Федеративное устройство Российской Федерации 1. Этапы развития российского федерализма; 1. Этапы развития российского федерализма; 2. Общая характеристика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конституционное(государственное) право России. Тема : «Конституционные основы государственного устройства РФ» 1. Понятие и конституционные принципы российского.
Advertisements

Федеративное устройство России Выполнил: Лукьянов Николай.
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО. Государственное устройство 1 признак государства – территориальное деление населения. Государство состоит из территориальных.
Административно- территориальное устройство Российской Федерации.
Особенности административно- территориального устройства РФ Урок географии в 8-ом классе. Автор : Забоенкова Наталья Николаевна, учитель географии высшей.
Федеральные округа Российской Федерации Подготовила Студентка 1-го курса, группы Морева Екатерина.
Становление Российской Федерации Основы регионального развития 10 класс.
АДМИНИСТРАТИВНО- ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Особенности административно- территориального устройства РФ.
Государственный строй. Рассматривают 2 важных момента: Формы правления (ФП) Формы административно- территориального устройства (ФАТУ)
Крупный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную (рыночную) специализацию и.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Формы государственного устройства Унитарное – это единое, целостное государство, не имеющее самостоятельных.
Административно-территориальное устройство России.
Викторина для учащихся 7-9 классов Выполнила учитель английского языка Насырова Ф. И.
Административно-территориальное устройство России.
Федеративное устройство России. 1) Из истории: Федеративное устройство Российской Федерации было установлено в январе 1918 года III съездом Советов, на.
Федеративное устройство. Понятие и формы государственного устройства Унитарное гос-во Федеративное гос-во Конфедерация.
Федеративное устройство РФ. 1. Если то или иное государство состоит из отдельных субъектов (республик, штатов, номов и др.), имеющих собственную территорию.
Конституция РФ основной закон государства. Конституция – установление, постановление 1906г. – Свод основных государственных законов Российской империи.
Транксрипт:

Федеративное устройство Российской Федерации 1. Этапы развития российского федерализма; 1. Этапы развития российского федерализма; 2. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России; 2. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России; 3. Предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов; 3. Предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов; 4. Правовой статус субъектов РФ 4. Правовой статус субъектов РФ

1. Этапы развития российского федерализма 1.1. Распад Российской империи и провозглашение нового государства; 1.1. Распад Российской империи и провозглашение нового государства; 1.2. Создание СССР; 1.2. Создание СССР; 1.3. Принятие Конституции СССР 1936 г.; 1.3. Принятие Конституции СССР 1936 г.; 1.4. Распад СССР; 1.4. Распад СССР; 1.5. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.

1.1. Распад Российской империи и провозглашение нового государства Федеративное устройство Российской Федерации было установлено в январе 1918 года III съездом Советов, на котором была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая: Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик. Таким образом унитарное государство было преобразовано в федерацию годаIII съездом Советов «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»унитарное государствофедерацию1918 годаIII съездом Советов «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»унитарное государствофедерацию

10 июля 1918 г. была принята первая Конституция РСФСР. На российской территории произошло образование республик и областей по национальному и географическому признакам, хотя четких границ национального расселения населения не устанавливалось, как не было и четкого различия между республикой и областью, а также разграничения компетенции между центральным правительством и автономными образованиями. Кроме того, административно-территориальные части России включали также губернии и области. В 1923 г., например, в состав РСФСР входило 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области. На российской территории произошло образование республик и областей по национальному и географическому признакам, хотя четких границ национального расселения населения не устанавливалось, как не было и четкого различия между республикой и областью, а также разграничения компетенции между центральным правительством и автономными образованиями. Кроме того, административно-территориальные части России включали также губернии и области. В 1923 г., например, в состав РСФСР входило 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области.

1.2. Создание СССР В 1922 г. был провозглашен СССР - новое федеративное государство, которое включало в свой состав формально равные субъекты - социалистические республики, обладавшие правом выхода из Союза. В 1922 г. был провозглашен СССР - новое федеративное государство, которое включало в свой состав формально равные субъекты - социалистические республики, обладавшие правом выхода из Союза. В действительности это была фиктивная федерация с ярко выраженной тенденцией к созданию централизованного унитарного государства. В действительности это была фиктивная федерация с ярко выраженной тенденцией к созданию централизованного унитарного государства.

1.2. Создание СССР. РСФСР вошла в состав СССР на правах отдельной союзной республики. РСФСР вошла в состав СССР на правах отдельной союзной республики. Было провозглашено, что субъекты Советского Союза - республики - являются национальными по форме и социалистическими по содержанию. Было провозглашено, что субъекты Советского Союза - республики - являются национальными по форме и социалистическими по содержанию. Руководящая роль Коммунистической партии, которая официально характеризовалась как интернациональная сила, превращала Советский Союз, по существу, в фактически унитарное государство с формальными признаками федеративного государства, построенного по национальному принципу. Руководящая роль Коммунистической партии, которая официально характеризовалась как интернациональная сила, превращала Советский Союз, по существу, в фактически унитарное государство с формальными признаками федеративного государства, построенного по национальному принципу.

1.2. Создание СССР. После вхождения РСФСР в состав СССР на правах союзной республики сложилась уникальная, с точки зрения территориально- государственной структуры, ситуация, когда в состав федеративного государства входило другое федеративное государство, наряду с унитарными государствами. После вхождения РСФСР в состав СССР на правах союзной республики сложилась уникальная, с точки зрения территориально- государственной структуры, ситуация, когда в состав федеративного государства входило другое федеративное государство, наряду с унитарными государствами.

1.3. Принятие Конституции СССР 1936 г. В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1937 г. по аналогии с общесоюзной была принята новая Конституция РСФСР. В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1937 г. по аналогии с общесоюзной была принята новая Конституция РСФСР. В составе РСФСР насчитывалось 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 национальных округов (последние не были перечислены в тексте Конституции). Края и области, в которых проживала большая часть населения РСФСР, в качестве субъектов Федерации не признавались. В составе РСФСР насчитывалось 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 национальных округов (последние не были перечислены в тексте Конституции). Края и области, в которых проживала большая часть населения РСФСР, в качестве субъектов Федерации не признавались.

1.3. Принятие Конституции СССР 1936 г. Автономные республики являлись государствами, но не суверенными, поскольку их основные законы - Конституции - подлежали обязательному утверждению высшим органом государственной власти РСФСР - Верховным Советом. Автономные республики являлись государствами, но не суверенными, поскольку их основные законы - Конституции - подлежали обязательному утверждению высшим органом государственной власти РСФСР - Верховным Советом.

1.3. Принятие Конституции СССР 1936 г. Правовое положение автономных областей и национальных округов не нашло своего четкого конституционного закрепления, что в последующем в период политических репрессий серьезно ударило по национально- территориальному устройству РСФСР. Правовое положение автономных областей и национальных округов не нашло своего четкого конституционного закрепления, что в последующем в период политических репрессий серьезно ударило по национально- территориальному устройству РСФСР. Были физически уничтожены многие руководители автономных образований РСФСР, были ликвидированы многие автономии без какого-либо юридического обоснования, а целые народы были насильственным путем переселены в другие места с мест их традиционного проживания. Были физически уничтожены многие руководители автономных образований РСФСР, были ликвидированы многие автономии без какого-либо юридического обоснования, а целые народы были насильственным путем переселены в другие места с мест их традиционного проживания.

Уже в современный период в 1991 г. был принят Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в соответствии с которым действия советских властей в отношении репрессированных народов были признаны преступными, а эти народы были юридически реабилитированы. Уже в современный период в 1991 г. был принят Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в соответствии с которым действия советских властей в отношении репрессированных народов были признаны преступными, а эти народы были юридически реабилитированы.

1.4. Распад СССР «Парад суверенитетов»; «Парад суверенитетов»; заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который впоследствии был включен в текст Конституции РСФСР в качестве ее составной части. заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который впоследствии был включен в текст Конституции РСФСР в качестве ее составной части.

Договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Российской Федерации. Договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Российской Федерации. Кроме того, Федеративный договор разграничил предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами власти различных субъектов Российской Федерации. Кроме того, Федеративный договор разграничил предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами власти различных субъектов Российской Федерации. Федеративный договор не смог решить всех проблем территориально-политического устройства Российской Федерации и поставить заслон росту националистических тенденций в ряде субъектов, поскольку фактически не гарантировал принцип равноправия субъектов и оставлял много нерешенного во взаимоотношениях федеральных органов власти с органами власти субъектов. Федеративный договор не смог решить всех проблем территориально-политического устройства Российской Федерации и поставить заслон росту националистических тенденций в ряде субъектов, поскольку фактически не гарантировал принцип равноправия субъектов и оставлял много нерешенного во взаимоотношениях федеральных органов власти с органами власти субъектов.

Изменения в федеративном устройстве России после распада СССР: все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР стали республиками; все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР стали республиками; все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона; все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона; Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области; Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области; Чукотский автономный округ Чукотский автономный округ Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию; Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию; Чечено-Ингушская АССР Чеченскую РеспубликуИнгушетию Чечено-Ингушская АССР Чеченскую РеспубликуИнгушетию 2 города республиканского подчинения РСФСР (Москва и Санкт-Петербург) были преобразованы в города федерального значения; 2 города республиканского подчинения РСФСР (Москва и Санкт-Петербург) были преобразованы в города федерального значения;МоскваСанкт-ПетербургМоскваСанкт-Петербург

1.5. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Проект был одобрен Конституционным совещанием и представлен Президентом РФ на всенародное голосование. Большинством голосов проект был одобрен, и Конституция Российской Федерации вступила в силу, положив начало новому этапу развития федеративных отношений в России. Проект был одобрен Конституционным совещанием и представлен Президентом РФ на всенародное голосование. Большинством голосов проект был одобрен, и Конституция Российской Федерации вступила в силу, положив начало новому этапу развития федеративных отношений в России.

1.5. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Референдум был проведен в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации". Референдум был проведен в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации". По условиям проведения референдума Конституция считалась принятой, если за нее проголосовало 50% избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в референдуме участвовало не менее 50% зарегистрированных избирателей. По условиям проведения референдума Конституция считалась принятой, если за нее проголосовало 50% избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в референдуме участвовало не менее 50% зарегистрированных избирателей. По итогам голосования такие условия были соблюдены: в голосовании участвовало более 58 млн. избирателей (54,8%), а за принятие Конституции проголосовало 33,4 млн. избирателей, что составило 58,4% всех участвовавших в референдуме. По итогам голосования такие условия были соблюдены: в голосовании участвовало более 58 млн. избирателей (54,8%), а за принятие Конституции проголосовало 33,4 млн. избирателей, что составило 58,4% всех участвовавших в референдуме.

с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область стали субъектами Российской Федерации; с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область стали субъектами Российской Федерации;Конституции Российской Федерации1993 годаЕврейская автономная областьКонституции Российской Федерации1993 годаЕврейская автономная область были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую; были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую;Горьковская НижегородскуюКалининскаяТверскую КуйбышевскаяСамарскуюГорьковская НижегородскуюКалининскаяТверскую КуйбышевскаяСамарскую В момент принятия Конституции Российской Федерации субъектов было 89, затем их численность изменилась: В момент принятия Конституции Российской Федерации субъектов было 89, затем их численность изменилась:

Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край; (7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года). Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край; (7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года). Пермская областьКоми-Пермяцкий автономный округ Пермский край7 декабря2003 годаПермской областиКоми-Пермяцкого АОПермский край1 декабря2005 года Пермская областьКоми-Пермяцкий автономный округ Пермский край7 декабря2003 годаПермской областиКоми-Пермяцкого АОПермский край1 декабря2005 года Таймырский и Эвенкийский автономные округа присоединились к Красноярскому краю; (17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года). Таймырский и Эвенкийский автономные округа присоединились к Красноярскому краю; (17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года). ТаймырскийЭвенкийский Красноярскому краю17 апреля2005 годаТаймырскогоЭвенкийскогоКрасноярскому краю1 января2007 года ТаймырскийЭвенкийский Красноярскому краю17 апреля2005 годаТаймырскогоЭвенкийскогоКрасноярскому краю1 января2007 года Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край; (23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.) Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край; (23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.) Камчатская областьКорякский автономный округ Камчатский край23 октября2005 годаКамчатской областиКорякского АОКамчатский край1 июля2007 года Камчатская областьКорякский автономный округ Камчатский край23 октября2005 годаКамчатской областиКорякского АОКамчатский край1 июля2007 года Усть-Ордынский Бурятский автономный округ присоединился к Иркутской области; (16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года). Усть-Ордынский Бурятский автономный округ присоединился к Иркутской области; (16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года). Усть-Ордынский Бурятский автономный округИркутской области16 апреля2006 годаУсть-Ордынского Бурятского АОИркутской области1 января2008 года Усть-Ордынский Бурятский автономный округИркутской области16 апреля2006 годаУсть-Ордынского Бурятского АОИркутской области1 января2008 года Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край; (11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу с 1 марта 2008 года). Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край; (11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу с 1 марта 2008 года). Читинская областьАгинский Бурятский автономный округЗабайкальский край11 марта2007 годаЧитинской областиАгинского Бурятского АО Забайкальский край1 марта2008 года Читинская областьАгинский Бурятский автономный округЗабайкальский край11 марта2007 годаЧитинской областиАгинского Бурятского АО Забайкальский край1 марта2008 года

2. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России Конституционные основы государственного устройства Российской Федерации установлены нормами гл. 1 Конституции РФ, которая не может быть изменена в обычном законодательном порядке, а требует для своего изменения фактически принятия новой Конституции. Конституционные основы государственного устройства Российской Федерации установлены нормами гл. 1 Конституции РФ, которая не может быть изменена в обычном законодательном порядке, а требует для своего изменения фактически принятия новой Конституции. Такое положение направлено на недопустимость кардинального изменения всей системы федеративных отношений в России. Такое положение направлено на недопустимость кардинального изменения всей системы федеративных отношений в России. Кроме того, основы конституционного строя распространяют суверенитет Российской Федерации на всю ее территорию, включая все без исключения ее субъекты, а Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Кроме того, основы конституционного строя распространяют суверенитет Российской Федерации на всю ее территорию, включая все без исключения ее субъекты, а Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц вправе обеспечивать только Российская Федерация. целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц вправе обеспечивать только Российская Федерация.

Принципы российского федерализма: В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как: В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как: государственная целостность; государственная целостность; единство системы государственной власти; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов; разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов; равноправие и самоопределение народов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов Российской Федерации; Равноправие субъектов РФ Равноправие субъектов РФ

Основные вопросы, регулирующие федеративное устройство России, нашли свое отражение в гл. 3 Конституции. Прежде всего, в ст. 65 перечислен полный состав субъектов Российской Федерации. Основные вопросы, регулирующие федеративное устройство России, нашли свое отражение в гл. 3 Конституции. Прежде всего, в ст. 65 перечислен полный состав субъектов Российской Федерации. С 1 марта 2008 года таких субъектов 83. С 1 марта 2008 года таких субъектов 83.1 марта2008 года1 марта2008 года

РЕСПУБЛИКИ в составе Российской Федерации 21 республика в составе Российской Федерации 21 республика (Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл (Марийская), Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва (Тува), Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашская)

Отличительные характеристики республик в составе Российской Федерации: Охарактеризованы в Конституции России как «государства» (статья 5 п.2); Охарактеризованы в Конституции России как «государства» (статья 5 п.2); Имеют свою конституцию (статья 5 п.2); Имеют свою конституцию (статья 5 п.2); Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4); Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4); Вправе устанавливать свои государственные языки (статья 68 п.2); Вправе устанавливать свои государственные языки (статья 68 п.2);

ОБЛАСТИ в составе Российской Федерации 46 областей. Отличительные характеристики: Имеют свой устав (статья 5 п.2); Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); Могут включать автономные округа (статья 66 п.4) Могут включать автономные округа (статья 66 п.4)

КРАЯ в составе Российской Федерации 9 краев: в составе Российской Федерации 9 краев: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский

АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ в составе Российской Федерации находится Еврейская АО, которая: Имеет свой устав (статья 5 п.2); Входит в состав Российской Федерации в единственном числе (статья 5 п.1); Может быть принят федеральный закон об автономной области (статья 66 п.3); Не может входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); Не может включать другие субъекты РФ (статья 66 п.4); Не может включать другие субъекты РФ (статья 66 п.4);

Автономные округа В составе Российской Федерации 4 автономных округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий, которые: В составе Российской Федерации 4 автономных округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий, которые: Имеют свой устав (статья 5 п.2); Имеют свой устав (статья 5 п.2); Может быть принят федеральный закон об автономном округе (статья 66 п.3); Может быть принят федеральный закон об автономном округе (статья 66 п.3); Могут входить в состав края, области (статья 66 п.4); Могут входить в состав края, области (статья 66 п.4); Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4) Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4)

Города федерального значения В составе Российской Федерации 2 города федерального значения: г. Москва и г. Санкт-Петербург, которые: В составе Российской Федерации 2 города федерального значения: г. Москва и г. Санкт-Петербург, которые: Имеют свой устав (статья 5 п.2); Имеют свой устав (статья 5 п.2); Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4); Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4);

Объединение регионов Начата предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО. Процедура по объединению заморожена. Возможные названия Поморский край, Архангельский край, Северный край; Начата предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО. Процедура по объединению заморожена. Возможные названия Поморский край, Архангельский край, Северный край;Архангельской области Ненецкого АОАрхангельской области Ненецкого АО Ведётся обсуждение возможности объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Предлагаемые названия Петербургская губерния, Невский край. Ведётся обсуждение возможности объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Предлагаемые названия Петербургская губерния, Невский край. Санкт-ПетербургаЛенинградской области Санкт-ПетербургаЛенинградской области

Районирование Российской Федерации 7 федеральных округов; 7 федеральных округов;федеральных округовфедеральных округов 12 экономических районов; 12 экономических районов;экономических районовэкономических районов 14 географических районов; 14 географических районов;географических районовгеографических районов 6 военных округов 6 военных округоввоенных округоввоенных округов

Федеральные округа были созданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая мая мая2000 Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом. Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.конституционной административно-территориального делениявоенными округами экономическим районамиконституционной административно-территориального делениявоенными округами экономическим районами

В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов: Центральный, Южный, Северо- Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский ФО. В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов: Центральный, Южный, Северо- Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский ФО. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня июня июня2000 Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д.А.Медведева 19 января Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д.А.Медведева 19 января 2010.Северо-Кавказского федерального округаЮжного федерального округаД.А.Медведева19 января2010Северо-Кавказского федерального округаЮжного федерального округаД.А.Медведева19 января2010

Присоединение новых регионов Согласно Федеральному конституционному закону «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001 года 6-ФКЗ, расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей согласно свободному волеизъявлению народов, проживающих на этих территориях, и при заключении международных договоров с этими государствами. Согласно Федеральному конституционному закону «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001 года 6-ФКЗ, расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей согласно свободному волеизъявлению народов, проживающих на этих территориях, и при заключении международных договоров с этими государствами.Федеральному конституционному закону17 декабря2001 годаФедеральному конституционному закону17 декабря2001 года

В связи с крайне малой вероятностью осуществления последнего условия применительно к части иностранного государства реальное расширение России возможно только за счёт независимых государств, в том числе территорий, которые могут когда-либо получить такой статус. В связи с крайне малой вероятностью осуществления последнего условия применительно к части иностранного государства реальное расширение России возможно только за счёт независимых государств, в том числе территорий, которые могут когда-либо получить такой статус. Из соседних с Россией государств, желающих с ней интеграции, Белоруссия и Абхазия не изъявили желания стать субъектами Российской Федерации, а Южная Осетия хоть и имеет такое желание, но в ближайшие годы Россия вряд ли пойдет на его осуществление. Из соседних с Россией государств, желающих с ней интеграции, Белоруссия и Абхазия не изъявили желания стать субъектами Российской Федерации, а Южная Осетия хоть и имеет такое желание, но в ближайшие годы Россия вряд ли пойдет на его осуществление.БелоруссияАбхазия Южная ОсетияБелоруссияАбхазия Южная Осетия

Зарубежные территории В собственности России также находятся некоторые территории в Китае, Палестине и Италии общей площадью 0,18 км². В собственности России также находятся некоторые территории в Китае, Палестине и Италии общей площадью 0,18 км². Город Байконур находится на территории Казахстана, но вместе с комплексом космодрома Байконур арендован Россией на период до 2050 года, наделен статусом города федерального значения Российской Федерации, на территории города действует российское законодательство. Город Байконур находится на территории Казахстана, но вместе с комплексом космодрома Байконур арендован Россией на период до 2050 года, наделен статусом города федерального значения Российской Федерации, на территории города действует российское законодательство. Город Байконургорода федерального значения Российской Федерации Город Байконургорода федерального значения Российской Федерации Согласно Шпицбергенскому трактату 1920 года Россия осуществляет экономическую деятельность на Шпицбергене (Баренцбург). Согласно Шпицбергенскому трактату 1920 года Россия осуществляет экономическую деятельность на Шпицбергене (Баренцбург).Шпицбергенскому трактату 1920 года ШпицбергенеБаренцбургШпицбергенскому трактату 1920 года ШпицбергенеБаренцбург

Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти Статья 1. Статус города Байконур 1. Город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На территории города размещены объекты космодрома "Байконур", а также другие объекты, создающие необходимые коммунально-бытовые и социально-культурные условия для персонала космодрома "Байконур", членов их семей и других жителей города. На период аренды комплекса "Байконур" город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. 2. На здании администрации города Байконур постоянно поднимаются Государственный флаг Республики Казахстан и Государственный флаг Российской Федерации. Статья 1. Статус города Байконур 1. Город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На территории города размещены объекты космодрома "Байконур", а также другие объекты, создающие необходимые коммунально-бытовые и социально-культурные условия для персонала космодрома "Байконур", членов их семей и других жителей города. На период аренды комплекса "Байконур" город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. 2. На здании администрации города Байконур постоянно поднимаются Государственный флаг Республики Казахстан и Государственный флаг Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ

Государственная целостность РФ означает отсутствие права выхода субъектов из состава Федерации (т.е. реализации права сецессии). Государственная целостность РФ означает отсутствие права выхода субъектов из состава Федерации (т.е. реализации права сецессии). Поскольку субъекты Федерации входят в состав единого государства с территорией, включающей территории всех субъектов, то любое отделение части этой территории будет неизбежно означать нарушение целостности государства. Поскольку субъекты Федерации входят в состав единого государства с территорией, включающей территории всех субъектов, то любое отделение части этой территории будет неизбежно означать нарушение целостности государства. Как правило, современные федеративные государства не предусматривают в своих основных законах права субъектов на выход из состава Федерации Как правило, современные федеративные государства не предусматривают в своих основных законах права субъектов на выход из состава Федерации

Право на выход из состава Федераций предусматривалось конституциями социалистических стран - СССР, Чехословакии и Югославии. Право на выход из состава Федераций предусматривалось конституциями социалистических стран - СССР, Чехословакии и Югославии. Этот принцип исходил из марксистско-ленинской теории о праве наций на самоопределение, вплоть до отделения. Этот принцип исходил из марксистско-ленинской теории о праве наций на самоопределение, вплоть до отделения. Другие Федерации этот принцип не признавали, но даже в социалистических федерациях не закреплялось четкого механизма реализации права субъектов на односторонний выход из состава единого фактически централизованного государства. Другие Федерации этот принцип не признавали, но даже в социалистических федерациях не закреплялось четкого механизма реализации права субъектов на односторонний выход из состава единого фактически централизованного государства. И когда в результате политических изменений в этих государствах встал вопрос о выходе отдельных субъектов, все три социалистические Федерации (СССР, Чехословакия и Югославия) фактически распались на отдельные самостоятельные государства. И когда в результате политических изменений в этих государствах встал вопрос о выходе отдельных субъектов, все три социалистические Федерации (СССР, Чехословакия и Югославия) фактически распались на отдельные самостоятельные государства.

Отсутствие принципа добровольного выхода субъектов Российской Федерации из состава единого целостного государства не противоречит принципам демократического общества и вполне соответствует общемировым тенденциям развития федерализма. Отсутствие принципа добровольного выхода субъектов Российской Федерации из состава единого целостного государства не противоречит принципам демократического общества и вполне соответствует общемировым тенденциям развития федерализма. Вместе с тем Конституция Российской Федерации допускает принятие в состав единого государства и образование в нем нового субъекта на основе федерального конституционного закона Вместе с тем Конституция Российской Федерации допускает принятие в состав единого государства и образование в нем нового субъекта на основе федерального конституционного закона

Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории Российской Федерации, которым является русский язык. Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории Российской Федерации, которым является русский язык. Свои государственные языки могут устанавливать и республики. Они используются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях этих республик. Свои государственные языки могут устанавливать и республики. Они используются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях этих республик. Вместе с тем Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации Вместе с тем Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации

Особенности российского федерализма: 1. Россия была в историческом плане провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств. Следовательно, Россия может быть отнесена к конституционной федерации, поскольку она создана на основе Конституции, в которой закреплена политическая самостоятельность отдельных территорий, предоставленная общефедеральной властью.

2. С самого начала своего образования Россия представляла собой не конституционно-договорную федерацию (как США или Швейцария), а конституционно-правовую федерацию. Россия в отличие от абсолютного большинства других федераций создавалась как федерация асимметричная с различными видами субъектов Федерации, созданными как по национально-территориальному (республики, автономные округа и автономная область), так и по территориальному признаку (края, области, города федерального значения).

Предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов Одним из наиболее сложных вопросов функционирования российского федерализма является проблема сферы ведения и полномочий самой Федерации и ее субъектов. Эта проблема, кстати, является наиболее трудноразрешимой и для многих зарубежных федераций. Конституция РФ при закреплении предметов ведения самой Федерации и ее субъектов исходит из принципа установления отдельно вопросов ведения Российской Федерации и вопросов совместного ведения Федерации и ее субъектов. Одним из наиболее сложных вопросов функционирования российского федерализма является проблема сферы ведения и полномочий самой Федерации и ее субъектов. Эта проблема, кстати, является наиболее трудноразрешимой и для многих зарубежных федераций. Конституция РФ при закреплении предметов ведения самой Федерации и ее субъектов исходит из принципа установления отдельно вопросов ведения Российской Федерации и вопросов совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации и ее субъектов субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. В ведение Российской Федерации входят наиболее существенные вопросы государственной жизни, социально- экономической, внешнеполитической, оборонной, законодательной и других сфер деятельности (ст. 71 Конституции). Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации и ее субъектов субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. В ведение Российской Федерации входят наиболее существенные вопросы государственной жизни, социально- экономической, внешнеполитической, оборонной, законодательной и других сфер деятельности (ст. 71 Конституции).

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вне предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения. Вне предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне предметов ведения Российской Федерации и вне предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне предметов ведения Российской Федерации и вне предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации

Проблемы разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами приняли довольно острый характер в связи с намерениями центральных властей к укреплению вертикали исполнительной власти в Российской Федерации. Помимо конституционных положений о предметах ведения Российской Федерации и ее субъектов для решения этих проблем использовались положения Федеративного Договора, подписанного 31 марта 1992 г. Проблемы разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами приняли довольно острый характер в связи с намерениями центральных властей к укреплению вертикали исполнительной власти в Российской Федерации. Помимо конституционных положений о предметах ведения Российской Федерации и ее субъектов для решения этих проблем использовались положения Федеративного Договора, подписанного 31 марта 1992 г.

Федеративный договор не подписали полномочные представители Республики Татарстан и Чеченской Республики. С Республикой Татарстан 15 февраля 1994 г. был подписан отдельный договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий с Российской Федерацией. Аналогичный договор был заключен с Республикой Башкортостан и рядом других субъектов Российской Федерации. Федеративный договор не подписали полномочные представители Республики Татарстан и Чеченской Республики. С Республикой Татарстан 15 февраля 1994 г. был подписан отдельный договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий с Российской Федерацией. Аналогичный договор был заключен с Республикой Башкортостан и рядом других субъектов Российской Федерации.

Однако, по прошествии ряда лет, стало очевидным, что проблема разграничения полномочий не была решена, ряд полномочий вообще не был законодательно урегулирован, что стало серьезным тормозом в развитии как федеративных отношений, так и в дальнейшем развитии российской государственности. Однако, по прошествии ряда лет, стало очевидным, что проблема разграничения полномочий не была решена, ряд полномочий вообще не был законодательно урегулирован, что стало серьезным тормозом в развитии как федеративных отношений, так и в дальнейшем развитии российской государственности.