Лечебная магия и народная медицина
Народная медицина – ровесница человека на Земле. Мы застаем её уже в самом начале культурогенеза. Об этом писали Л. Морган, Э. Тайлор, В.П. Алексеев и многие другие исследователи первобытной культуры. Более того, народная медицина – явление универсальное; она существовала во все периоды истории человечества у всех народов мира.
Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного и минерального происхождения, гигиенические навыки),
так и фантастические (иррациональные). К последним относится магические ритуалы, вера в заговоры и обереги, образы болезней.
Когда тонкая, таинственная грань между жизнью и смертью начинает занимать ум и сердце человека, в культуре появляются символы и образы болезней.
В древнерусской культуре это демоны женского рода – бесицы-трясавицы, дщери Сатаны. В основе веры в амулеты и колдовство вообще лежит старая анимистическая концепция болезни. Что есть болезнь? Болезнь есть бес, которого надо уметь изгнать из больного надлежащим амулетом или заговором.
«Бесица трясавиц», то есть лихорадка, изображается в древнерусском заговоре в таких красках: «бесица, имеющя разжени очи, руци железные, а власы верблюжия», Посылал ее из преисподней ее отец сатана, «в человеке злые пакости творити, и кости женские изсушити, млеко изсякнути, а младенца уморити и очи человекам омрачити, составы расслабити».
Амулет – предмет, изготовляемый из разных материалов, и носимый на теле человека или привязываемый на шею домашним животным для предохранения от «порчи» или «дурного глаза».
Амулеты в древнерусской культуре назывались наузы. Ещё до принятия христианства амулеты различной формы (в виде рыбы, птицы, клыка кабана и т. п.) носили на теле с целью предохранения от болезней.
К категории амулетов относят и змеевики – литые изделия в виде круглых медальонов. На поверхности змеевика было изображено 9-12 голов змей. На Руси их ещё именовали «обереги» от болезней.
Вместе с принятием христианства несколько изменяется и внешний вид амулетов-наузов. Теперь это подвески в виде иконок или складней с ушком наверху, в которое продевалась нитка.
На лицевой стороне наузов изображались святые и ангелы, специально призывавщиеся против болезней и несчастий, - богородица, архангел Михаил, Федор Тирон, поражающий змия, и др.,
а на оборотной – бесы болезней, чаще всего фантастический змий получеловеческого вида, а иногда в виде человеческой головы с расходящимися от нее змеями, поэтому наузы по- прежнему назывались змеевиками.
Змеевик Владимира Мономаха
В ситуации «двоеверия», по существу, таким же наузом был и нательный крест, надевавшийся на ребенка при крещении, никогда не снимавшийся и сопровождавший своего владельца в могилу.
Из символа принятия христианской веры, каким крест является в чине крещения, в сознании людей XII – XVI вв. он часто превращался в магический амулет, охраняющий от беса.
Были особые святые, которые считались защитниками от болезней. Например, Федор Тирон
Больницы создавались при монастырях. Лечебная сила приписывалась молитве. « Прежде врачей с молитвой к Богу взывай».
Ритуалы экзорцизма (изгнания демона из тела больного) по сути основывались на анимистической концепции болезни.
Сверхъ- естественные существа окончательно разделились на добрых Ангелов
и злых демонов, в том числе и демонов болезни
Примечательно, что древнее слово «балий» означает «врач» и «чародей». В свою очередь, слово «врач» в древнерусском языке означало «лекарь» и «колдун».
И. Забелин писал: «Ведуны и ведьмы были прежде всего лекаря и лекарки. Самое слово: ведовство, знахарство, должно показывать, что в основе волхования лежала идея реальных знаний о природе, прикрытых лишь мифическою оболочкою, суеверием, которыми прикрывалось в те века всякое знание и вообще наука».
Приведем пример лечебного заговора от лихорадки: Выходила раба Божья (имя) из двери в двери, из ворот в ворота, во чистое поле, под светел месяц, под частые звёзды. Идет путем-дорогой в Иерусалим. В им двое ворот, лежит бел камень Алатырь. На этом камне сидели тридевять девиц, тридевять девиц, тридевять девиц, они баяли- рассуждали, как в мир идти, мирские кости трясти. Услыхал их батюшка Морон, они ему взмолилися, они ему поклонилися: «Отпусти нас, батюшка Морон, век во веки не пойдем мы в этот дом». Так на рабу Божью (имя) век по веки не было, век по веки не было, век по веки не было. Нужно прочитать три раза, а в конце плюнуть три раза.
Вместе с тем накапливался практический опыт и реальные знания. Для русской народной медицины характерно широкое применение физиотерапии: бани, водные процедуры, массаж.
Широко применялись и фитонциды: лук, чеснок, хрен, редька. Недаром говорили: «Лук да баня все правят»; «Хрен да редька, лук да капуста болезни не допустят».
Особая роль отводилась траволечению. Им занимались всерьёз.
Из поколения в поколение передавались в России излюбленные народные средства: валериановый корень от сердцебиения,
подорожник и березовый сок для лечения порезов и ран,
столетник от нарывов,
кора дуба и ольхи при поносах, горчица,
крапива и муравьиный спирт для растирания при простудных заболеваниях и ревматизме,
мёд, малина, липовый цвет – потогонные и жаропонижающие,
конский щавель и череда – от чесотки и других кожных заболеваний,
настой полыни – при лихорадке.
Т. о. магия, особенно лечебная магия, существует и воспроизводится в новых культурных формах длительное время. Вера в магические символы и лечебную магию сохраняется в русском обществе, даже в его высших слоях, вплоть до эпохи Просвещения.