Чередование гласны х Е//И, А//О в корне слова. Чередование гласных А//О в зависимости от Последующих букв -лаг-//-лож; -раст-//-ращ-//рос; -кас-//-кос-;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Безударные гласные в корне Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся.
Advertisements

в корне слова Чередование гласны х Е // И А//О ЗНАТЬ случаи чередования гласных в корнях.
1. Видеть чередующиеся гласные А13 Проверяемая безударная гласная 1. Видеть чередующиеся гласные Бер//бира Пер//пира Дер//дира Тер//тира Чет//чита Мер//мира.
Презентацию подготовила обучающаяся 10 А класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 289 с углублённым изучением.
Орфограммы корня: Очарование – чары Питание – подпитывать Портфель директор Собирать - соберу.
Презентация по теме: «Чередующиеся гласные в корне».
-скак- -скоч- -жег- -жиг(а)- -блест- -блист(а)- -бер- -бир(а)- -тер- -тир(а)- -дер- -дир(а)- -стел- -стил(а)- -мер- -мир(а)- -пер- -пир(а)- -чет- -чит(а)-
Правописание слов с чередующимися гласными в корнях.
Корни с чередованием Материал для уроков в 5-6 классах.
Корни с чередованием Задание А 5. Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения 1)ГАР-ГОР (под ударением пи­шется А, без ударения О) ЗАГАР.
Гласные в корне. Гласные в корне. проверяемыенепроверяемые чередующиеся.
Чередование гласных в корнях слов Бер-бир, пер-пир, мер-мир, стел-стил, дер-дир тер-тир,блест-блист и др. И Если после корня есть суффикса а Выбирать.
Безударные гласные в корнях слов. «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района. Русский язык, 10-11классы. Курсовая работа Мелешкиной.
Безударные гласные в корне слова Интерактивный плакат Пермский край, Куединский район, с. Большой Талмаз, МОУ «Большеталмазская ООШ», учитель русского.
Для уроков русского языка по теме «Чередование гласных в корне» Коваленко Ирина Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 15 имени В.Л.
Дистанционное обучение Трудные вопросы орфографии Занятие 3 Безударные гласные.
Урок русского языка: « Чередование гласных в корне слова» Автор:Тараскина Светлана Викторовна учитель русского языка ГОУ СОШ 412 Петродворцового района.
Чередование гласных в корне. Вставьте пропущенные буквы Аб_туриент, ад_оптация, инв_юстиции, асс_цитация, в_кансия, к_нт_агент, ут_эпический, ан_логия,
Чередование корней (-бер-/-бир-, -пер- /пир-, -дер/ -дир-, - тер/тир-,- -мер-/-мир-, -жег-/-жиг-, - стел-/-стил-, -блеет-/-блист-, -чет-/- чит-)
Правописание безударных гласных в корнях слов Чередующиеся гласные.
Транксрипт:

Чередование гласны х Е//И, А//О в корне слова

Чередование гласных А//О в зависимости от Последующих букв -лаг-//-лож; -раст-//-ращ-//рос; -кас-//-кос-; -скак-//-скач-//-скоч Ударения -гор-//-гар; -зор//-зар-; -плав-//-плов-; -твар-//-твор- Лексического значения _-мак-//-мок-; -равн-//-ровн-

Перед г – а; Перед ж – о. -лаг-//-лож-

-рос-//-раст-//-ращ- Перед ст – а; Перед щ – а; Перед с – о. Исключения: росток, Ростислав, отрасль, ростовщик, Ростов

Перед суффиксом -а- – а, перед -н- – о. -кос-//-кас- Например: коснуться, касаться

Перед к – а; Перед ч – о. -скак-//-скач-//-скоч- Исключение: скачок, скачу

Под ударением – а; без ударения – о. -гор-//-гар- Исключение: утварь -клан-//- клон- -твар-//-твор- Под ударением – о, а; без ударения – о. Под ударением – о, а; без ударения – о.

Под ударением о-а, без ударения – а. -зор-//-зар- Например: зарево, зори, заря. Исключение: зоревать

Всегда – а. -плав-//-плов- Исключение: пловец, пловчиха, плывун

-мак-//-мок-; -равн-//-ровн- -мак--мок- «опускать или погружать во что-то» «впитывать жидкость, становиться мокрым» -равн--ровн- «одинаковый, наравне» (что-то с чем-то сравнивать) «прямой, гладкий, ровный». Исключение: равнина

«Друзья, распол…гайтесь поудобнее, сегодня мы расскажем вам сказку «Золушка», – предл…жили нам Феи. Они прик…снулись волшебными палочками к страничкам книги, и сказочный мир оз…рился разноцветными огнями.

Жил-был один человек. Первая жена его ум…рла, и он женился во второй раз, да на такой высокомерной женщине, при виде которой зам…рало сердце. У нее было две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером. У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать. А мать ее была самая красивая и смиренная женщина на свете. Чередование гласных Е//И -бер-//-бира- -дер-//-дира- -тер-//-тира- -стел-//-стила- -пер-//-пира- -мер-//-мира- -жег-//-жига- Вижу суффикс а – пишу и, нет а – пишу е.

Чередование гласных Е//И -бер-//-бира- -дер-//-дира- -тер-//-тира- -стел-//-стила- -пер-//-пира- -мер-//-мира- -жег-//-жига- -блест-//-блиста Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она разж…гала огонь в камине, нат…рала пол до блеска, уб…рала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц, ст…лила им постели, а её зап…рали на чердаке, там она спала на колючей соломенной подстилке. Вечером, окончив работу, она заб…ралась в уголок возле камина, оп…ралась на кулачок, сидела там на ящике с золой и вспоминала мать. Сестры, а за ними и все в доме, прозвали ее Золушкой. Они постоянно прид…рались к бедной девушке, но она молча сносила все обиды.

И вот как-то раз сын короля той страны устроил большой бал. Золушкины сестры тоже получили приглашение. Они сейчас же принялись выб…рать наряды, чтобы понравиться принцу. У бедной Золушки работы стало еще больше. Ей пришлось собирать сестер на бал так, чтобы они могли бл…снуть не только хорошими нарядами, но и красивыми прическами. Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала. Но девушке в её беде помогла крестная… И вот Золушка в красивой карете и нарядном платье уже едет на бал!

Принц, увидев никому не известную принцессу, чуть не ум…р от восторга. Он, чуть ка…саясь её руки, повел незнакомку в зал. Они проб…рались сквозь толпу восхищенных гостей. Чуть только заиграла музыка и кавалеры стали выб…рать себе дам, принц подошел к Золушке и пригласил ее на танец. Она танцевала так легко и плавно, что все залюбовались ею … Но на небе стали заж…гаться звезды, и дворцовые часы пробили одиннадцать и три четверти. Золушка встала, поклонилась всем и убежала так быстро, что никто не успел догнать ее. Принц бросился за Золушкой, но ее и след простыл. Только на ступеньке дворца лежала маленькая хрустальная туфелька.

Принц полюбил незнакомку. Он приказал объявить во всеуслышание, под звуки труб и фанфар, что та, которой придется впору хрустальный башмачок, станет его женой. Девушек соб…рали со всей округи и прим…ряли им туфельку. Прим…рила ее и Золушка. Сестры зам…рли от удивления. Но еще больше удивились они, когда Золушка достала из кармана второй хрустальный башмачок. В эту самую минуту дверь отворилась, и в комнату вошла фея – Золушкина крестная. Она к…снулась своей волшебной палочкой бедного платья Золушки, и оно стало еще пышнее и красивее, чем было накануне. Золушка простила сестрам и мачехе все обиды – ведь она была не только хороша, но и добра.

Подберите однокоренные слова к словам, в которых встречается чередование гласных. Нат…реть пол, зап…реть на чердаке, разд…рает зависть, бл…стеть на балу, расст…лить ткань.

С данными словами составьте словосочетания, объясните написание. Доб…раться, соб…рают, зам…реть, заж…гать, нат … рать, пост…лить, прот…реть, приб…рать, выж…гать, зап…р, забл…стело.

Распределите слова в два столбика: в один запишите слова с чередующимися корнями, а в другой – с корнями, проверяемыми ударением. Зам_реть, изм_рять, см_ренный (мирный, покорный), обм_реть, см_риться, прим_рявший (костюм), прич_тать (плакать), ч_тальный зал, выч_ты, выч_тать рукопись (проверить), ч_тательский, сосч_тать.

Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е. Соб_ратель, п_рила, обж_гающий, словосоч_тание, раст_реть, оп_раться, разд_раемый, обт_рание, заст_лить, выб_рут, изб_рательная (кампания), прост_раться, пост_рать (белье), бл_стательный, бл_снуть, выж_чь, заст_лить.

Презентацию подготовила учитель Пашкович И.А., МОУ лицей 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова, г. Волгоград