ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ © Коточигова Е.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Advertisements

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СТАНДАРАХ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СТАНДАРАХ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ По материалам.
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. 1. Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий.
Формирование УУД Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности Л.С.Выготский.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Формирование универсальных учебных действий в процессе реализации ФГОС ОО «Великая цель образования – это не знания, а действия» Г.Спенсер Заседание методического.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Асмолов А.Г. – руководитель группы Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Необходимость пересмотра целей образования Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых.
Формирование УУД – ключевой вопрос ФГОС. личностное развитие- готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала; социальное.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Асмолов А.Г. – руководитель группы.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Организация мониторинга качества образования в 1 классе » Бондаренко Светлана Валентиновна учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Развитие и воспитание творческой индивидуальности личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды.
Транксрипт:

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ © Коточигова Е.В.

Группа разработчиков Асмолов А.Г. – руководитель группы Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г

1. Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий

Необходимость пересмотра целей образования Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования

Основные требования общества к образовательной системе: формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России; формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Цели образования Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться»

Теоретико-методологическая основа Программы развития УУД Системно - деятельностный культурно- исторический подход Л.С.Выготский А.Н.Леонтьев Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин В.В.Давыдов)

2.Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе

Универсальные учебные действия способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; создание условий для развития личности и ее самореализации; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию; Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин; УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

3. Виды универсальных учебных действий

ВИДЫ УУД Личностные Регулятивные, включая действия саморегуляции Познавательные, включая общеучебные и логические –Знаково-символические Коммуникативные

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностные УУД действие смыслообразования действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные действия целеполагание; планирование; прогнозирование.

Регулятивные действия контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к воле- вому усилию - к выбору в ситуации мотивацион- ного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД Общеучебные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой инфор- мации; применение методов информацион- ного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Общеучебные УУД смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлече- ние необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Познавательные УУД. Логические УД. выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; выдвижение гипотез и их доказательство.

Знаково-символические УУД Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

4. Критерии и способы оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся

Критерии оценки сформированности УУД соответствие возрастно- психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Свойства УУД Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность.

Уровень (форма) действия Уровень действия может выступать в трех основных формах действия: в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками, моделями) форма действия; действие в словесной, или речевой, форме; действие в уме умственная форма действия.

Полнота действия определяется полнотой операций и характеризует действие как развернутое (в начале становления) и сокращенное (на завершающих этапах своего развития; Разумность действия характеризует ориентацию учащегося на существенные для выполнения действия условия, степень дифференциации существенных, необходимых для достижения цели условий, и несущественных условий.

Сознательность (осознанность) – возможность отражения в речи, т.е. в системе социальных значений, содержания действия, последовательности его операций, значимых для выполнения условий и достигнутого результата. Обобщенность характеризует возможности переноса учащимся действия (способа решения задачи) в различные предметные сферы и ситуации. Широта переноса характеризует меру обобщенности действия.

Критичность действий определяет меру осознания действия в его функционально-структурной и содержательной характеристиках и рефлексии выбора оснований выполнения действий; Освоенность действия характеризует его временные характеристики и легкость перехода от одной формы действия к другой.

5.Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе

Условия формирования УУД определение функций и содержания УУД определение круга учебных предметов, адекватных психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы УД; организация полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины; организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия); разработка системы задач, выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).

От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Общие рекомендации по развитию УУД 1. Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся; 2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении.

3. Организовать поэтапную отработку универсальных учебных действий, обеспечивающую переход: - от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия, - от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.

4. Определить связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД; Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине; Определить желаемые свойства действия; Разработать систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П.Я.Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных учебных действий.

5. Разработать систему рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных пособий по учебным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине. Включить как критерий экспертной оценки учебника и учебного пособия рекомендации и учебные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий.

6. Разработать учебно-методические рекомендации для учителей. В случае необходимости осуществить специальную психолого-педагогическую подготовку в рамках существующих форм повышения квалификации или подготовки педагогов.

Спасибо за внимание! ГОУ ЯО ИРО 2009 г.