Экспертная оценка уровня квалификации учителя Компетентность в области мотивации учебной деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетентность в области мотивации учебной деятельности.
Advertisements

Компетентности педагогического работника Подготовила заведующий МБДОУ 8 Т.В.Субач.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения. Педагогический семинар.
Приемы активизации обучения через повышение мотивации учения и изменения мотивационных установок Агашкина Галия Кашфелгаяновна.
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения.
«Методы повышения учебной мотивации учащихся, развитие познавательной активности учащихся»
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
«Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся»
Формирование положительной мотивации у учащихся в процессе обучения иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности Формирование положительной.
Создание условий для усиления эмоционально- личностной значимости обучения.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения Заместитель директора по УВР Иванова З.М.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 2011 г.
И.Н.Федекин, заведующий кафедрой педагогики и психологии НГПИ, к.псх.н. Новые модели оценки профессиональных компетенций учителя.
Презентация по теме: презентация "учебная мотивация младших школьников"
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Мотивация учащихся как одно из условий успешности обучения Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ 8 г. Конаково Спиридонова Л.Н.
Технологии актуализации мотивационного потенциала.
Основные особенности ЛОРТ Учитель: Т.П.Безобразова, МОУ Павловская СОШ им.А.К.Васильева, 2010 г.
Транксрипт:

Экспертная оценка уровня квалификации учителя Компетентность в области мотивации учебной деятельности

Литература Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]/ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, – 509 с. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Кн.для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. [Текст] / Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. - М., – 177 с. Скороходова Н. Мотивация к учению: как управлять ее развитием [Текст] / Н.Ю. Скороходова // Народное образование С Старов, М.И. Мотивация учебной деятельности [Текст] / Старов М.И., Смоленцова И.С. // Школьные технологии С

Компетентность новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности (Шадриков, 2010, с. 8)

Мотивация При достаточно высоком уровне развития учебной мотивации она может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков. 22% российских школьников средних и старших классов имеют устойчивый интерес к учебным предметам. У 54% характерно преобладание ориентации не на получение знаний, а на оценку.

Мотивация – процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения Мотив - побуждение к активности, деятельности Мотивирование - создание условий для развития собственных мотивов либо внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний

Классификация А.Маслоу ПотребностиМотивы учения Самоактуализация, самосознаниеСамопознание, развитие представлений о себе, о своих возможностях Эстетические т творческие потребностиТворческие: приятно творческое озарение, приведение в порядок взгляда на мир Развитие интеллектуального уровня: понимание, объяснение Интересно учиться Самоуважение, самопринятиеДостижение, учиться хорошо, чтобы тебя уважали Принадлежность: любовь, принятие группой Социальные: учиться, чтобы уважали и любили Безопасность: Физическая и психологическая Под угрозой наказания: учиться, чтобы не наказывали Потребности выживания: пища, вода, жилье… Материальные: учиться, чтобы получить вознаграждение

Классификация 1. Мотив принуждения 2. Познавательный мотив 3. Игровой мотив 4. Позиционный мотив 5. Социальный мотив 6. Оценочный мотив 7. Аффиляция 8. Витальный мотив 9. Мотив СА

Внутренняя и внешняя мотивация Внутренняя мотивация предполагает развитие мотивов, связанных с содержанием деятельности (мотивация достижения, познавательная мотивация) Внешняя мотивация – предполагает развитие мотивов, которые могут быть связаны с содержанием любой деятельности (признания, социальной оценки и проч.)

Мотивация учебной деятельности школьников старших классов Прагматический подход к изучению предметов (в соответствии с профессиональными планами) Мотивация, обусловленная профессиональным самоопределением. Мотив саморазвития Адекватность самооценки и мотивация учения Стремление к знаниям, снижение роли отметки Мотиваторы, отражающие взгляды и убеждения, образовательные стандарты

Основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности содержание учебного материала организация учебной деятельности коллективные формы учебной деятельности оценка результатов учебной деятельности стиль педагогической деятельности учителя

4. Оценка результатов учебной деятельности Внешние подкрепления, поощрения или порицания нужны для информирования ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности, а не для контроля Они служат основанием для того, чтобы оценить достигнут ли желаемый результат, а не являются побудительными силами деятельности

Похвала и порицание оказывают стимулирующее воздействие при повторении подряд не больше четырех раз Не должно быть наказания или порицания за неудачи Порицание часто отрицательно влияет на лиц со слабой нервной системой Похвала действует на них положительно, а на лиц с сильной нервной системой почти не оказывает стимулирующего действия Публичная похвала очень хорошо оценивается людьми Публичное иронизирование вызывает самое отрицательное отношение На выговор наедине больше половины людей реагируют позитивно

Рекомендации по использованию поощрений: придумайте несколько подкреплений, дайте школьникам возможность самим придумать поощрение или выбрать из предложенных делайте упор на положительное, убедитесь, что все ученики, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее помните: чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала соотносите успех ученика с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе поощряйте признание учениками своих ошибок: «Ты честно сказал, что списал, это смелый поступок. Я не накажу тебя, выполни другой вариант задания»

одобрение поступков (словесное поощрение, благодарность), т.е. психологическая поддержка, вызывает позитивные эмоции, эмпатию, чувство удовлетворения и побуждает поступать также в дальнейшем положительная или отрицательная оценка, как отдельного ученика, так и класса, вредна: в первом случае («вот примерный ученик», «вот хороший класс») она внушает чувство непогрешимости, что снижает самокритичность и требовательность к себе во втором случае подрывает веру личности в себя, что приводит к снижению силы мотива

отрицательная оценка оказывает положительное (стимулирующее) влияние, если она полностью обоснована и дана тактично, с учетом ситуации и состояния человека, его индивидуальных особенностей при неудачах предпочтительнее использовать опосредованную оценку (не называя имен), прямая оценка неприятна, а потому человек предпочитает косвенную оценку, когда конкретно его не называют объективная форма выражения оценки – одно из условий профилактики конфликта между учителем и учениками оценка должна быть, как правило, адекватна действительным достижениям человека. В ряде случаев для стимулирования не очень способного или неуверенного в себе человека следует его похвалить за небольшие, и даже мнимые успехи, тем самым, позволяя ему становиться лучше

5. Стиль деятельности учителя авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» мотивации демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения

контролирующий стиль: учитель отслеживает каждый шаг ученика в процессе учебной деятельности, что лишает ученика самостоятельности и вызывает падение внутреннего интереса к учебе со всеми вытекающими последствиями стиль, ориентированный на автономность детей: учитель способствует усилению их внутренней мотивации - предпочтение трудных заданий, а не легких, любознательность, а не желание угодить учителю, создает общую уверенность в себе

Характеристика степеней ориентированности учителя на контроль или автономность ученика высокая степень ориентации на контроль: учитель сам принимает решение относительно того, что хорошо, а что плохо, и использует сильные контролирующие средства для достижения желаемого результата невысокая степень контроля: учитель принимает решение и при его реализации делает акцент на том, что учащиеся должны вести себя определенным образом ради их же собственного блага невысокая степень автономности: учитель стремится к тому, чтобы ученики, сравнивая себя с другими, сами решили, как себя вести высокая степень ориентации на автономность: учитель поощряет детей на то, чтобы они сами рассмотрели ситуацию и несли ответственность за принятое решение

Мотив достижения - стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности Условия развития мотива (применительно к учебной деятельности): программа обучения с усложняющимся спектром задач на каждом этапе обучения серия тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе изучения темы, ученик получает достоверную информацию о своих успехах сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается с усилием, но иногда возможна и неудача ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным (аргументировано) вариантом, сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели и способы ее достижения

Развитию внутренней мотивации ученика способствуют: самостоятельная постановка целей организация учеником деятельности по достижению целей адекватная оценка своих трудностей и собственных возможностей чувство ответственности ученика за свои действия и их последствия его уверенность в своих силах чувство контроля ученика над ситуацией

Факторы, способствующие актуализации внутренней мотивации: 1) выработка оптимальной тактики целеобразования в конкретных видах поведения и в жизни в целом, обучение адекватному отношению к успехам и ошибкам (неуспеху) 2) самоанализ 3) формирование синдрома достижения, т.е. преобладание у человека стремления к успеху над стремлением избегать неуспеха 4) межличностная поддержка 5) организация самостоятельности, формирование автономности ребенка

Компетентность в области мотивирования обучающихся Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников) Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников)

Экспертный лист оценки уровня квалификации учителя 31Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету 32Отмечает даже самый маленький успех обучающихся 33Демонстрирует успехи обучающихся родителям 34 Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам 35Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех 3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся 36Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации 37Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета 38Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности 39Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке 40Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др. 41 Умеет активизировать творческие возможности обучающихся 42Демонстрирует практическое применение изучаемого материала 43Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий 44Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности 45Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты и т.д. 3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности 3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности 3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся 28

Результаты опроса удовлетворенности обучающихся и их родителей аттестуемым педагогом 33 Демонстрирует успехи обучающихся родителям Результаты опроса удовлетворенности родителей. Родители указывают, что учитель предоставляет информацию об успехах ребенка, формирует у него положительное отношение к предмету. 39 Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке Результаты опроса удовлетворенности родителей и обучающихся Какие оценки дают родители и обучающиеся социально- психологической обстановке на уроке. 40 Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др Результаты опросов и диагностики обучающихся Результаты опроса удовлетворенности родителей и обучающихся Рейтинг педагога Педагог имеет высокие оценки по таким показателям как:- гуманистическое отношение к обучающимся;- умение в доступной форме объяснять предмет;- соответствие заданий и методов работы потенциалу обучающихся и др. (в зависимости от содержания рейтинговых процедур, используемых в школе) 43 Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий Результаты опроса удовлетворенности обучающихся и их родителей. Родители отмечают, что при выполнении домашних заданий их дети проявляют заинтересованность в предмете, увлеченно рассказывают дома о том, что узнали на уроке.

Результаты опросов и диагностики обучающихся 31Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету Результаты проводимых в школе опросов и диагностики обучающихся. Насколько обучающиеся говорят о предмете как об интересном, каков их интерес к предмету, насколько они удовлетворены разными аспектами преподавания. 38Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности Результаты опросов и диагностики обучающихся (при наличии). Отмечают ли обучающиеся, что для реализации их собственных потребностей им важно хорошо знать предмет или конкретные темы. 40Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др Результаты опросов и диагностики обучающихся Результаты опроса удовлетворенности родителей и обучающихся Рейтинг педагога Педагог имеет высокие оценки по таким показателям как: -гуманистическое отношение к обучающимся; - умение в доступной форме объяснять предмет; - соответствие заданий и методов работы потенциалу обучающихся и др. (в зависимости от содержания рейтинговых процедур, используемых в школе)

Собеседование с руководителем 39Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке Собеседование с руководителем, в ходе которого можно задать следующие вопросы: Если учитель является классным руководителем, какие отношения между обучающимися преобладают в его классе? Какие эпитеты можно подобрать, чтобы описать общую обстановку на уроке данного учителя? 40Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др. Собеседований с руководителем. Вопрос: Были ли случаи, когда родители обращались в администрацию школы с претензиями к учителю на несправедливое оценивание; на нагрузки, несоответствующая возможностям, возрасту обучающихся, на отсутствие у учителя заинтересованности в достижении образовательного результата, когда учитель не стремится сформировать знания и умения на уроке, а рекомендует обращаться к репетитору и т.д.

Собеседование с учителем 36Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации Собеседование с учителем. Вопрос учителю: По каким признакам Вы определяете мотивированы ли обучающиеся на изучение темы.? Какие приемы Вы используете на уроке, чтобы повысить заинтересованность обучающихся в теме, привлечь их внимание. 38Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности Собеседование с учителем. Вопросы учителю: Есть ли у Ваших учеников увлечения, хобби, интересы, которые помогают Вам заинтересовать обучающихся в предмете или в теме отдельного урока? Приведите пример, когда Ваши знания об индивидуальных особенностях обучающегося позволили Вам сформировать его заинтересованность в теме урока.