Формирование УУД учащихся в урочной деятельности (практикум работы с применением технологической карты) Дунаева Светлана Александровна, учитель начальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
Advertisements

П ОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Учитель начальных классов МОУ Магнитная СОШ Гончарова М.И.
Практическая реализация стандартов второго поколения (формирование УУД: первый опыт и проблемы) Баронова Галина Ивановна, зам. директора по УВР МОАУ «СОШ.
- это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального.
МБОУ «Водоватовская СОШ» Черемухина Л.Н. заместитель директора по воспитательной работе.
У НИВЕРСАЛЬНЫЕ У ЧЕБНЫЕ Д ЕЙСТВИЯ © ГОКУ ЯО ВСШ г.Рыбинска.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
Приемы формирования универсальных учебных действий пятиклассников на уроках технологии. Приемы формирования универсальных учебных действий пятиклассников.
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии Десяткова Ирина Леонидовна учитель начальных классов МБОУ Белогорской.
Педагогический совет Особенности работы учителя в условиях внедрения ФГОС Подготовила заместитель директора по УВР Шабанова Г.Н. директора по УВР Шабанова.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
1 Современный урок – урок, актуальный для настоящего времени. Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности.
ФГОС второго поколения.. Принципиальное отличие - три группы требований: к структуре основных общеобразовательных программ; к результатам их освоения;
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
Коновалова Олеся Викторовна учитель начальных классов МБОУ «СОШ1» г.Николаевск-на-Амуре, 2012г.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Универсальные учебные действия Подготовила: учитель химии МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева» Звонарёва Н.В.
Системно-деятельностный подход как методология формирования УУД в условиях реализации ФГОС.
УУД (универсальные учебные действия) в широком значении: - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного.
Транксрипт:

Формирование УУД учащихся в урочной деятельности (практикум работы с применением технологической карты) Дунаева Светлана Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Особенность ФГОС второго поколения – нацеленность стандартов и регулируемого ими учебного процесса на достижение результата. Цель: получение новых образовательных результатов – счастливые, верящие в себя люди XXI века. Какой урок более результативен?

УРОК, ЕГО РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Изменение на уроке позиции учителя Индивидуализация учебного процесса Активизация познавательной деятельности учащихся Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности Организация различных видов самостоятельной работы учащихся Совместная интерактивная образовательная деятельность педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока Использование интерактивных технологий

Что должно измениться в деятельности учителя? учитель учащиеся учитель Ставит цели Планирует Контролирует и корректирует Выполняет учебные действия Оценивает Традиционный подход Системно-деятельно- стный подход учащиеся вместе с учителем учащиеся вместе с учителем учащиеся учащиеся вместе с учителем учащиеся вместе с учителем

Учитель – организатор учебной, коллективно- распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога. Этап урока Содержан ие Деятельност ь учащихся Деятельность учителя Формир уемое УУД Деятельность учителя приводит к осознанию проблемы, показывает, напоминает, совещается, создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, стимулирует, формирует мотивы учения, проявляет поощряющую требовательность, координирует, закрепляет авторитет ученика среди товарищей… Деятельность учащихся Ставят и решают учебные задачи, контролируют и оценивают свою деятельность, сравнивают, анализируют, классифицируют, моделируют, общаются, отстаивают свою точку зрения, слушают и слышат одноклассников, активно взаимодействуют, планируют и контролируют совместную деятельность …

- вместо конспекта учитель может подготовить сценарный план (или технологическую карту урока), который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся, - помимо учебника и методических рекомендаций, он пользуется ресурсами Интернета, - свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами, - при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.

на уроке больше времени для самостоятельной работы детей, характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным, выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности, педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки, не боятся выполнять нестандартные задачи, могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий, возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Начальная школа: преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю

Психологическое значение универсальных учебных действий Совокупность способов действия учащегося, навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Универсальные учебные действия В широком смысле означают умение учиться, т.е. способность ребенка к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (самоусвоение новых знаний и умений)

Универсальные учебные действия Реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ученика Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса Лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося

Программа формирования УУД Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества

Для формирования личностных УУД участие в проектах подведение итогов урока творческие задания мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма самооценка события, происшествия дневники достижений

Для диагностики и формирования познавательных УУД «найди отличия» «на что похоже?» поиск лишнего «лабиринты» упорядочивание «цепочки» хитроумные решения составление схем-опор работа с разного вида таблицами составление и распознавание диаграмм работа со словарями

Для диагностики и формирования регулятивных УУД «преднамеренные ошибки» поиск информации в предложенных источниках взаимоконтроль «ищу ошибки» КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)

Для диагностики и формирования коммуникативных УУД составь задание партнеру; отзыв о работе товарища; групповая работа «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Процесс интериоризации Регулирующая речь Преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю Проговаривание последовательности выполнения учебных действий

Для развития регулирующей речи работа в парах, группах (постоянных и подвижных) в речи ученика должна быть отражена цель учебной задачи, шаги решения задачи, сформулирован полученный результат речь ученика должна быть предметом внимания, осознания, контроля и оценки всех участников урока (и учителя, и учащихся) речь должна быть произвольной и осознанной

поставить цель и определить результат изучения темы построить последовательность работы по освоению темы от цели до результата определить : - формирование каких УУД возможно в процессе изучения темы - межпредметные связи - формы и время для проведения промежуточной и итоговой диагностики осмыслить воспитательные возможности темы выстроить модель эффективного взаимодействия ученика и учителя Технологические карты позволяют учителю:

Разработка конспекта урока с применением технологической карты

Урок окружающего мира в 3 классе Тема: Кто что ест Цели: 1) Познакомить учеников с классификацией животных по типу пищи. 2)Рассмотреть цепи питания животных. 3)Изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. 4) Поощрять потребность в сотрудничестве, развивать умение работать в парах, группах, умение договариваться.

Планируемые результаты Личностные УУД: У учеников будут формироваться: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Ученики получат возможность для формирования: Выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения.

Познавательные УУД: Ученики будут учиться: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Владеть общим приёмом решения задачи Осуществлять синтез как составление целого из частей Устанавливать аналогии и причинно- следственные связи Ученики получат возможность научиться: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Регулятивные УУД: Ученики будут учиться: Учитывать правило в планировании и контроле способа решения Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Ученики получат возможность научиться: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные УУД: Ученики будут учиться: Задавать вопросы Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Ученики получат возможность научиться: Учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию.

История из жизни Молодые деревья Козы Волки