Урок с позиции системно – деятельностного обучения Зам. директора по УВР Коробейникова О.С. МБОУ «Троицкая основная общеобразовательная школа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок на основе системно- деятельностного подхода Методическое совещание Март 2013г.
Advertisements

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС учебный год.
Системно- деятельностный подход к организации образовательного процесса.
Инновационное обучение в школе- системно-деятельностный подход: понятие, дидактические принципы, технологии. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 28»
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС Муниципальное казенное образовательное учреждение.
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС БОУ г. Омска «СОШ 152» МО учителей естественно-научного.
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение.
Проектирование современного урока на основе системно- деятельностного подхода Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ерышовская средняя общеобразовательная.
Деятельность учителя в условиях реализации ФГОС БОУ г. Омска «СОШ 152»
Педагогический совет 08/11/ 2013г. Новые технологии системно- деятельностного подхода в рамках перехода на ФГОС.
Принципы построения урока в системно- деятельностном подходе» Выполнила учитель технологии МКОУ ООШ с.Перетино Крамаренко О.Л.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Малосюгинская средняя общеобразовательная школа» Семинар «Системно – деятельностный.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
Педагогический совет «Системно-деятельностный подход в контексте реализации ФГОС на ступени начального и основного общего образования». Повестка дня 1.
Организация урока (учебного занятия) в системно-деятельностном подходе.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕН ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Урок как основная форма организации учебной деятельности.
Стажировочная площадка «Механизмы реализации ФГОС ООО на основе деятельностного подхода» зам. директора по УВР МБОУ СОШ 24 Н.А.Анфёрова Стажировочная площадка.
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Работа учителя биологии в условиях перехода на новые ФГОС Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Куровская общеобразовательная школа.
Транксрипт:

Урок с позиции системно – деятельностного обучения Зам. директора по УВР Коробейникова О.С. МБОУ «Троицкая основная общеобразовательная школа

Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы Метапредметные Личностные Предметные Основы системы научных знаний. Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания Основы системы научных знаний. Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания Усвоенные межпредметные понятия и УУД. Управление своей деятельностью, самостоятельность. Речевая деятельность, навыки сотрудничества. Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д. Усвоенные межпредметные понятия и УУД. Управление своей деятельностью, самостоятельность. Речевая деятельность, навыки сотрудничества. Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д. Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.

Увеличение информационной составляющей урока Усиление коммуникативной направленности Направленность на развитие практических навыков Усиление значимости технологической составляющей урока Увеличение доли самостоятельной работы школьников Изменение системы оценивания учебных достижений учащихся Направленность на формирование универсальных учебных действий (УУД) Реализация системно деятельностного подхода

Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подхода Л.С. ВыготскийА.Н. ЛеонтьевД.Б. Эльконин П.Я. ГальперинВ.В. Давыдов

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования Обеспечивает: формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Идея субъектности в обучении, формирования субъектной активности учащихся Идея мотивированности обучения (реализация этой идеи базируется на развитии внутренней мотивации ученика) Идея индивидуально – личностного развития учащихся Идея индивидуально – личностного подхода Идея рефлексивного обучения

Личностная ориентация образования Педагогика сотрудничества Гуманизация образования Вариативность образования Оценка планируемых результатов

Дидактические принципы построения урока в режиме системно- деятельностного подхода Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Технология, основанная на создании учебной ситуации Технология проектного обучения Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения Информационные и коммуникативные

Элементы сравнения Традиционный урокУрок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания ПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Особенности урока в рамках системно - деятельностного подхода

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно ОцениваниеУчитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода

Три уровня домашнего задания Формула: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум (задание должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого вы беретесь) Второй уровень задания – тренировочный ( его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых усилий осваивают программу) Третий уровень – творческое задание ( выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой)

Технология деятельностного метода Этапы урокаОрганизующая роль учителя 1Мотивация к учебной деятельности Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). 2Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. 3Выявление места и причины затруднения Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. 4Построение проекта выхода из затруднения Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.

5Реализация построенного проекта Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. 6Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах). 7Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. 8Включение в систему знаний и повторение Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 9Рефлексия учебной деятельности. Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Что является самым важным в структуре современного урока? «Начало больше половины целого», - утверждал Аристотель. На уроке все начинается с постановки цели. Однако цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл. Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Ведь по данным ученых 20% учащиеся удерживают в памяти, если слышат материал; 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 90%- если говорят, в то время, как делают; 95%- если исследуют, создают сами.

Создание доброжелательной атмосферы урока Включение учащихся в познавательную деятельность Оказание помощи в виде советов, рекомендаций Привлечение обучающихся к оценочной деятельности Занимательность изложения учебного материала Эмоциональность и насыщенность речи учителя Создание ситуации затруднения, спора и дискуссии Анализ жизненных ситуаций Продуманное использование мер поощрения и порицания Применение наглядности, различных технических средств обучения Раскрытие значимости знаний Использование современных образовательных технологий

Заинтересуйте, мобилизуйте и вовлекайте учащихся в активную деятельность с первой минуты урока Организуйте на уроке достижение поставленных целей Постарайтесь добиться, чтобы интерес, внимание учащихся на уроке поддерживались от начала до конца Последовательно осуществляйте намеченный план урока Стремитесь, чтобы на уроке была не только деловая, но и творческая, эмоционально насыщенная, доброжелательная атмосфера

Системно используйте продуманный Вами арсенал методов и приемов обучения и подготовленных к уроку дидактических средств обучения Организуйте на уроке работу в «зоне ближайшего развития» учеников Создавайте реальные возможности для применения полученных знаний через проговаривание Используйте любую возможность для получения обратной связи Четко сформулируйте домашнее задание и «перебросьте мостик» к следующему уроку Разумно используйте информационно – коммуникационные технологии Завершая урок, не пропускайте этап рефлексии Формируйте положительную мотивацию к учению

Роль учителя на уроке Руководитель и куратор деятельности Организатор Консультант Мотиватор Сопроводитель Менеджер Эксперт НО НЕ ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ!

Профессиональная и методическая подготовка учителя Целеполагание и мотивация учения Системно-деятельностный подход Современные средства обучения Выбор оптимальных средств обучения Создание условий для саморазвития Анализ каждого учебного занятия