ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Елисеева И.В., зав.кафедры иностранных языков, учитель английского языка МОУ –СОШ 58 г.Тула
Компетенция это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределенности.
Согласно государственному образовательному стандарту нового поколения, для формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
знание географических, природно- климатических особенностей страны изучаемого языка, основных городов и их достопримечательностей и умение использовать эти знания в собственных высказываниях;
знание политического, государственного и религиозного строя страны изучаемого языка;
знание основных сведений из истории страны изучаемого языка, в том числе из истории развития литературы культуры, цивилизации, науки и техники, и умение их использовать при построении собственных высказываний; умение сопоставлять их с достижениями своей культуры, своего народа;
знание современных аспектов жизни сверстников за рубежом (работа, учеба, туризм, мода и т.д.) и умение выражать собственное мнение/суждение по проблемам, сравнивать с собственным опытом, а также понимать аналогичные высказывания;
знание национальных традиций, обычаев, праздников, умение сопоставить их с собственным опытом.
В методике преподавания иностранного языка представлены следующие виды нетрадиционных форм проведения урока:
урок-спектакль урок-праздник видеоурок урок-экскурсия урок-интервью урок-попурри урок-мюзикл урок-презентация урок-КВН
Урок-праздник: St.Valentines Day
Урок-спектакль: Cinderella
Урок-мюзикл
Урок-попури на сказку Cinderella
Компьютерные уроки
Урок-КВН
Нетрадиционная форма и содержание таких уроков повышают мотивацию к изучению иностранного языка и способствуют формированию социокультурной компетенции.
Учебная ситуация: «Мир вокруг нас».
Форма учебной работы - классно-урочная. Цели: Ознакомить с социокультурными особенностями стран мира. Задачи: Активизация изученного лексического и грамматического материала по теме World around us в речи учащихся. Развитие интегративных коммуникативных умений общаться на английском языке. Развитие общекультурных умений сбора, систематизации и интерпретации культуроведческой информации. Приобретаемые навыки: формируется коммуникативная и социокультурная компетентность.
Урок «Continents and Countries» Цель: В рамках кросскультурного подхода в обучении иностранному языку активизировать учащихся для анализа стереотипов стран мирового сообщества. Развивать коммуникативные умения и навыки. Формировать собственное, независимое мнение и проявлять уважение к мнению других. Формирование коммуникативной компетенции – функциональное использование базовых коммуникативных навыков (развитие навыков поисково-информативного чтения, развитие навыков монологической речи с опорой на схему). Формирование социокультурной компетенции – расширение объема знаний о географическом положении стран мира, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты (уметь называть континенты и страны, расположенные на этих континентах, правильно называть столицы, национальность живущих там людей, язык, на котором они говорят в той или иной стране, уметь узнать флаг страны). Формируется учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих использовать приобретенные знания в межпредметной коммуникации.
Этапы урока:
1.Вызов: Активизация обучаемых (приемы работы – мозговая атака, ключевые термины) вызвать интерес, способствовать тому, чтобы учащиеся начали вспоминать информацию, обсуждавшуюся на предыдущих роках в рамках темы «The world around us». Использование Интернет ресурсов ( (приложение 1) помогает определить уровень собственных знаний, и в комфортной обстановке получить новую и интересную информацию (5мин.)
2. Смысловая стадия: ребята вступают в контакт с новой информацией в виде текста, информация о странах мира. Им предлагается сопоставить флаг-страну-столицу (приложение 2), просматривая текстовый материал (15 мин.). Отрабатывается навык поискового чтения. Активно участвуя в данном виде речевой деятельности, появляется возможность для формирования навыка чтения с полным пониманием, что в дальнейшем дает возможность провести сравнительно-классификационный анализ при организации рефлексивного осмысления прочитанного материала. Выполнение проектной работы: Работа в группах. Задание: Вы туристический агент. Используя сайт или (приложение 3) выберите необычную страну, найдите информацию о погоде в данном регионе и порекомендуйте необходимую одежду вашим клиентам.(15 мин.)
3.Рефлексия: ребята выступают в роли докладчиков- презентаторов. Применяют ранее изученные понятия, усвоенные навыки, представляя приобретенные на уроке знания. Данная форма работы способствует формированию коммуникативного навыка, в данном случае, навыка монологической речи. (10 мин.) На данном этапе работы ребята имеют возможность рассмотреть различные варианты представления информации, демонстрируя пример культурного спора.
Рекомендуемое домашнее задание: Используя Интернет ресурс, сайты выясните в какое время года лучше посетить данную страну и почему, каким видом деятельность могут заняться ваши клиенты.
Итог: Сформированные навыки речевой и коммуникативной культуры соответствующие данному этапу обучения; совершенствование умений и навыков умственного труда.
Необходимость использования данного подхода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто «знающим», а «умеющим», что и призван обеспечить компетентностный подход.