наряду с традиционными источниками информации учитель пользуется ресурсами Интернет -при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся являются ведущими -учитель планирует урок как проблемный и развивающий

Технологическая карта урока Урок Класс Тема Цели Средства обучения Планируемые результаты: -личностные УУД: -у учеников будут формироваться… -ученики получат возможность для формирования… -познавательные УУД: -ученики будут учиться… -ученики получат возможность научиться… -регулятивные УУД: -ученики будут учиться… -ученики получат возможность научиться… -коммуникативные УУД: -ученики будут учиться… -ученики получат возможность научиться…

Технологическая карта урока Ход урока: Этап урокаСодержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД

-поставить цель и определить образовательные результаты -построить последовательность работы по освоению темы от цели до результата -определить: - формирование каких УУД возможно в процессе изучения темы - межпредметные связи - формы проведения диагностики -осмыслить воспитательные возможности темы -выстроить модель эффективного взаимодействия ученика и учителя Технологическая карта позволяет:

Требования ФГОС ООО к современному уроку Целеполагание-конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели -целеполагание осуществляется совместно с учащимися исходя из сформулированной учебной проблемы -учащиеся должны знать: -какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке -план (способы) достижения поставленных задач Мотивацияучитель формирует интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата (эффективные мотивы – решение актуальной проблемы, практическая, личностно-значимая направленность содержания)

Требования ФГОС ООО к современному уроку Практическая значимость знаний и способов деятельности учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности, личностно-значимую составляющую Отбор содержания-качественно отрабатываются планируемые результаты урока, определенные программой -остальная информация носит вспомогательный характер, не должна создавать перегрузок -содержание – средство получения новых знаний + средство организации деятельности, формирования системы УУД, получения опыта деятельности -результат урока – объект контроля, что требует обеспечения систематической диагностики планируемых результатов как целевых установок урока Интегративность знаний отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности

Требования ФГОС ООО к современному уроку Построение каждого этапа урока по схеме - постановка учебного задания (сценарий) – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий компоненты учебного задания: -характеристика задания -мотивационная часть -содержание: условия, вопрос -инструкция по выполнению -время выполнения -образец или описание ответа -критерии оценки -методический комментарий

Требования ФГОС ООО к современному уроку Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя в целях обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого ученика Наличие блоков самостоятельного получения знаний работа с различными источниками информации Организация парной или групповой работы развитие коммуникативной компетенции и освоение норм работы в коллективе Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности Рефлексияосознание себя в процессе деятельности Качественная положительная оценка деятельности обучающихся формирование положительной учебной мотивации

Требования ФГОС ООО к современному уроку Минимализация и вариативность домашнего задания домашнее задание должно: -охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определённых образовательной программой -содержать возможность выбора заданий по форме и по содержанию с учётом индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей обучающихся

Требования к урокуТрадиционный урокУрок современного типа Объявление темы урока учитель сообщает учащимсяформулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока учитель выясняет у учащихся, что они запомнили проводится рефлексия Домашнее задание учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей ФГОС

деятельностный подход Результаты обучения и воспитания универсальные учебные действия Задачи проектирование УУД формирование УУД измерение УУД

Формирование системы универсальных учебных действий Системный подход Дифференциация универсальных учебных действий Учитывать возрастные и психологические особенности личности обучающихся: субъектность, личностная позиция, социальный опыт, гендер уровень образовательных потребностей, возможностей, особенностей

Критерии оценивания универсальных учебных действий цель обучения критерий оценивания – качество образования ЗУН средства обучения «инструменты» учения критерий оценивания – способность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний УУД

Взаимосвязь универсальных учебных действий задание: высказать и аргументировать собственную точку зрения по вопросу… личностные УУД: ценностный ориентир регулятивные УУД: цель, план, прогноз, контроль, коррекция, оценка познавательные УУД: работа с информацией – поиск, анализ, гипотеза, доказательство коммуникативные УУД: монолог, диалог, точка зрения

Взаимосвязь ЗУН, компетентностей, УУД умение строить монологическую речь умение высказывать и аргументировать собственную точку зрения умение участвовать в диалоге умения навыки личностное отношение к теме, содержанию монолога, диалога; к собеседнику умение строить монологическую речь умение высказывать и аргументировать собственную точку зрения умение участвовать в диалоге компетент ностный подход коммуникативные универсальные учебные действия: монолог, диалог, высказывание и аргументация собственной точки зрения универ- сальные учебные действия -применение ЗУН -решение практических задач

Этапы формирования универсальных учебных действий этап освоения универсальных учебных действий этап отработки универсальных учебных действий цель: накопить знания о способах учебной деятельности средства: -система вопросов -система заданий -система учебных ситуаций -система проблемных ситуаций -моделирование ситуаций источники информации выступают в качестве: -средств формирования универсальных учебных действий -объектов универсальных учебных действий критерии сформированности универсальных учебных действий: -полнота освоения универсальных учебных действий -рациональная последовательность выполняемых универсальных учебных действий -осознанность выполняемых универсальных учебных действий -способность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний и универсальных учебных действий

Задачи учителя отбор содержания системная работа по формированию универсальных учебных действий разнообразие форм, методов, приёмов учебной деятельности

ФГОС Современные образовательные технологии: это инновационные технологии это изменение содержания и смысла в отношениях между учителем и учеником

Современные педагогические технологии Причины выбора: легко вписываются в учебный процесс способствуют достижению образовательных целей обеспечивают внедрение основных педагогических стратегий обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся реализуют деятельностный подход привлекают внимание к индивидуальности человека ориентация на развитие творческой деятельности

Методика современного урока Образовательные технологииФормы урока Методы обучения -технологии развивающего обучения -личностно – ориентированное обучение -технология проблемного обучения -технология развития критического мышления -технология проектного обучения -технология Дебады -Кейс – технология -технология модульного обучения -технология деятельностного метода обучения -игровая технология -информационно – коммуникационные технологии -урок - беседа -урок - диалог -урок - игра -урок - экскурсия -урок - семинар -урок - практикум -урок - лабораторная работа -урок - конференция -урок - круглый стол -репродуктивный -поисковый -проблемный -исследовательский -эвристический -решения практических задач

Уроки формирования универсальных учебных действий ученик: поиск и применение новых знаний, усвоение способов действий, приобретение опыта деятельности работа с информацией усвоение знания освоение опыта переход от самостоятельной деятельности в учебной ситуации к практической деятельности в реальной жизни надпредметные, универсальные учебные действия

Виды учебной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий игровая деятельность, моделиро- вание ситуации проектная, исследова- тельская деятельность решение проблемной задачи, ситуации самостоя- тельная работа с источниками информации поиск усвоение анализ аргументация общение апробация адаптация мышление самостоятельность ответственность применение опыт

Приёмы формирования универсальных учебных действий -система вопросов: простые (назвать…) уточняющие (я правильно поняла…) объяснительные (почему…) оценочные (чем… отличается от…) практические (взаимосвязь между… и …) творческие (что было бы, если…) -проблемные вопрос, задача, ситуация -выдвижение гипотезы- -работа с понятийным аппаратом: корень, однокоренные слова ассоциации синонимы -построение модели -проект -исследование

Приёмы формирования универсальных учебных действий -работа с разнообразными источниками информации: первоисточник текст источника видеофильм статистические данные иллюстрация фоторяд видеоряд схема таблица историческая карта поиск отбор анализ последовательность сравнение причинно-следственные связи план обобщение схема, интеллект-карта, кластер тезисы вывод комментирование новое личностно-значимое знание

ученик вопрос задача проблема гипотеза цель работа с информацией знания умения навыки компетенции универсальные учебные действия

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. ФГОС

Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода Условия формирования универсальных учебных действий Учитель знает Учитель умеет -важность формирования универсальных учебных действий школьников сущность и виды универсальных умений - педагогические приемы и способы их формирования -отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД - использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД

целеполагание планирование организация координация диагностика учитель - менеджер система методической работы научить учителя думать и работать по- новому Задача школьной методичес- кой службы Средства реализации задачи Изменения в деятельности учителя Изменение роли учителя

Благодарю за внимание! Желаю успехов в работе, творчества, оптимизма!