Инклюзивное образование – понятие, цели, принципы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативно - правовая база в области обучения и воспитания лиц с ОВЗ.
Advertisements

Нормативно-правовое обеспечение ППМС сопровождения детей в образовательном пространстве Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
«…Ребенок, сраженный болезнью, Остается человеком, остается личностью И нуждается в том, в чем нуждается всякий человек и всякая личность…» «…Ребенок,
Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования.
НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Инклюзивное образование. Что это такое? Инклюзия (от inclusion - включение) Инклюзия (от inclusion - включение) Процесс, при котором что-либо включается,
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Создание условий успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду по месту жительства Желтобрюхова Т.А. Директор.
ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования»
Методическая оснащенность деятельности специалистов ПМПк МДОУ по обследованию и сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный закон «Об образовании» от г. 273 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года 1155 «Об утверждении.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога системы образования.
-форма взаимодействия специалистов для психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, нуждающегося в особом внимании.
«Дети должны учиться вместе» Инклюзивное образование.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога системы образования.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Особенности взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и учреждений образования при проведении медико-социальной экспертизы. Дроздова Э.Е., руководитель.
« Незнание законов не освобождает от ответственности » Юридическое изречение.
Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Куркова О.А. педагог-психолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Транксрипт:

Инклюзивное образование – понятие, цели, принципы

« Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним » Л. Н. Толстой.

* Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы Второй период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них Третий период - от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей : с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых

Четвертый период - от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей Пятый период эволюции - от изоляции к интеграции

сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.

Инклюзивное ( франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю ) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных ( массовых ) школах. ( ЮНЕСКО )

положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей

Инклюзивное и интегрированное обучение детей с ОВЗ уже имеет свою историю. Разработано немало документов, регламентирующих это направление в образовании.

Международные документы Декларация прав ребенка ( провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.) Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования : ( принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г.; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 г.) Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г. Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 года

Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. ( ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и Развития детей от 30 сентября 1990 года Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. ( резолюция 48/96)

Конституция РФ Закон РФ « Об образовании » от 10 июля 1992 г ФЗ, ( ред. От ) Закон РФ « О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании Федеральные законы : от 24 ноября 1995 г ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ »; от ФЗ " О высшем и послевузовском профессиональном образовании "; от ФЗ " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "; от ФЗ " Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации "; от ФЗ " Об общих принципах организации законодательных ( представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации "; от ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ".

Письмо МО РФ от 16 апреля 2001 г. N 29/ « О Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья ( со специальными образовательными потребностями » Типовые положения - о дошкольном образовательном учреждении ( утв. постановлением Правительства РФ от ); - об общеобразовательном учреждении ( утв. постановлением Правительства РФ от ); -

о специальном ( коррекционном ) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии ( утв. постановлением Правительства РФ 288 от 12 марта 1997 г.( в ред. От ); - об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении ( утв. постановлением Правительства РФ от 27 августа 1997 г. 1117)

Примерное положение о классе ( классах ) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и рекомендации по отбору детей в такие классы ( утв. приказом Минобразования России от ), Письмо Минпроса РСФСР от " О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития ". Письмо Минобрнауки России от АФ 150/06. « О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами ». Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 года N /16 « Методические рекомендации по психолого - педагогическому сопровождению обучающихся в учебно - воспитательном процессе в условиях модернизации образования » Положение о психолого - медико - педагогической комиссии ( утв. приказом Минобразования России от

« Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников СКОУ VIII вида » ( Письмо МО РФ 29/ от г.) Об утверждении форм свидетельств государственного образца об окончании специальной ( коррекционной ) общеобразовательной школы VIII вида и специального ( коррекционного ) класса общеобразовательного учреждения » ( Приказ МО РФ 334 от г.). Письмо Министерства общего и профессионального образования от N 48 в ред. от « О специфике деятельности специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений »

« Рекомендации по организации логопедической работы в специальном ( коррекционном ) образовательном учреждении VIII вида » ( Письмо МО РФ 29/ от г.). « Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения » ( Письмо МО РФ 2 от г.)

« Методические рекомендации о деятельности классов в специальных ( коррекционных ) общеобразовательных учреждениях VIII вида с углублённой трудовой подготовкой » ( Письмо МО РФ 27/ от г.) " Об утверждении учебных планов специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии " ( Постановление правительства РФ 29/2065- п от г.).

Постановление 45- па от « О поддержке семей, воспитывающих детей - инвалидов » Закон « О социальной защите инвалидов в Новосибирской обл.» от г. 45- ОЗ Закон « О нормативах финансирования образования в НСО » от г 12- ОЗ Письмо Департамента образования Новосибирской области от /30, дополнение к письму « О лицензировании образовательных учреждений по специальным ( коррекционным ) общеобразовательным программам »

Устав, Заключение ЦПМПК, Ззявление родителей, договора с родителями, специалистами, приказы, локальные акты образовательного учреждения, регламентирующие деятельность по организации ОП : положение об инклюзивном образовании в ОУ ; положение о мерах материального стимулирования деятельности работников, включая установление соответствующих сложности их работы размеров и условий оплаты труда, предоставление им социальных льгот и гарантий, а также мер их морального поощрения,

положение о службе ППМС сопровождения, положение о логопедической службе и др. Образовательные программы Индивидуальный образовательный маршрут, расписание * ПриказыКлассные журналы, журналы к - р занятийПротоколы ПМПк, дневники наблюдения, журналы взаимодействияПлан работы, аналитический отчет

Интеграция, инклюзия, интегрированное обучение, инклюзивное обучение, традиционная система обучения в массовой школе, специальное образование … Все эти понятия, на данном этапе, имеют место в образовательном пространстве нашей страны. Рассмотрим сущности разных систем образования

Многие не понимают разницы в терминологии и считают ее надуманной. Важно понимать, по какой причине было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ ( ВКЛЮЧЕНИЯ ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия ( в отличие от интеграции ) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так.

Если этот ребенок не справляется с программой – с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ ( ИНКЛЮЗИЯ ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена.

дети с ОВЗ посещают общеобразовательную школу, и в центре именно вопрос посещения. Ребёнок с особыми образовательными потребностями становится проблемой для традиционно устроенного учебно - воспитательного процесса. Поэтому ребёнка необходимо менять, реабилитировать так, чтобы он подходил школе или обществу.

предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка.

вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно - психического здоровья

формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально - личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности ( учебную, творческую, проектно - исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.);

организация системы эффективного психолого - педагогического сопровождения процесса обучения через взаимодействие диагностико - консультативного, коррекционно - развивающего, лечебно - профилактического, социально - трудового направлений деятельности ;

- сохранение и укрепление здоровья школьников ; - привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, имеющих возможность не только обеспечить усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и активно участвовать в работе школы в режиме развития ; - изменение общественного сознания по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.

школа, семья, ребенок и общество несут совместную ответственность за решение проблем, и проблемы должны решаться с учетом социальной модели, то есть школа испытывает трудности с преподаванием, а не ребенок испытывает затруднения с обучением ;

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге..

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека