Кафедра деятельности ОВД в особых условиях Тема 13 «Основы специальной операции» Учебные вопросы: 1. Сущность и виды специальных операций. 2. Основные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация системы антитеррористической деятельности в Российской Федерации г.Томск – 2008г.
Advertisements

Силы и средства ОВД привлекаемые для проведения специальной операции.
Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь 1.Методы управления силами ГСЧС при угрозе и возникновении ЧС 2. Последовательность работы органов.
Тема 14 Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при различных режимах функционирования.
Выполнил:слушатель 832 уч.взвода Ряд.милиции Кадыржанов А.А.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) Основная цель создания системы объединение усилий центральных.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской.
Гражданская оборона Российской Федерации Выполнил Пономарев Дмитрий студента группы 20 Координатор Соколова Н.В.
ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Назначение: обучение личного состава подразделений, спасательных воинских формирований и органов управления РСЧС действиям.
Тема 2. Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени МЧС РФ – федеральный орган управления в области.
Требования к планированию РЕАЛЬНОСТЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ КОНКРЕТНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ Рис. 2.1.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Тема: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Боевое дежурство (боевая служба) является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
Обеспечение действий сил РСЧС - это комплекс мероприятий, организуемых и осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения поставленных.
ПРАВА ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
Транксрипт:

Кафедра деятельности ОВД в особых условиях Тема 13 «Основы специальной операции» Учебные вопросы: 1. Сущность и виды специальных операций. 2. Основные этапы проведения специальной операции и их содержание.

Литература: Приказ МВД России от 25 мая 2009 года 400 «О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах». Приказ МВД России от 28 февраля 1997 года 013 «Об утверждении Временного наставления по работе оперативных штабов органов внутренних дел». Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации. - М.: МВД России, Анищенко А.Ю. Тактико-специальная подготовка сотрудников ОВД к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: Учебное пособие. - М.: ЦОКР МВД России, С , Бондаревский И.И. Специальная тактика. Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, С Казинский Н.Е. Тактико-специальная подготовка: Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, С Осипенко В.Д. и др. Основы тактико-специальной подготовки в ОВД. Учебное пособие (Курс лекций). - СПб.: Санкт- Петербургский университет МВД России, С

Вопрос 1: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ Специальная операция – это комплекс оперативно- розыскных, разведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или последовательно нескольких районах с целью задержания преступников (правонарушителей) и нормализации оперативной обстановки. Специальная операция является наиболее сложной формой выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач ОВД и ВВ МВД России.

Характерными чертами специальной операции являются: привлечение сравнительно большего количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств ОВД, ВВ, ФСБ и других силовых ведомств; конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий и действий (оперативных, предупредительных, силовых и др.); проводимые мероприятия и действия отличаются высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью; силовые действия в операции могут развертываться на обширной территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают скоротечно; силовые действия проводятся только тогда, когда оперативно- розыскные, предупредительные и другие мероприятия не привели к отказу преступника или преступной группы от противоправных действий.

Сущность и содержание мероприятий и действий, проводимых в специальной операции обуславливаются ее целями и конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки. Они осуществляются путем проведения оперативных установок, наблюдения, использования специального аппарата, применения оперативно-технических средств и оперативных комбинаций и т.д. Оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью: определения количества преступников (группы), характера их действий; выявления намерений преступников, их вооружения, оснащения и тактики действий, связей: установления мест укрытия; выявления заложников (количество, место нахождения, охрана, обращение с ними и др.); введения в заблуждение преступников относительно намерений сотрудников ОВД и получения других данных, необходимых для оценки обстановки при подготовке операции и принятия обоснованных решений на ее проведение.

переговорный процесс; Разведывательные мероприятия проводятся с целью получения достоверной информации о местонахождении, возможностях и действиях преступников (групп, организаций) и особенностях условий местности. Разведка осуществляется с земли, воздуха, с помощью радиотехнических средств, приборов радиационной и химической разведки. Предупредительные мероприятия проводятся различными приемами и способами для создания благоприятных условий и успешного проведения специальной операции на начальном этапе действий сил и средств. профилактические мероприятия; разъяснительные мероприятия. режимные мероприятия; Предупредительные мероприятия включают в себя:

Силовые действия включают в себя комплекс различных тактических приемов и способов, направленных в зависимости от целей специальной операции на недопущение или ограничение негативных последствий от действий преступников или на их ликвидацию. Они осуществляется с применением сотрудниками ОВД оружия, специальных средств, боевой и специальной техники и физической силы. Следственные действия направлены на установление и процессуальное закрепление преступной деятельности, конкретных участников, а также причин и условий возникновения ЧС техногенного характера. Если при проведении оперативно-розыскных и предупредительных мероприятий достигнуты положительные результаты, то осуществление силовых действий становится нецелесообразным. В этот период могут действовать отдельные служебные или войсковые наряды от ОВД и ВВ. Одновременно может осуществляться планирование специальной операции с ограниченными целями и задачами.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов и способов ведения силовых действий, составе группировки сил и средств, элементов ее оперативного построения, организационной структуры группировки и т.д. Эти особенности находят свое отражение в заблаговременно разрабатываемых Планах действий ОВД при ЧО. Для руководства действиями группировки сил и средств в специальной операции создается оперативный штаб (ОШ). Организационная структура, персональный состав и должностные обязанности членов ОШ определяются начальником соответствующего ОВД и объявляются его приказом. В состав ОШ включаются: руководитель ОШ; заместители руководителя ОШ; члены ОШ; группы (организационно-аналитическая; связи; взаимодействия со СМИ; тылового и технического обеспечения и др.).

ОШ возглавляет руководитель ОВД, а заместителями назначаются его штатные заместители, командир соединения (воинской части, подразделения) ВВ, дислоцированного на территории обслуживания и по согласованию руководители (заместители руководителей) взаимодействующих органов, а также командиры отряда милиции специального назначения и отряда милиции особого назначения (ОМСН, ОМОН). Исходя из оперативной обстановки и масштабов ЧО, руководитель ОШ может делегировать свои полномочия одному из своих заместителей. Членами ОШ могут назначаться руководители отраслевых подразделений ОВД, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления (по взаимной договоренности), силы и средства от которых привлекаются к действиям при выполнении задач на территории обслуживания. От органов и подразделений УВД (ОВД) на транспорте, подразделений, управлений (отделов) вневедомственной охраны, управлений (отделов) внутренних дел в ЗАТО, на особо важных и режимных объектах при возникновении ЧО вне объектов транспорта и охраняемых объектов в ОШ ОВД выделяются оперативные группы (сотрудники) для координации совместных действий.

Основными задачами оперативного штаба являются: сбор, обобщение и анализ поступающей информации, подготовка материалов для оценки обстановки и выработка предложений для принятия решений руководителем ОШ; подготовка распорядительных документов; организация исполнения отдаваемых руководителем приказов и распоряжений, осуществление контроля за их практической реализацией; управление силами и средствами, обеспечение согласованности действий привлекаемых сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск при проведении специальных мероприятий. При назначении руководителя территориального органа безопасности начальником ОШ, начальник ОВД назначается его первым заместителем в случаях: пресечения террористического акта; освобождения воздушного судна, судна водного транспорта, железнодорожного подвижного состава, захваченного преступниками; захвата заложников при попытке достичь целей политического характера, а в СИЗО, ИВС - при попытках содержащихся там лиц достичь целей незаконной эмиграции из Российской Федерации.

Для работы ОШ и управления подразделениями в различных условиях в органах внутренних дел развертываются пункты управления: центр оперативного управления (ЦОУ), в горрайлинорганах внутренних дел – пункт оперативного управления (ПОУ); запасный пункт управления (ЗПУ); подвижный пункт управления (ППУ); вспомогательный пункт управления (ВПУ). Основным пунктом управления при выполнении задач при ЧО является ЦОУ (ПОУ), который развертывается непосредственно в здании ОВД, как правило, вблизи помещений дежурной части. Предназначенное для него помещение заблаговременно готовится и оборудуется всем необходимым (автоматизированными рабочими местами, средствами связи, оргтехникой, местами обеспечения жизнедеятельности). При выходе из строя ЦОУ (ПОУ) перебазируется на ЗПУ, который предназначен для повышения устойчивости и непрерывности управления.

Для управления группировкой сил и средств в районе ЧО, руководства силами и средствами при проведении специальных операций выделяется ВПУ. На ВПУ ОШ может переместиться в полном составе либо на него выделяется группа управления ОШ. ВПУ разворачивается на базе специально оборудованных автомобилей повышенной проходимости, которые оснащаются необходимыми видами связи и имеют не менее 6 рабочих мест. К участию в контртеррористических операциях и минимизации последствий террористических актов привлекаются силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск согласно перечню, согласованному с руководством территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, утвержденному на заседании оперативного штаба в субъекте Российской Федерации. Состав сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск, привлекаемых к участию в контртеррористических операциях в субъектах Российской Федерации, утверждается приказом МВД России. Все пункты управления должны иметь возможность выполнять управленческие функции в полном объеме.

К действиям при чрезвычайных обстоятельствах привлекаются подразделения органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск, образовательные учреждения МВД России. Расчет сил, привлекаемых к действиям при ЧО, осуществляется, исходя из следующих норм: органы внутренних дел в пункте постоянной дислокации – до 60%, за пределами пунктов постоянной дислокации – до 50% списочной численности личного состава, линейные органы внутренних дел на транспорте – 10%; образовательные учреждения МВД России – 50% списочной численности личного состава. Основными способами действий ОВД и ВВ в специальной операции являются: блокирование; поиск; преследование; окружение; оцепление; засада; рассредоточение; изъятие (захват).

Вопрос 2: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ Во время подготовительного периода (организация операции) проводится весь комплекс оперативно-розыскных, предупредительных и других мероприятий, в целях склонения к отказу отдельных преступников или преступной группы от противоправных действий. Первоначальные действия проводит оперативный дежурный по ОВД, наряды несущие службу в районе операции, группа немедленного реагирования (ГНР) и дежурная следственно-оперативная группа (СОГ) ОВД. Каждая операция вне зависимости от вида и особенностей ее проведения состоит из трех этапов: организация операции (подготовительный период); ведение операции (период силовых действий); завершение операции (заключительный период).

Если меры принятые территориальным ОВД не дали положительных результатов, то его руководитель докладывает оперативную обстановку старшему начальнику и с его разрешения проводит специальную операцию. Задача на проведение специальной операции может поступить в виде приказа, распоряжения или подачей установленного сигнала оповещения для сбора личного состава, привлекаемого к действиям при ЧО. Приказом МВД России от 25 мая 2009 года 400 установлены следующие сигналы для сбора личного состава: п/п СигналыДействия по сигналам 123 Предупреждение и пресечение преступлений террористического характера 1.«ЭДЕЛЬВЕЙС»Сбор личного состава, оперативного штаба МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, личного состава подразделений органов внутренних дел и внутренних войск, выделенных в состав группировки сил и средств оперативного штаба в субъекте Российской Федерации 1.1«Набат»на объектах воздушного транспорта 1.2«Вихрь»на объектах водного транспорта 1.3«Сигнал»на объектах железнодорожного транспорта

«Тоннель»на объектах метрополитена 1.5«Циклон»на объектах автомобильного транспорта 1.6«Технология»на объектах промышленности 1.7«Молния»на объектах топливно-энергетического комплекса 1.8«Атом»на ядерных и радиационно-опасных объектах 1.9«Шторм»на гидротехнических сооружениях 1.10«Гроза»на объектах органов государственной власти 1.11«Арсенал»на военных объектах 1.12«Метель»на объектах массового пребывания людей 1.13«Дипломат»на объектах представительств иностранных государств Предупреждение и пресечение преступлений против общественной безопасности 2.«ВУЛКАН-1»Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах, лагерях вынужденных переселенцев, изоляторах временного содержания (ИВС) и других специальных учреждениях милиции 3.«ВУЛКАН-2»Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению деятельности банды 4.«ВУЛКАН-3»Сбор личного состава, привлекаемого к розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров) 5.«КРЕПОСТЬ»Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению захвата собственных объектов органов внутренних дел и внутренних войск

123 Предупреждение и пресечение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства 6.«ЛАВИНА» Сбор личного состава, привлекаемого к предупреждению и пресечению (подавлению) вооруженного мятежа Предупреждение и пресечение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 7. «ТУМАН» Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению блокирования транспортных коммуникаций Предупреждение и пресечение преступлений в учреждениях исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы 8. Сигнал определяется территориальными органами ФСИН России, ФСБ России и планами взаимодействия Сбор личного состава, привлекаемого к участию в пресечении действий по захвату заложников и дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций 9. «ТАЙФУН-1» «ТАЙФУН-2» Сбор личного состава, привлекаемого к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: а) техногенного характера; б) природного характера Мероприятия по защите государственной границы Российской Федерации 10. Сигнал определяется территориальными органами управления ПС ФСБ России и планами взаимодействия Сбор личного состава, привлекаемого к оказанию содействия органам и войскам ПС ФСБ России в воспрещении незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации в местах дислокации органов внутренних дел и внутренних войск

Силы и средства ОВД и ВВ, привлекаемые к действиям при ЧО, после оповещения и сбора могут приводиться в готовность 2 и 1. боевая и специальная техника, транспортные средства выводятся на места построения При приведении в степень готовности 2: боеприпасы, подвижные запасы материальных средств, специальные и технические средства грузятся на транспортные средства боеприпасы на руки не выдаются задачи подразделениям не ставятся проводится оповещение и сбор личного состава, который прибывает в места сбора (сосредоточения) средства связи и автоматизации управления готовятся к работе Время привидения личного состава в степень готовности 2 составляет для ОВД, соединений и воинских частей ВВ 1 час 30 минут.

личному составу выдаются оружие и боеприпасы (боеприпасы выдаются на руки или грузятся на транспортные средства в штатной упаковке) При приведении в готовность 1: ставятся задачи группам осуществляется экипировка личного состава производится посадка личного состава на транспорт Готовности 1 может вводиться, минуя степень готовности 2. В ОВД, соединениях (воинских частях) ВВ срок приведения в степень готовности 1 из степени готовности 2 составляет 30 минут, минуя степень готовности 2 – 2 часа. Время перехода личного состава к действиям после выполнения мер по приведению в степень готовности 1 осуществляется немедленно (с получением приказа).

С получением сигнала или доклада о возникновении чрезвычайных обстоятельств начальник территориального ОВД проводит мероприятия в соответствии с Планом действий при ЧО, информирует прокурора и местные органы власти и управления. Органом управления при резком осложнении оперативной обстановки и кризисных ситуациях являются дежурная часть и ОШ. Дежурная часть до сбора личного состава ОШ: самостоятельно принимает необходимые решения; отдает соответствующие распоряжения нарядам с последующим докладом начальнику ОВД. В дальнейшем все управление передается ОШ. В любом случае при организации операции руководитель ОШ: уясняет задачу; отдает предварительные распоряжения о подготовке сил и средств; производит расчет времени; оценивает обстановку; принимает решение; ставит задачи группам оперативного построения; организует взаимодействие, управление и всестороннее обеспечение операции.

В результате уяснения задачи и оценки обстановки формируются выводы из нее, которые и составляют основу решения руководителя ОШ на проведение специальной операции. В решении руководитель ОШ определяет: замысел операции (район действий, способ проведения, привлекаемые силы, построение групп, направление основных усилий, время готовности); задачи групп оперативного построения (состав, вооружение, экипировка, время и порядок занятия исходного рубежа, задачи и способы их выполнения); порядок применения оружия, техники, специальных средств, меры безопасности; порядок взаимодействия групп оперативного построения; организацию управления и всестороннего обеспечения. Решение руководителя ОШ оформляется на карте или схеме, а к ней прилагаются планы оперативно-режимного и материально- технического обеспечения, а также необходимые расчеты.

Принятое и утвержденное старшим оперативным начальником решение руководитель ОШ объявляет своим заместителям и членам ОШ, дает им указание о постановке задач исполнителям и организации их выполнения непосредственно на местности. Поставленные устно задачи записываются в журнал распоряжений, а решение оформляется приказом. После объявления решения руководитель ОШ становится руководителем операции. Заместители руководителя ОШ ставят задачи подразделениям внутренних дел и частям (подразделениям) ВВ, которые им соответственно подчинены. Организация специальной операции (подготовительный период) завершается выходом подразделений в район операции и занятием исходных позиций группами оперативного построения. После отдачи приказа руководитель специальной операции организует взаимодействие, управление, всестороннее обеспечение операции и осуществляет контроль за выполнением отданных распоряжений.

На втором этапе операции (период силовых действий) созданная в первоначальный период группировка сил и средств по команде (сигналу) руководителя операции выполняет свои задачи по пресечению или ликвидации противоправных акций преступников. Силовые действия обеспечиваются оперативно-розыскными, предупредительными и иными мероприятиями комплекса специальной операции. Особое внимание в этот период уделяется управлению силами и средствами. Управление группировкой сил и средств осуществляется с основного (ЦОУ, ПОУ), а при необходимости и вспомогательного пунктов управления (ВПУ). В ходе силовых действий, по изменяющейся обстановке, руководитель специальной операции управляет силами и средствами путем отдачи коротких распоряжений лично и через заместителей (членов) оперативного штаба.

Специальная операция прекращается по команде (сигналу) руководителя операции после получения данных (докладов командиров групп оперативного построения) о выполнении поставленной задачи. Основные действия заключительного периода: сбор сил и средств, участвующих в операции, в местах постоянной дислокации; подведение итогов операции; уточнение оперативных планов с учетом недостатков выявленных в ходе операции; подготовка приказа о результатах операции; подготовка и отправка донесения в вышестоящий штаб (ОВД, ВВ). Заключительный период операции включает мероприятия по недопущению возникновения вновь ЧО (рассредоточение участников противоправных действий, разоружение незаконных вооруженных формирований), обеспечение работы следственно-оперативной группы и другие.

В письменном донесении старшему оперативному начальнику о результатах операции указываются: время и источник получения информации о месте нахождения и преступном поведении задержанных; меры, принятые сотрудниками ОВД по блокированию преступников и обеспечению безопасности граждан; меры, принятые по организации операции; силы и средства, привлекавшиеся к проведению операции; допущенные при организации и проведении операции ошибки и просчеты, а так же их отрицательные последствия; данные о преступниках (их количество, вооруженность, характер действий); список лиц, отличившихся при проведении операции и достойных поощрения. К донесению прилагается схема организации и хода операции. Таким образом, успех специальной операции зависит: от знания основ ее организации и ведения; качественной подготовки сил и средств; рационального управления ими при выполнении поставленных задач.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!