Педагогический совет Обсуждаем проблемы воспитания
Цель: Выявить основные проблемы и противоречия в воспитательной работе. Обсудить и предложить пути их решения, учитывая возможности и потенциал школы.
Задачи: Развивать теоретический потенциал педагогов. Определить пути и способы совершенствования и обновления воспитательной работы с учащимися в сфере выявленных проблем.
Слово директора школы о целях и задачах педсовета В настоящее время в нашей стране уже не ставится вопрос о том, должна ли школа решать воспитательные проблемы и заниматься воспитательной работой, хотя в истории отечественной педагогики был период, когда учёные предлагали отказаться от термина «воспитание» и заменить его более широким понятием «образование». Сейчас все почувствовали и осознали, что школа без воспитания существовать не может и что именно она остаётся сегодня единственной опорой и созидающим началом в нашем обществе. В последние годы принят ряд документов, подтверждающих внимание к проблемам воспитания молодёжи: «Программа развития воспитания в системе образования России», государственная программа «Патриотическое воспитание Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». Ряд документов посвящен проблемам становления и развития детского движения. Так, Дума приняла закон «О государственной поддержке детского и молодёжного общественного движения», а в мае 2004 года по итогам коллегии Министерства образования принято постановление, посвящённое проблемам взаимодействия органов и учреждений системы образования с детским общественным движением. В программе, принятой 16 февраля 2001 года Правительством РФ и посвященной патриотическому воспитанию, отмечается, что происшедшие в стране социально- экономические процессы оказали негативное воздействие на общественное сознание. Снизилось воспитательное влияние российской культуры и искусства, упал престиж образования, государственной и военной службы, значительно подорван авторитет школьного учителя. Реализация узаконенного приоритета воспитания над обучением на деле сталкивается с множеством проблем, не зависящих от позиции педагогов. Что делать? Но многие педагоги, несмотря на все трудности и противоречия, ищут выход из сложившейся ситуации. Хочется, чтобы сегодняшний педсовет заставил нас задуматься о том, какую позицию по отношению к воспитанию в нашей школе мы сегодня занимаем, какое из ныне существующих определений этого процесса является наиболее близким для нашего коллектива, а также давайте вместе подумаем, что мы можем противопоставить негативному влиянию действительности, как можем способствовать предупреждению и решению возникающих проблем школьной жизни.
Проблема Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья учащихся
Целью нашего образовательного учреждения является развитие личности, способной заниматься самовоспитанием и самообразованием, найти свое место в жизни, творчески реализовать свои возможности. Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Результаты проведенного накануне педсовета микроисследования свидетельствуют о том, что третья часть учеников школы страдает хроническими заболеваниями. Больше всего заболеваний связано со зрением, изменением осанки, нервно-психическими отклонениями. Среди учащихся младших классов число здоровых детей не превышает 10-12%, средних – 8%, старших - 5%. Главной причиной пропусков занятий по уважительной причине являются проблемы со здоровьем учащихся. Чаще всего ученики пропускают занятия из-за респираторных и инфекционных заболеваний. Очевидна целесообразность более глубокого внимания к данной проблеме. Вот данные медосмотра в этом году. Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья учащихся школы способствуют такие моменты, как: - проведение ежегодной диспансеризации учащихся; - учет санитарно-гигиенических требований в составлении расписания учебной и внеклассной работы; - обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе и среднем звене; - нормализация учебной нагрузки; - организация горячего питания; - введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры; - применение здоровье сберегающих технологий в учебном процессе. Однако еще не все сделано для того, чтобы учебно-воспитательный процесс только положительно влиял на здоровье учащихся. К сожалению, пока не нашла применения здоровье сберегающая технология доктора медицинских наук В. Ф. Базарного. Он назвал ее технологией сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения, т. к. деятельность детей строится на основе трудового и художественного творчества, чувственной свободы и двигательной активности. Хотя первые шаги в этом направлении уже сделаны. Мы надеемся, что положения, разработанные инициативной группой окажут содействие в формировании у учащихся здорового образа жизни и интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Итоги медицинского осмотра учащихся школы в уч. году
Положение об общешкольном конкурсе «Самый здоровый класс» 1.Общие положения. Школьный конкурс «Самый здоровый класс» проводится ежегодно для всех классов. Участие в нем принимают весь класс, классный руководитель, а также родители. Конкурс проводится с 1 сентября по 2о мая. 2.Цель: содействовать формированию у учащихся здорового образа жизни и интереса к занятиям физкультурой и спортом. 3.Задачи: 1.Привлечь максимально возможное количество учеников и их родителей к занятиям физической культурой для сохранения здоровья и улучшения работоспособности. 2.Обучить детей и взрослых методам и приемам организации активного отдыха. 3.Пропагандировать в школьном обществе здоровый образ жизни.
4.Организация конкурса: 1.Общешкольный конкурс «Самый здоровый класс» проводится в течение всего учебного года. 2.Участие в нем классных коллективов оценивается членами жюри, в состав которого входят представители администрации, педагоги, учащиеся, родители. Жюри использует следующие критерии оценки: - участие класса в общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятиях – 10 баллов (за каждого участника); - привлечение родителей к работе по пропаганде здорового образа жизни – 10 баллов; - пропуски уроков по болезни – вычитается 1 балл (за каждого ученика); -организация классом внеклассных спортивно-оздоровительных дел для учащихся других классных и школьных коллективов – 20 баллов; - выпуск санитарных бюллетеней, листков здоровья, газет, в которых пропагандируется здоровый образ жизни – 15 баллов; - организация походов, экскурсий, прогулок – 5 баллов; - участие в спортивных секциях – 5 баллов (за каждого ученика); - наличие у учащихся вредных привычек – вычитается 10 баллов (за каждого ученика). 5.Награждение победителей конкурса. Победители награждаются почетными грамотами и ценными подарками.
Положение об общешкольном конкурсе «Спортсмен года» 1.Общие положения. Школьный конкурс «Спортсмен года» проводится ежегодно МО учителей физкультуры с целью выявления лучших спортсменов школы. Его участником может стать любой ученик или ученица школы со 2-го по 11-ый класс. Участвующие в конкурсе должны вести здоровый образ жизни и не иметь вредных привычек. 2.Задачи конкурса: 1.Популяризация занятий спортом среди учащихся. 2.Повышение спортивного мастерства школьников. 3.Приобщение детей к здоровому образу жизни. 3.Организация конкурса: 1.Конкурс проводится с 1 сентября по 15 мая. 2.В состав жюри конкурса входят учителя физической культуры, члены Совета старшеклассников, представитель подросткового клуба, заместитель директора школы по воспитательной работе.
3.При определении победителей учитываются следующие показатели: - получение отличной оценки по физической культуре – 10 баллов; - сдача нормативов по общей физической подготовке на «5» - 10 баллов и на «4» - 8 баллов. - участие в спортивных состязаниях: а) в школьных соревнованиях – 5 баллов; б) в городских, районных соревнованиях – 10 баллов; в) в областных соревнованиях – 15 баллов; - посещение занятий в спортивных секциях – 5 баллов. 4.Подведение итогов проводится в конце года. 4.Награждение победителей конкурса. Победитель конкурса награждается почетной грамотой и ценным подарком, а участникам, занявшим второе и третье места, вручаются грамоты и памятные призы.
Проблема Формирование позитивных отношений родителей с детьми
В силу удаленности рабочих мест родителей нашей школы от мест проживания, когда ребенок значительное время находится вне поля зрения родителей, возникает такая проблема, как формирование позитивных отношений родителей с детьми. Вообще проблема взаимоотношений школы с родителями, наверное, существует столько, сколько существует и само школьное обучение. Что греха таить, часто можно услышать в учительской мнение, что только семья отвечает за воспитание детей, именно родители виноваты во всех неудачах и изъянах. Подобные мнения, на наш взгляд – свидетельство профессиональной беспомощности, неумение наладить с ученическим коллективом, с ребенком настоящую воспитательную деятельность. По сути многие педагоги превращаются в своего рода доносчиков, немедленно сообщающих папам и мамам школьников обо всех их промахах и проступках, прогулах занятий и полученных двойках, о грубых словах, испорченных и порванных тетрадях и т. д. и т. п. Так делали всегда. Вопрос: А разве можно иначе? Убеждены, не только можно, но и необходимо. А как же надо действовать? Вот об этом и наш следующий разговор.
Проблема Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы
Первого сентября учитель проводит первый урок или классный час со своими воспитанниками, и с этого дня он и родители – один единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании. Очевидны важность и необходимость взаимодействия семьи и школы в работе по обеспечению духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития детей. В соответствии с влияния родителей на процесс развития детей, выделяют следующие типы семей: а) с благоприятной духовно-нравственной атмосферой; б) семьи с ярко выраженной гиперопекой детей; в) семьи, в которых родители любят своих детей, но в семейном сообществе нет полного взаимопонимания; г) семьи, где духовно-нравственные ценности не являются значимыми; д) нейтральный тип семьи, в которой дети предоставлены сами себе; е) криминальный тип семьи. Следовательно, педагог должен дифференцированно вести свою работу с родителями. Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями, их взрослыми членами. Важнейшей из них является родительское собрание. В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего является низкая активность родителей. Поэтому, мы считаем, надо направить наши усилия на нахождение технологического арсенала социально- педагогической деятельности
«Десять секретов успешного проведения родительского собрания» 1.Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания, постарайтесь, чтобы на это время не было запланировано других важных дел, интересных телепередач и т. п. 2.Определите одну наиболее важную проблему, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями. 3.Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга. 4.Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга. 5.Берегите время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением. 6.Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения. 7.Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более непринужденным и откровенным. 8.Опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета. 9.Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение. 10.Придумайте вместе с родителями свои правила для участников собрания (например: снимать верхнюю одежду обязательно; не молчать; отвергая предложение (мнение), вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству).
«Правила поведения классного руководителя на родительском собрании» 1.Снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями. 2.Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним. 3.Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети. 4.Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы. 5.Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы. 6.Разговаривать с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересовано. Важно, чтобы родители всех учеников: и благополучных и трудновоспитуемых, ушли с собрания с верой в своего ребенка.