Методическая система учителя. Колесникова Т.А. учитель начальных классов МОУ гимназия г. Слободского
Модель системы - «Ищущий» ведущими являются цели-ценности: использование средств современных информационных технологий; применение эффективных методов, приёмов организации деятельности обучающихся, которые обеспечивают индивидуализацию обучения; идеи обогащения учебного материала на содержательном уровне; инновационные организационные формы комбинируются с традиционными.
Тема: «Развитие одарённости гимназиста средствами современного учебного занятия на основе личностно- ориентированного подхода.»
Глобальные (запрос общества, государства): воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского информационного общества на основе толерантности; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала.
5 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность
Целеполагание Заказ государства, общества Освоение ФГОС Развитая конкурентоспособная личность Успешность, готовность к выбору будущего Удовлетворение образовательных потребностей Ожидания родителей Потребности школьников
Цель учителя: Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей.
Этапные цели: проектировочный: Цель: создать условия для формирования системы работы по выявлению и развитию детской одарённости на основе личностно-ориентированного подхода учебный год – экспериментальный Цель: апробировать систему работы по развитию детской одарённости гимназистов на основе личностно- ориентированного подхода , учебные годы – переход в режим функционирования Цель: переход системы работы по развитию детской одарённости в режим функционирования.
Педагогическая методика «Интеллектуальный портрет детской одарённости». 1 класс
Задачи в рамках методической системы: Аналитические: - проанализировать противоречия имеющиеся в педагогическом опыте по заявленной теме, - найти возможность разрешения противоре- чий и решения задачи выявления и развития одарённости детей - проанализировать и структурировать педаго- гическую деятельность в рамках методической системы
Проектировочно-прогностические: операционное, процедурное, технологи- ческое обеспечение учебно-воспитательного процесса: проектирование содержания, форм, методов и практическую деятельность всех участников педагогического процесса; выбор наиболее эффективных приёмов решения конкретных задач
Организационно-деятельностные: создать условия для развития субъектности гимназистов, формируя у них системы отношений и ценностей; предоставить право выбора уровня и объёма освоения учебного материала за пределами ФГОС применять педагогические технологии (информационно- коммуникационные технологии, проблемного обучения, развития критического мышления, уровневой дифференциации, группового обучения, проектного обучения, игровой деятельности ); создать информационный «банк» способов, приёмов решения задачи развития одарённости гимназистов на основе личностно-ориентированного подхода
Оценочно-рефлексивные: оценивать эффективность используемых форм, методов и средств педагогической деятельности, использования разнообразных форм контроля в учебно-воспитательном процессе, диагностику состояния различных видов деятельности обучающихся; рефлексировать свою профессиональную дея- тельность, прогнозировать трудности и ошибки в процессе конструирования методической системы транслировать собственный методико-педагоги- ческий опыт, способствовать взаимообмену опытом с коллегами
Условия, обеспечивающие развитие одарённости гимназистов Содержание предметов Право выбора уровня и объёма материала (выход за Стандарт) Диагностика результатов Применение современных технологий (методы, средства) Использование новейших технологических средств Сочетание инновационных и традиционных оргформ Внеурочная деятельность Авторская составля- ющая
Дидактическая система Л.В.Занкова
Л.В.Занков: «Цель обучения - достижение опти- мального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья» Требование системы: Общее развитие – развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений. Общее развитие – развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений.
СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА СЕГОДНЯ – Научно обоснованная и разработанная развивающая образовательная система; 5 поколений учебно-методических комплектов; предметные методики по всем образовательным областям; широкий спектр форм организации обучения; особый гуманный характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса, дифференцированная система изучения успешности обучения и развития школьников; практический опыт как реализации системы в практике образования, так и в системе повышения квалификации. ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР им Л.В. ЗАНКОВА
Личностно-ориентированный подход (воспитание свободной, развитой, образованной личности) Признаки личностно-ориентированного урока: Вовлечение личностных структур (мотивация, Я-концепция, направленность, рефлексия) Субъектно-субъектное взаимодействие Отбор учебного материала (Стандарт + выбор ученика) Новое содержание каждого этапа урока: - субъектное целеполагание - самомотивация на каждом этапе урока - приобретение опыта творческой деятельности - формирование отношений к себе, другим,… воспитатель- ный потенциал урока) Гуманитарная экспертиза (системный анализ)
Система сочетания инновационных технологий Развитие одарённости, самореализация Информационно- коммуникационная Проектное обучение Развитие критического мышления Игровая деятельность Групповое обучение Уровневая дифференциация Проблемное обучение
Информационный «банк» методов проблемное изложение имитационно- ролевой Исследова- тельский Частично- поисковый Эвристи- ческий Придумывания «Если бы ….» Коммуника- тивные методы Образное видение
Формы организации учебной деятельности (пирамида обучаемости) Монолог 5% Самостоятельное чтение 10% Аудио-видео 20% Показ (демонстрация) 30% Дискуссионная группа 50% Практическая деятельность 75% Обучение других (ученик-ученика) 90%
Традиционные и инновационные оргформы индивидуальные фронтальные групповые Коллективные: - «Экспертиза» - «Вакансия» - «СКБ» «СИБ» - экскурсия - Международная- научная выставка - ……………….
Право выбора уровня и объёма материала (выход за Стандарт) «Индивидуальная образовательная траектория – персональный путь развития одарённости младшего школьника» Систематически участвуют в создании ИОТ Эпизодически участвуют в создании ИОТ Не участвуют в создании ИОТ 1 класс2 чел. – 8 %5 чел. -20 %18 чел. – 72 % 2 класс5 чел. – 20 %6 чел. – 24 %14 чел. – 56% 3 класс7 чел. – 28 %6 чел. – 24 %12 чел. – 48 %
Организация исследовательской работы учащихся начальных классов Подготовительный этап(1-2 классы) Творческий этап (3-4 классы)
Портрет выпускника дошкольник - начальная школа Портрет выпускника дошкольник - начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляцияответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся начальной школы. Занятия дополнительного образования Ученические научно- практические конференции Предметные недели, декады (широкий спектр форм внеурочной деятельности) Участие в интеллектуальных мероприятиях разных уровней
Педагогическая методика «Интеллектуальный портрет детской одарённости». 2 класс
Педагогическая методика «Интеллектуальный портрет детской одарённости». 3 класс
1 класс 3 класс
Исследовательская деятельность учебный год. Рысев Александр 4а класс – победи- тель городского конкурса, диплом 2 степени в региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь» учебный год. Поникаровская Екатерина 2а класс – победитель городского конкурса, диплом 2 степени в региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь» учебный год Жилина Варя 3а класс – диплом 1 степени в региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь», призёр городского конкурса Поникаровская Екатерина 3а класс – диплом 2 степени в региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь», победитель городского конкурса
Внеурочная деятельность по предмету (областной уровень) учебный год. Плюснина Полина 4а класс - победитель областной эвристической олимпиады младших школьников «Совёнок» учебный год. Серкина Анна 2а класс – грамота в игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». Вальтер Валерия 2а класс – победитель областной эвристической олимпиады младших школьников «Совёнок». Вальтер Валерия 2а класс – диплом 3 степени в областном математическом конкурсе-игре «Кенгуру – 2010». Платунов Антон 2а класс – грамота в межрегиональной многопредметной олимпиаде «Иптеллектуальный марафон» учебный год. Николаева Ксения 3а класс - грамота в игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». Платунов Антон 3а класс – диплом 2 степени в игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».
Внеурочная деятельность по предмету (муниципальный уровень) 2010 – 2011 учебный год «Интеллектуальный марафон» Диплом 1 степени Городская олимпиада «Юный математик» Диплом 1 степени Городской конкурс чтецов Диплом 1, 2, 3 степени Городской конкурс «Литературная мозаика» Диплом 1, 2, 3, степени
Профессионально-личностный рост «В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д.Ушинский
Профессионально-личностный рост система методический стиль КафедраЛаборатория Самообра- зование Курсовая подготовка ВТК Мастер- классы Участие в конкурсах ГМО
Модель одарённого ребёнка Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально; личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда; личность, способная осуществить самостоятельную деятельность; личность, обладающая разносторонним интеллектом; личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;