ДЕСЯТЬ ОШИБОК В ВОСПИТАНИИ, КОТОРЫЕ ВСЕ КОГДА- НИБУДЬ СОВЕРШАЛИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию приготовила: Алёкминская Л.О. МОУ СОШ 52, г.Читы Презентацию приготовила: Алёкминская Л.О. МОУ СОШ 52, г.Читы.
Advertisements

!!! На заметку «Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей,
Что влияет на воспитание детей в семье? Не раз и не два педагоги, психологи и социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер и особенности.
О стилях семейного воспитания и ролях ребенка в семье О стилях семейного воспитания и ролях ребенка в семье Родительское собрание.
Родительское собрание Роль семьи в развитии моральных качеств ребёнка» «Роль семьи в развитии моральных качеств ребёнка»
ТЕМА: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ВОСПИТАНИИ. ЦЕЛИ: РАССМОТРЕТЬ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ВОСПИТАНИИ И ДАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ. Родительское собрание3 в 4 классе В.
Наши ошибки в воспитании детей Родительское собрание в 5 классе Разработал классный руководитель: Иост Лариса Ивановна.
« Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет.
Итоги первого триместра Родительское собрание. Ошибки в воспитании детей Воспитание – это … Воспитание – это постоянное, не разовое, привитие каких-то.
Родительская конференция «Гражданско-патриотическое воспитание в семье » «Любовь к Родине начинается с семьи» Ф Бекон.
Наши ошибки в воспитании детей Общешкольное родительское собрание МКОУ «Усть-Волчихинская СШ»
«Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей. Отдай себе отчёт.
5 а класс 13 человек ответы Кто глава в вашей семье ? Мама 5, бабушка 4, папа 4 Чем ты огорчаешь своих родителей оценками –5; поведением 3.
14 февраля 2008 года ДЕСЯТЬ ОШИБОК В ВОСПИТАНИИ, КОТОРЫЕ ВСЕ КОГДА-НИБУДЬ СОВЕРШАЛИ Родительское собрание 1 класс.
Родительское собрание «Роль семьи в развитии моральных качеств личности»
Составила заместитель директора по воспитательной работе ГКС(К)ОУ»Школы- интерната для глухих детей» Баразгова Лариса Сафарбековна.
14 февраля 2008 года ДЕСЯТЬ ОШИБОК В ВОСПИТАНИИ, КОТОРЫЕ ВСЕ КОГДА-НИБУДЬ СОВЕРШАЛИ Родительское собрание 1 класс.
Воспитание целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными.
Особенности работы с семьями учащихся в новых условиях с целью привлечения родителей к участию в образовательном процессе (педсовет – тренинг)
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе.
Транксрипт:

ДЕСЯТЬ ОШИБОК В ВОСПИТАНИИ, КОТОРЫЕ ВСЕ КОГДА- НИБУДЬ СОВЕРШАЛИ

На заметку «Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить».

Уважаемые родители! Нам необходимо задуматься над вопросом: Каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении?

Что влияет на воспитание детей в семье? Не раз и не два педагоги, психологи и социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер и особенности семейных отношений с уровнем моральной воспитанности детей. Оказывается, что между тем и другим существует отчетливая связь.

Семья и поведение детей Можно выделить разные группы семей и соответственно разные типы поведения детей.

Признаки, характеризующие семью Психологи предлагают выделить в качестве главных признаков, характеризующих семью, следующие: гармоничность отношений в семье; особенности воспитательных усилий родителей.

Первая группа семей: В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща.

У детей, воспитывающихся в таких семьях можно выделить: Общительность, Коллективизм, Доброжелательное отношение к окружающим их людям, Уважение к старшим.

Вторая группа семей Здесь также присутствует согласованность семейных отношений. Но отношение к воспитанию детей более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием. В таких семьях авторитет родителей невысок.

У подростков, воспитывающихся в таких семьях можно выделить: наряду с определенными положительными качествами и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.

Третья группа семей Наиболее характерная их черта – конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны.

О таких детях можно сказать: дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».

Четвертая группа семей Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «Чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, открытости, взаимопонимания.

А что получаем? В результате такого воспитания полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.

Нередко в семье ребенок выполняет роль, предопределенную для него взрослым. «кумир семьи»; «сокровище»; «паинька»; «болезненный ребенок»; «ужасный ребенок», «мучитель»; «козел отпущения»; «золушка» и т. д.

Рассмотрим первую роль: «кумир семьи». Как бы ребенок ни вел себя, он вызывает общее восхищение домашних, обращаются к нему почти всегда умильным тоном. Любая или почти любая его прихоть немедленно выполняется взрослыми. В такой атмосфере он вырастает изнеженным, капризным, а главное, эгоцентричным, поскольку с малолетства привык ставить свою персону в центр мироздания.

Иногда ребенок выполняет другую роль – «маминого (папиного, бабушкиного и т. д.) сокровища». Она похожа на роль «кумира семьи», но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. За навязыванием ребенку подобной роли может таиться немало сложных психологических причин. Ребенку мучительно «разрываться» между несколькими старшими, отчетливо при этом осознавая, что с одним надо вести себя не так, как с другими. Роль чьего-то любимца, навязываемая ребенку, зачастую свидетельствует об остром соперничестве между взрослыми. В семье образуются «коалиции», например, мамы с ребенком против папы. Все это, мягко говоря, проявления педагогической неграмотности и безответственности родителей.

В некоторых семьях ребенок выполняет роль «паиньки». Обычно всех радует воспитанный, послушный, примерный ребенок: с ним и хлопот меньше, и больше оснований для родительской гордости. От ребенка ждут в первую очередь соблюдения приличий; эти ожидания он и подтверждает своим образцовым поведением. За это он старшими вознаграждается. Какова же внутренняя жизнь ребенка, до этого, в сущности, никому в семье нет дела. Не так уж редки случаи, когда ребенок, образцовый дома, к искреннему недоумению своей семьи неожиданно совершает противоправные поступки.

«Паинька» Часто, навязывая ребенку роль «паиньки» и обязывая его поддерживать семейный престиж, родители тешат свое самолюбие. При этом у ребенка формируются завышенные притязания к самому себе и страх несоответствия своих достижений этим притязаниям. Если вначале каждый «промах» в поведении ребенка ставится ему на вид, то впоследствии он сам ставит себе в вину любую, даже малейшую неудачу в жизни. В детстве ребенок этим, можно сказать, подводит семью; став взрослым, он усматривает в неподтверждении своих ожиданий собственную неполноценность, несостоятельность. Таким образом, когда ребенок «слишком хорош», это отнюдь не всегда свидетельство правильного воспитания.

Конечно, есть немало детей, здоровье которых требует особого внимания. Однако можно наблюдать и такую картину: долго болевший ребенок выздоровел и хотел бы чувствовать себя равным со всеми другими детьми, однако кто-то в семье упорно считает его слабым, болезненным и требует от остальных такого же отношения к нему. Видимо, взрослым не удается или не хочется ломать сложившийся стереотип их взаимоотношений с ребенком. Куда легче обращаться с ним как с больным, продолжая привычно хлопотать вокруг него (режим, лекарства и т. д.), чем искать новые формы контакта. «Болезненный ребенок».

Теперь рассмотрим негативные роли, с помощью которых фиксируется низкая ценность ребенка в семье. Прежде всего, необходимо выделить роль «ужасного ребенка». Ребенок, вынужденный играть эту роль (ибо таковы ожидания старших), воспринимается в семье как субъект, создающий лишь хлопоты и напряженные ситуации. Он непослушен, своеволен, расхлябан, лишен чувства долга и даже злонамерен, поскольку многие его поступки можно рассматривать как действия «назло взрослым». Все в семье призывают его к порядку бесконечными выговорами и наказаниями. Поскольку же часто это не эффективно, ребенок кажется взрослым еще более «ужасным». Так у него появляется роль «мучителя». «Ужасный ребенок».

Конечно, встречаются дети, исходный психический склад которых представляет немалые трудности для воспитания. Взрослые иногда перелагают друг на друга вину за «распущенность» ребенка. Кое-кто из старших использует такого рода обвинения для того, чтобы самоустраниться от заботы о ребенке («вы его распустили, сами за него и отвечайте!») или чтобы изолировать кого-либо из членов семьи – скажем, бабушку либо отца ребенка, – ведь они «попустительствуют» его капризам. Наиболее горько наблюдать случаи, когда приписывание ребенку роли «ужасного» или «мучителя» является способом изолировать его самого от семьи...

П р и м е р: в семье есть ребенок от первого брака; рождается новый – на нем концентрируются все нежные чувства взрослых, а на старшего никто не обращает внимания. Старший ребенок не может не реагировать на это обидой и ревностью. Эти чувства рано или поздно выходят наружу в виде так называемых «реакций протеста» (непослушание, капризы, действия назло). Такими реакциями он, по существу, стремится вернуть себе утраченное внимание взрослых. Взрослые, однако, объявляют ребенка «ужасным» и тем самым оправдывают его изоляцию.

«Козёл отпущения». Взрослые разряжают на нем свою агрессивность. Ведь это безопаснее, чем срывать зло друг на друге... Ребенок при таком обращении с ним может из «ужасного» превратиться в «забитого»: он начинает бояться наказания за любое свое высказывание и любой поступок. Такому ребенку нередко приходится исполнять еще одну роль – «путающегося под ногами»: он чувствует, что всем мешает и вызывает у домашних одно раздражение.

«Хитрец». В других же случаях, видя, что за свою выходку он будет сурово наказан, ребенок рано приучается хитрить, сваливать свои проступки на других детей либо на взрослых, искать поддержки у одного из членов семьи, чтобы спастись от притеснений другого, и т. д. Так за ним закрепляется роль маленького «хитреца».

«Золушка». И наконец, еще одна аномальная детская роль (впрочем, в современных семьях она встречается все реже) – роль «золушки». Из ребенка откровенно делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям либо взрослым. К сожалению, в жизни эта ситуация разрешается не так благополучно, как в известной сказке Ш. Перро. Ребенок, вынужденный играть эту роль, вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и несамостоятельным.

Психику ребенка ранит и деформирует необходимость исполнять в семье какую-либо из описанных ролей. Может ли ребенок стать послушным, если к нему так относятся?

В нормальной семье ребенку не уготованы никакие роли. Его просто любят – и чаще всего он чувствует себя «кумиром семьи». На следующий день ребенок совершил шалость или проступок (без этого в детстве просто невозможно) – и его воспринимают как «ужасного ребенка», наказывают. Стараясь вернуть себе расположение взрослых, он делается «паинькой» и при этом подчас «хитрецом» (нет ребенка, который бы хоть раз не схитрил). Видя, что хитрости его легко разоблачаются, а причины примерного поведения понятны взрослым, ребенок с легкостью «выходит из роли» и снова делается самим собой. Все эти роли он исполняет с удовольствием, но не застревает ни на одной из них, поскольку никто его к этому не вынуждает, а самому ему выступать в одной и той же роли попросту скучно. Бывает он и «мучителем», и «путающимся под ногами», но все это мимолетно; спустя пару часов он опять «кумир семьи».

Кем ребенок почти никогда не бывает в нормальной семье, так это «козлом отпущения», «забитым» и «золушкой». Зато ему предоставляют роли, которых не дают детям в «трудных» семьях. Это роли помощника, равноправного участника беседы, интересного человека (интересно думающего, фантазирующего, рисующего, конструирующего и т. д.), порядочного человека и даже... советчика!

Законы семьи : 1-й закон – единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку. 2-й закон – закон значимости похвалы для ребенка. 3-й закон – закон трудового участия каждого члена семьи. 4-й закон – закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность.

Практикум для родителей «Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали». П е д а г о г и ч е с к а я з а д а ч а 1. Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают это нам назло? Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносили эту фразу!

2. П е д а г о г и ч е с к а я з а д а ч а Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

3. П е д а г о г и ч е с к а я з а д а ч а Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь недопустимы. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

4. П е д а г о г и ч е с к а я з а д а ч а Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство – такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасным. Не нужны нравоучения, неудачи, неудовлетворенность – ведь в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

5. П е д а г о г и ч е с к а я з а д а ч а Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т. п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

ПАМЯТКА-СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ «АЗБУКА ВОСПИТАНИЯ» 1. Никогда не говорите ребенку, что не будете его любить. 2. Не будьте безразличными. 3. В воспитании не должно быть слишком много строгости. 4. Не балуйте детей. 5. Не навязывайте своему ребенку какую-то определенную роль. 6. Хорошее воспитание не зависит от количества денег. 7. Не стройте «наполеоновские» планы. 8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь. 9. Воспитание и общение с ребенком не должно зависеть от вашего настроения. 10. Уделяйте время своему ребенку каждый день, будьте открыты для общения с ребенком.

Другим прощай многое, себе ничего. Публий Сир

Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка – его взгляды, его отношение к людям – в огромной степени зависят от того, каким подросток видит своих родителей дома, в семье.

«РЕБЕНОК – ЭТО ЗЕРКАЛО, В КОТОРОМ ЕГО РОДИТЕЛИ МОГУТ УВИДЕТЬ СЕБЯ».