Пермский колледж экономики, статистики и информатики Составитель О.В.Марченко
Организуя педагогический процесс по дисциплине, каждый преподаватель разрабатывает и внедряет в практику учебных занятий такие задания, которые способствовали бы раскрытию творческого потенциала и способностей студентов.
Уже в самой формулировке «творческое задание», как и в претензии «учить творчеству», заложено некое противоречие. Творчество - то, что рождается свободно, по внутреннему убеждению, из глубины индивидуальности личности.
Да, творчеству учить нельзя. Но ведь и не учить нельзя. Необходимо сознательно помогать ему в развитии.
Творческие задания побуждают студентов импровизировать, находить новые способы решения, распознавать закономерности... Удобнее давать творческие задания студентам индивидуально, причем должен быть выбор из нескольких вариантов заданий.
Наиболее приемлемой для работы со студентами в условиях УЗ СПО являются виды творческих заданий: 1 – на развитие восприятия, внимания и памяти а) Задания на развитие восприятия - задания словесного типа (система вопросов, поставленных преподавателем). Причем вопросы должны побуждать студентов активно использовать в первую очередь свой жизненный опыт и только во вторую очередь – знания, изложенные в учебнике или сообщенные преподавателем
б) вопросы, составленные самими студентами (для активизации познавательной деятельности необходимо последовательно и систематически учить их ставить вопросы. Студенты должны усвоить, что при чтении любой литературы необходимо ставить перед собой скрытые (неявные) вопросы: - вскрывающие сущность понятия - содержащие указание на причины явления - акцентирующие внимание на причинно- следственные связи - активизирующие поиск новых путей решения известных задач и т.д.
в) Задания на тренировку зрительной памяти могут проходить в форме игры «Изобразите предлагаемые термины такими знаками и образами, чтобы потом назвать по ним каждый термин».
г) Палитра творческих заданий может включать и задания на развитие внимания (Диктант по проводкам, задачи с одинаковыми цифровыми данными, но различной учетной политикой и т.д.).
2 - Ролевые задания Импровизации, связанные с уподоблением конкретному работнику, используемые в контексте раскрытия темы, позволяют студентам как бы пропустить через себя образ, вжиться в него (студент становится кассиром, менеджером и т.д.). В ролевых заданиях-импровизациях студенты могут обыгрывать профессиональные действия работника соответственно его должности.
3 - Задания с использованием различных схем, таблиц и графиков открывают огромные возможности для проявления фантазии (например, по цифровым данным составить условие задачи, по схемам счетов – журнал хозяйственных операций и т.п.)
4 - Задания с применением новых компьютерных технологий (изготовление презентаций по лекциям, рефератам, курсовым работам в Power Point, решение экономических задач и проведение анализа финансово- хозяйственной деятельности в Exel и т.д.).
Это далеко не полный перечень видов творческих заданий. Варианты заданий могут применяться как на занятиях, так и при самостоятельной работе. Они являются примерными, что позволяет расширить их тематику, исходя из желания и возможностей педагога и студентов. Большое значение в развитии творчества студентов, их способностей имеют критерии оценки выполнения заданий – самостоятельность выполнения, творческий подход, реализация представлений и знаний, учет индивидуальных особенностей и др.
За творческими заданиями стоит совершенно иной, чем при традиционном обучении, подход к обучаемому. При этом обучаемый открывает возможность выражать своим творчеством собственные замыслы и оценки. И тогда его отношения с процессом обучения строятся совсем не так, как при самоцельном овладении правилами и технологией, а как нечто такое, в чем он может найти и проявить себя.