Символика православной иконы Сделал: Лукьянов Дамир.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Символика архитектуры православного храма. Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую»,
Advertisements

Православная икона Гребенкина Г.Б., МБОУ «Основная общеобразовательная школа 27 им. К.Г. Макарова» г. Калуги.
Символика православной иконы. Ико́на (от ср.-греч. ε κόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. ε κών «образ», «изображение»).греч. Иконы нельзя отнести к.
Тема урока: «Икона и картина. Отличия и особенности иконографии»
Символика православной иконы. Ико́на (от ср.-греч. ε κόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. ε κών «образ», «изображение»).греч. Иконы нельзя отнести к.
Под покровом Пресвятой Богородицы Рождественские чтения 2008 психолог Пикулина Н.Б., психолог Школа 12, г. Сергиев Посад -14.
Презентация к уроку (4 класс) по теме: Икона
Умозрение в красках Выполнила: Хваткова Татьяна, ученица 6 класса «а»
Группа 1 Канон православной иконы. Эти образы Иисуса Христа отделяют между собой столетия, но они похожи, потому что иконописцы работали в каноне.
МОУ « Писарёвская СОШ» Учитель: Медведева Е.Е.. выявить художественные средства и приемы написания икон; проиллюстрировать работу иконами веков;
Спаситель и Богородица Выделяют три основных иконографических типа икон с изображением Пресвятой Девы: Оранта (Охраняющая), Одигитрия (Путеводительница)
Икона - это написанное в строгих, установленных церковью правилах, изображение святого характера. Икону стоит отличать от живописи на религиозные темы.
Традиция иконописи на Руси. Истоки древнерусской иконописи Византийские Византийские Традиции эллинизма Традиции эллинизма Сирийские, коптские, сербские,
ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ? КАК УСТРОЕН ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ?
Красноярский филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зырянская средняя общеобразовательная школа» Зырянского района Томской области.
Перед художником стоит парадоксальная задача – передать на двухмерной плоскости трёхмерный, объёмный мир. Исключения здесь, конечно, бывают (плоские орнамент,
Чем отличается икона от портрета? Выполнила Васильева Елена Константиновна Учитель МБОУ «СОШ 45 г.Чебокары»
Икона и картина. Картина (а под картиной следует понимать не только произведения светского характера, но и живопись на религиозные темы) представляет.
Как передать на двухмерной плоскости листа изображения трёхмерных предметов. - Линейная перспектива - наука, которая имеет свои законы. - Геометрические.
Транксрипт:

Символика православной иконы Сделал: Лукьянов Дамир

Ико́на (от ср.-греч. ε κόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. ε κών «образ», «изображение»). Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.

Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый.

В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»).

Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеоб­разном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.

Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в иной мир. Икона есть видимое невидимого. Икона - это окно в горний мир Духа

В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах. Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом - служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль - в алькове - трогательная сцена ласкания Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в од­ном пространстве, которое похоже на свиток, развора­ чивающийся на наших глазах.

Изображение архитектуры

Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.

Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д. Смысл этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.

Изображение света

Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная остается в тени.

Изображение лика

Лик это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она на вас.

К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д

Виноградная лоза Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека. Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом – рая. К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.

Конец