Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Advertisements

Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
Универсальные учебные действия. «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» М.Монтень.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Психологические особенности подросткового возраста.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
Структура Основной образовательной программы основного общего образования и планируемые результаты её освоения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Ставит главной задачей – раскрытие способности каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения

Тенденции развития современного образования Глобализация – сетевые системы образования Образовательная среда – весь мир Непрерывное образование – фактор жизненного успеха Эффективная образовательная система – индивидуальное развитие ребенка + современные методы обучения

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Новый стратегический ориентир модернизации образования Стратегическая цель – создание механизмов раскрытия способностей ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) общего образования – системообразующее направление национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Проблемы российского образования Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

СЕМЬЯ Личная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность РАЗВИТИЕ

Инновационный характер стандарта Использование деятельностного подхода в обучении школьников: изменения в отборе и структурировании содержания учебных предметов; изменение в технологиях обучения: постановка учениками учебной задачи; проблемное обучение, учебные ситуации, исследования; проектные технологии. Обязательное формирование УУД (умения учиться) как основы для самостоятельной учебной деятельности школьников. Расширение прав и свобод образовательного учреждения в формировании учебного плана и образовательной программы, включающей программы обучения по предметам и программы воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт

Инновационный характер стандарта Введение формирующей оценки результатов обучения. Введение комплексной оценки результатов обучения, включающей сформированность УУД. Обязательная реализация в школах программы духовно- нравственного воспитания учащихся на предметных занятиях и во внеурочной деятельности. Оплачиваемая внеурочная работа с учащимися. Реализация стандарта по принципу общественного договора.. Федеральный государственный образовательный стандарт

«Плохой учитель преподносит истину. хороший – учит ее находить» А.Дистервег. Д.И.Менделеев рекомендовал не забывать, что камин, забитый доверху дровами, не горит, а дымит.

Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...» А. Дистервег Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Основа стандарта - системно-деятельностный подход, предполагающий: формирование учебной деятельности в целом, а не только предметных знаний и умений; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей учащихся. Основные характеристики нового стандарта

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника Ключевые качества личности: инициативность; способность творчески мыслить; находить нестандартные решения; умение выбирать профессиональный путь; готовность обучаться в течение жизни. Основные характеристики нового стандарта

это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия (УУД) Личностные Коммуникативные Познавательные Регулятивные

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Структура стандартов 2004 г. ФГОС 2004 г. ФГОС Требования к уровню подготовки выпускников (общеучебные умения, навыки, способы деятельности) Цели, обязательный минимум содержания учебных предметов Требования к результатам ООП Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП

Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Развитие компетентности к обновлению компетенций Результаты освоения ООП

воспитание российской гражданской идентичности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; развитие морального сознания и компетентности; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры; осознание значения семьи в жизни человека и общества; развитие эстетического сознания. Требования к результатам освоения ООП ООО Личностные результаты освоения ООП должны отражать:

умение самостоятельно определять цели, задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; Требования к результатам освоения ООП ООО Метапредметные результаты освоения ООП должны отражать:

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Требования к результатам освоения ООП ООО Метапредметные результаты освоения ООП должны отражать:

Ключевые особенности системы оценки в отличие от стандартов первого поколения переход к новым методологическим основам системы оценки достижения результатов образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективной деятельности всех участников образовательного процесса. оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-практические и учебно- познавательные задачи ; оценка способности решать учебно-практические и учебно- познавательные задачи ; сочетание внутренней и внешней оценки сочетание внутренней и внешней оценки комплексный подход: использование комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных); нестандартизированных работ (проектов, практических работ); портфолио, самоанализа, самооценки и др. уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; накопительная система оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации. интерпретация результатов на основе контекстной информации.

Проблемы введения и реализации ФГОС Недостаточная готовность педколлективов к осуществлению системного развития образовательных учреждений. Неподготовленность кадров к реализации деятельностного подхода, формированию УУД и новой системы оценки знаний. Неготовность педколлективов к совместной деятельности по разработке и реализации собственных образовательных программ. Опасность отчетного внедрения ФГОС, параллельного существования двух систем: старой и новой. Неразработанность большинства вопросов ФГОС до уровня, необходимого при внедрении: содержания и формы ООП школы, программы формирования УУД, учебных программ и программ воспитательной работы; заданий для оценки. Федеральный государственный образовательный стандарт

Проблемы введения и реализации ФГОС Неразработанность вопросов управления введением ФГОС на всех уровнях. Отсутствие программ ПП и ПК кадров и неготовность системы ДППО к их разработке и реализации. Наличие устаревшей, не соответствующих ФГОС, системы педагогического образования. Необходимость значительного обновления материально- технической базы и учебного оборудования школ. Федеральный государственный образовательный стандарт