Для чего ? 1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в их проведении. 2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. 3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока. 4. Поддержка альтернативности, множественности мнений. 5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения. 6. "Скрытая" (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям. 7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
Классификация нестандартных уроков по типам
УРОК - ЛЕКЦИЯ УРОК ВДВОЁМ ЛЕКЦИЯ - ПАРАДОКС ЗАЩИТА ЗНАНИЙ УРОК - ВСТРЕЧА ЗАЩИТА ИДЕЙ
ЭКСКУРСИЯ ПРОГУЛКА ГОСТИНАЯ ПУТЕШЕСТВИЕ ПОЕЗДКА УРОК-ЭКСПЕДИЦИЯ ЗАЩИТА ПРОЕКТА
ПАРНЫЙ ОПРОС ЭКСПРЕСС-ОПРОС УРОК-ЗАЧЁТ ЗАЩИТА ОЦЕНКИ УРОК-КОНСУЛЬТАЦИЯ УРОК-ПРАКТИКУМ УРОК-СЕМИНАР ЗАЩИТА ЧИТАТЕЛЬСКОГО ФОРМУЛЯРА ТЕЛЕУРОК БЕЗ ТЕЛЕВИДЕНИЯ УРОК-ОБЩЕСТВЕННЫЙ СМОТР ЗНАНИЙ УРОК-КОНСУЛЬТАЦИЯ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ
УРОК – «ДОМИНО» ПРОВЕРОЧНЫЙ КРОССВОРД УРОК В ФОРМЕ ИГРЫ «ЛОТО» УРОК-ДЕЛОВАЯ ИГРА УРОК – СЛЕДСТВИЕ УРОК – ДИСКУССИЯ УРОК – КВН УРОК «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» УРОК-ЭСТАФЕТА УРОК – ДУЭЛЬ УРОК - СОРЕВНОВАНИЕ
горячит незаинтересованный, ленивый ум, стараясь разбудить его азартом; создавая условия для самоконтроля, направляет на верный путь.
Преимущества: игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
ФОНЕМНОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ; МЕТАГРАММЫ,АНАГРАММЫ, ЛОГОГРИФЫ; РАЗЛИЧЕНИЕ ГЛУХИХ И ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ; ОГЛУШЕНИЕ И ОЗВОНЧЕНИЕ; РАЗЛИЧЕНИЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ; СЛОГОВОЙ СОСТАВ СЛОВ; ОМОФОНИЯ, ОМОГРАФИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДАРНОГО СЛОГА; ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ.
Метаграммы Верхняя одежда С буквой изменённой Смысл изменит прежний, Трюком став мудрёным. / пальто – сальто / Логогрифы От ягоды букву отбросьте – Пред вами подобие трости. / клюква – клюка / Анаграммы Сперва чего-нибудь комплект, Но буквы поменять местами, И тут же явится нам с вами Дворянский титул прошлых лет. / набор – барон / Омофоны Первое – хворостина, Второе – где ил и тина. / прут – пруд / Оборотни Названье оврага Читайте обратно, В итоге прочтёте Понятие в спорте. / лог – гол /
НА ОПОЗНАВАНИЕ, РАЗЛИЧЕНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКУ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕМБРА ГОЛОСА; НА РАСШИРЕНИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО ДИАПАЗОНА; НА ВЫБОР АДЕКВАТНОЙ ГРОМКОСТИ; НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА; НА ОБРАБОТКУ ПРАВИЛЬНОЙ МЕЛОДИКИ, УМЕНИЯ СТАВИТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕРЖИВАТЬ ПАУЗУ, СОБЛЮДАТЬ ТЕМП РЕЧИ, ЧУВСТВОВАТЬ РИТМ.
-УРА! КАК РАЗ ПОТЕХЕ ЧАС! – РАСХОХОТАЛСЯ ДИКОБРАЗ. – ХА – ХА! - ХИ – ХИ! – СЕЙЧАС ЖЕ ПОДХВАТИЛ ВЕСЁЛЫЙ НИЛЬСКИЙ КРОКОДИЛ. – ХА-ХА! ХИ-ХИ! - ХЕ-ХЕ! – ОТКЛИКНУЛСЯ ЖИРАФ, ВЫСОКО ГОЛОВУ ЗАДРАВ. – ХИ-ХИ! ХЕ-ХЕ! - ХО-ХО! – РАЗДАЛСЯ ХОХОТ ЛЬВА. - УХУ! – ОТОЗВАЛАСЬ СОВА…
КРОССВОРДЫ, СКАНВОРДЫ, РЕБУСЫ, ЧАЙНВОРДЫ, ЛОТО, ДОМИНО, КАРТЫ, ИГРЫ С МЯЧОМ, С ЮЛОЙ. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ, РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ УМЕНИЕ ДЕЛИТЬ СЛОВО НА МОРФЕМЫ И ВЫЯВЛЯТЬ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ; Игры, помогающие повторять основные правила правописания орфограмм в морфемах.
И…жариться, во…рение, и…кристый,бе…породный, во…давать, …дравица, бе…жалостный, ра…гореться, во…хвалить,…борный, и…бушка, ра…прашивать, и…паряться, и…ковое, во…тановить,ра…
ПО АНАЛОГИИ ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ УСВОИТЬ ОРФОГРАФИЮ МОРФОЛОГИЮ СИНТАКСИС
лес зима земля дочь окно кукла каша трава стекло ночь зола тишь пенал море мышь меч ветвь плащ мощь книга луна пион
СЮЖЕТНЫЕ ( РОЛЕВЫЕ ) ИГРЫ; ИГРЫ-СОРЕВНОВАНИЯ; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЫ; ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ; ОБЪЯВЛЕНИЕ ПРАВИЛ ИГРЫ; ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНД; ОБЗОР ОБЩЕГО ХОДА ИГРЫ.
КОНКУРС ВОПРОСОВ (КЛАССЫ – ДРУГ ДРУГУ); - ГРАМОТНЫЙ ВОПРОС; - ОТВЕТ НА НЕГО; - ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ; - ПОДБОР ИЛЛЮСТРАЦИЙ.
ВЕДУЩИЙ ВОЛЧОК И КОНВЕРТЫ ОТВЕТ
ОБСУЖДЕНИЕ ИГРЫ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ? КТО ОТЛИЧИЛСЯ? КТО ПОБЕДИЛ? ЗАМЕЧАНИЯ И ПОЖЕЛАНИЯ
В Ы В О Д Ы: ИГРЫ ПОЗВОЛЯЮТ УЧАЩИМСЯ САМИМ РЕШАТЬ ТРУДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (РАЗВИВАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ); ПОЗВОЛЯЮТ «СЖИМАТЬ ВРЕМЯ»; ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ; ПОВЫШАЮТ МОТИВАЦИЮ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
РЕФЛЕКСИЯ