Мониторинг здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений Методист ИДК управления образования Вихарева Н.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 3 г. Бикина Здоровьесбережение – важное направление в работе школы.
Advertisements

Пояснительная записка Программа здоровье представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится.
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе.
Программа школьного воспитания «ЗДОРОВЬЕ». Наименование программы Программа профилактики ассоциа- тивного поведения и пропаганды здорового образа жизни.
Цель работы : создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях.
Педагогические чтения. «Внедрение здоровьесберегающих технологий»
«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 127 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Перми Зав. МСППС Л.М. Лакирева.
Здоровье – это: состояние полного физического, психического и состояние полного физического, психического и социального благополучия человека; социального.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Мониторинг и управление качеством образования Кто владеет информацией, тот владеет всем. Ли Якокка.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
«Организация здоровьесберегающей деятельности воспитателей школы-интерната » Гасишвили И. Н. старший воспитатель первой квалификационной категории.
Педагогические условия сохранения здоровья школьников 1. Создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды. 2. Внедрение.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Выступление заведующего Журавлевой Светланы Викторовны.
Использование здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в педагогическом процессе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.
Транксрипт:

Мониторинг здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений Методист ИДК управления образования Вихарева Н.Ю.

Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Здоровье детей – один из критериев благополучия общества.

Мониторинг здоровья школьников представляет собой интегральную систему информационного сопровождения образовате6льного процесса, обеспечивает педагогов школ информацией, необходимой для оценки соответствия педагогических технологий и образовательной среды целям обучения и индивидуальным особенностям ученика. Мониторинг позволяет : получить количественную оценку физической и функциональной подготовленности детей на разных этапах онтогенеза, выявить пограничные состояния между нормой и патологией, обосновать коррекционные программы воздействия на организм школьников для выявления психофизиологических резервов, необходимых для успешного обучения. Он нацелен на максимально раннее выявление тенденций развития исследуемого процесса и прогнозирование его результатов. Роль мониторинга здоровья учащихся в организации образовательного процесса

По отношению к педагогическому процессу мониторинг вторичен. Он всего лишь отслеживает результаты, позволяет сделать вывод, что при данной организации учебного процесса можно в дальнейшем прогнозировать те или иные показатели здоровья его участников. Для того, чтобы повысить уровень здоровья детей, необходимо воздействовать на структуру их социальных взаимодействий, образ жизни, типичные и существенные формы жизнедеятельности. Мониторинг здоровья служит необходимым для рационального управления этим процессом механизмом обратной связи. Оперативная информация о функциональном состоянии учащихся (мониторинг здоровья) является критерием эффективности оздоровительной работы в образовательном учреждении.

Характеристика здоровья детей включает Оценка состояния и динамики здоровья детей. уровень их физического, умственного, функционального развития в различные возрастные периоды уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты перспективы дальнейшего сохранения качества жизни и ее продолжительности (прогноз здоровья) физическую и нервно- психическую адаптацию к меняющимся условиям внешней среды

Физическая работоспособность и максимальное потребление кислорода (МПК) наиболее информативные показатели состояния организма и его потенциальных возможностей. Необходимо обращать внимание и на внешние признаки утомления детей. Умственная работоспособность оценивается обычно по результатам выполнения корректурной пробы в различных модификациях. Для контроля физической подготовленности необходима количественная оценка основных двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости. Основным источником сведений о состоянии здоровья детей и подростков являются результаты обязательных медицинских осмотров, Положение о которых утверждено совместным приказом Министерства здравоохранения и Министерства образования РФ 186/272 от г. « О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях ». В зависимости от состояния здоровья ребенок может быть отнесен к одной из следующих групп: I, II, III, IV, V,

Устойчивость организма по отношению к неблагоприятным воздействиям резистентность и реактивность традиционно оценивается по частоте и продолжительности заболеваний ребенка уровню острой заболеваемости. Социальную успешность учащихся общеобразовательных учреждений можно оценить по их успехам в учебе (среднему баллу по основным предметам или заключению учителя). Более объективную оценку дает индивидуальный рейтинг ученика, рассчитанный путем попарных сравнений учеников в классе по принципу «каждый с каждым» и выраженный в процентном отношении положительных оценок к максимально возможному результату. К нарушениям резистентности можно отнести и чувствительность ребенка к метеофакторам, непереносимость транспорта, неадекватность поведенческих реакций при стрессовых воздействиях и т. д. Психологические тесты позволяют выявить повышенный уровень тревожности, признаки невротизации, депрессии психологическую дестабилизацию.

Темпы физического и нервно-психического развития являются обязательным критерием здоровья ребенка. В них как бы отражена вся его прошедшая жизнь, наследственные задатки, течение внутриутробного периода развития, полноценность питания, перенесенные заболевания и всевозможные воздействия внешней среды. Адаптация к условиям образовательного учреждения, выполнение учебной программы и адекватное поведение в коллективе также являются показателями нормального нервно-психического развития. В последние годы все большее внимание как фактору, опре­деляющему состояние здоровья населения, уделяется анализу образа жизни людей. Кроме традиционного медицинского анамнеза (жалобы человека на здоровье, беседа во время врачебного осмотра), изучаются социально-гигиенические характеристики семей, навыки и привычки здорового образа жизни, сложившийся уровень медико-гигиенической культуры населения.

Мониторинг состояния здоровья учащихся должен базироваться на принципах: сбор первичной информации должен быть практически доступен работникам ОУ, требовать минимального времени и не выходить за пределы их должностных обязанностей (минимум затрат сил и средств); информация должна отражать различные аспекты здоровья детей, его биологические, психологические и социальные составляющие и как минимум характеризовать четыре обще ­ принятые критерия оценки здоровья (достаточность информации); необходимо обеспечивать максимальную точность и объективность информации (использование количественных, измеряемых показателей биопсихосоциального благополучия детей); хранение и обработка информации должны быть формализованы в единой для ОУ системе (в рамках нормативных документов) и осуществляться с использованием вычислительной техники; данные мониторинга должны быть востребованы в ходе организации педагогического процесса; мониторинг, отражающий показатели здоровья детей, их динамику, должен стать основным механизмом оценки педагогических технологий.

п/п ОбъектыПоказатели Субъект оценивания Методика измерения Критерии оценки 1 Физический компонент здоровья Наличие (отсутствие) болезни Медицинские работники Углубленный медицинский осмотр (приказ МЗ и МО 186/272, приказ МЗ 621) Группа здоровья Физическое развитиеУчитель ФКАнтропометрия Группа физического развития Уровень физического состояния Учитель ФК Тесты физической подготовленности Уровень физической подготовленности: средний, ниже среднего, выше среднего Пропуски уроков Классный руководи- тель Процент от общего числа уроков Рейтинговое место Процессуальное обеспечение индивидуального мониторинга состояния здоровья и образа жизни учащегося

п/п ОбъектыПоказатели Субъект оценивания Методика измерения Критерии оценки 2 Психологический компонент здоровья Самочувствие, активность, настроение, уровень тревожности ПсихологАнкетирование Уровень: средний, ниже среднего, выше среднего 3 Социальный компонент здоровья Успеваемость, ЗОЖ Классный руководи- тель, социальный педагог Анкетирование Уровень: средний, ниже среднего, выше среднего Двигательная активность Учитель ФК Опрос Недельный объем в часах по уровням: средний, ни- же среднего, выше среднего

Директор школы, администрация школы Социально- психологическая служба (психолог, социальный педагог) Зам. директора по воспитательной работе Классные руководители и учителя предметники 1.анализ состояния здоровья обучающихся; 2.принятие управленческих решений; 3.подбора педагогических и вспомогательных кадров; 4.организация методической работы. 1.изучение состояния здоровья школьников, причин и тенденций; 2.изучение адаптации учащихся; 3.разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися; 4.индивидуальные консультации классных руководителей; 5.осуществление работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные консультации). 1.планирование здоровьесберегаю щей работы школы на новый учебный год; 2.организация методической работы с классными руководителями; 3.организация индивидуальной работы с учащимися; 4.контроль за деятельностью классных руководителей. 1.планирование здоровьесберегающ ей работы с классом; 2.организация индивидуальной работы с учащимися; 3.выбор форм и методов работы с классом, с учетом состояния здоровья и психологических особенностей группы. УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

На первом этапе оцениваются исходное состояние здоровья учащихся с тем, чтобы в дальнейшем была возможность оценить изменения, произошедшие в состоянии здоровья детей в процессе реализации основных образовательных программ. Для этого могут быть использованы: 1. Анкетирование родителей первоклассников по анкете «Оценка невротических расстройств, вегетативных нарушений и астенических состояний учащихся» 2. Оценка физического развития первоклассников. 3. Оценка физической подготовленности первоклассников. 4.Распределение первоклассников на группы здоровья. 5. Заболеваемость учащихся. 6. Оценка сформированности здорового образа жизни (на основе Анкета для родителей учащихся, Анкета для школьников) 7. Распространенность факторов риска среди первоклассников на основании проведенного анкетирования по анкете. 8. Информированность первоклассников в отношении факторов риска 9. Сформированность у первоклассников установок на здоровый образ жизни.

Методики, рекомендуемые к использованию в ходе мониторинга здоровья школьников МЕТОДИКА « ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ » (М. В. Бодунова) Цель: экспертная оценка учителем степени выраженности ряда личностных особенностей ученика, а также его успеваемости. ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ ШКАЛЫ ЯВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (СМАЗ) (в адаптации А. М. Прихожан) Шкала явной тревожности для детей предназначена для вы ­ явления тревожности как относительно устойчивого образова ­ ния у детей 8-12 лет. МЕТОДИКА « УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЕМ » Целью является выяснение удовлетворенности участников образовательного процесса образованием. АНКЕТА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕГОСЯ (заполняется родителями) по разделам: 1. Состояние здоровья. 2. Двигательная активность 3.Питание.

1. Состояние здоровья 1.1. Имеющиеся хронические заболеванияКол-во случаев% от общего Врожденные пороки Заболевания сердечно-сосудистой системы Заболевания органов дыхания Заболевания желудочно-кишечного тракта Заболевания внутренних органов (печень, почки, иное) Заболевания эндокринной системы (желез внутренней секреции) Заболевания нервной системы Аллергические и кожные заболевания Нарушения осанки, опорно-двигательного аппарата Лор-заболевания (ухо, горло, нос) Нарушения зрения, слуха Кариес Травмы (переломы, ожоги, черепно-мозговые травмы) за последний год Перенесенные оперативные вмешательства Иное: 1.2 Медицинская группаМальчикиДевочкиСуммарно Кол-во чел. % от общего количества Кол-во чел. % от общего количества Кол-во чел. % от общего количества Основная Подготовитель­ная Специальная медицинская ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ КЛАССА (заполняется классным руководителем по результатам обработки анкет здоровья учащихся и сведений о медицинской группе, содержащихся в медицинских картах детей) 1. данные о состоянии здоровья - имеющихся у учащихся хронических заболеваниях и присвоенной им медицинской группе здоровья (в таблицы вписывается общее количество слу ­ чаев и процент от списочного состава);

2. Объем двигательной активности (время в минутах) Виды двигательной активности Среднее за неделю / уч-ся Среднее за день / уч-ся Утренняя гимнастика (зарядка) Пешая ходьба (дорога до школы, по делам, прогулки) Подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня Школьные уроки физкультуры Спортивные занятия в секциях, клубах, бас­сейне, на тренажерах Занятия в кружках художественной само­деятельности, танцы Туристические походы, походы в лес, греб­ля и др. Прогулки на велосипеде, роликах, лыжах, доске, автомотоспорт и пр. Работа физическая по дому (мытье полов, подноска воды, закупки и пр.) Сельскохозяйственные работы (на участке, на ферме, на огороде) Работа производственная физическая Общее время двигательной активности 2. данные о средней продолжительности двигательной активности учащихся за неделю и за один день

3. Оздоровительные и профилактические мероприятия (указать цифровые данные) Проведение мероприятийРаз в годСпортивно-оздоровительные занятияКол-во% Диспансеризация учащихсяЗанимаются вне школыспортом Профилактические прививки Занимаются в оздоровительных группах вне школы Дни здоровья, турпоходыВ школьных спортивных секциях занимают­ся Школьные спортивные праздники Участие в районных, городских и др. спор­тивных соревнованиях В группах ЛФК занимаются Беседы о здоровье с учащимися (уроки здоровья) Спецмедгруппа включает детей Беседы о здоровье с родителями Выезжают в спорт.-оздоров. лагеря, количество детей Витаминизация Выпуск санбюллетеней, листков здоровья и др. Иное:

Методики, рекомендуемые к использованию в ходе мониторинга здоровья школьников АНКЕТА « РАССКАЖИ О ШКОЛЕ » (для учащихся 1 класса, заполняется родителями по ответам ребенка) (заполняется 3 раза в течение учебного года) КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ РЕБЕНКА (1 класс) (заполняется родителями) (заполняется 3 раза в течение учебного года) КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ (1 класс) (заполняется учителем) (заполняется 3 раза в течение учебного года) АНКЕТА « РЕЖИМ ДНЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА » (1 КЛАСС) (заполняется родителями) АНКЕТА « РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ » 1 КЛАССА (заполняется учителем)

Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся: методической руководство / науч. Ред. О.С. Гладышева; мин-во образования Нижегородской обл., гос. обр. учр. доп. Проф. Обр-я «Нижегор. Ин-т развития обр-я». Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, с.; Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.:АРКТИ, с.; Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг/ сост. М.А. Павлова, О.С. Гришанова, Е.В. Гусева. Волгоград: Учитель, с. Система работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении/ Сост. Т.А. Мирошниченко.-Волгоград: ИТД «Корифей».-96 с. Литература по вопросам здоровьесбережения в образовании: