Лечебная магия и народная медицина. Народная медицина – ровесница человека на Земле. Мы застаем её уже в самом начале культурогенеза. Об этом писали Л.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила Подкустова Екатерина ученица 3 д класса МБОУ «СОШ 1» г. Энгельса Саратовской области Классный руководитель Сахарова Ж.Ю.
Advertisements

Как лечились наши предки. Автор Федотова Елизавета ученица 3 «В» класса средней школы 641.
РАЗВИТИЕ ВРАЧЕВАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ (КОНЕЦ IX СЕРЕДИНА XIII ВВ.) Выполнила : Кириченко Камилла, 2106.
Раздел: Моделирование фартука 5 класс. История фартука начинается с Древнего Египта. Египтяне пользовались примитивной драпировкой. Это был кусок ткани,
Обществознание 7 класс. Регулирование поведения людей в обществе
РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ Преподаватель истории Косарева Ирина Александровна МОУ Дивеевская СОШ С. Дивеево Нижегородской области.
Колдовские числа Автор: Филина Полина, 7 «Б» класс гимназии 70 7 «Б» класс гимназии 70 Руководитель: Власова Э.А., учитель математики учитель математики.
МИРОВОЕ ДРЕВО КАК ОТРАЖЕНИЕ ЕДИНСТВА МИРА Мировое древо (arbor mundi, «космическое» древо), характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощающий.
С давних пор люди верят в приметы: смотрятся в зеркало перед выходом, закалывают булавку с внутренней стороны одежды. Но не знают, как возникли эти суеверия.
РЕЛИГИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ 8 класс. Особенности первобытных религиозных представлений: Отсутствие представлений о Боге как силе, находящейся над миром.
Медицина древнего Египта. Познания древних египтян в области строения человека были достаточно высокими. Они знали крупные органы:мозг,сердце,сосуды,почки,кишечник,мышцы.
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В РЕЛИГИЯХ МИРА. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека. Она во многом определяет его поступки и действия, мысли и чувства.
1.1 История медицины: первые шаги Зачатки врачевания возникли на самых ранних стадиях существования человека: Медицинская деятельность - ровесница первого.
Андрющенко Екатерина 6 « Б ». Человек и природа Человек развивался в тесном взаимодействии с природой и более всего с растительной средой : лес и поле.
МОУ «Новоашировская основная общеобразовательная школа» Лекарственные растения и их целебные свойства. Работа Ахметьяновой Руфины -, ученицы 8 класса с.
Выполнила : Загревская Юлия Александровна учитель технологии первой квалификационной категории МОБУ « СОШ 9» г. Минусинск 2017.
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все.
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности.
Авторы работы: Зыбина Юлия Дмитриевна, Серова Татьяна Александровна Ученицы 10А класса Руководители: Кудрявцева Наталья Юрьевна Васин Иван Вячеславович.
Роль химии в нашей жизни Подготовлено учеником 8 класса МОУ ООШ п. Ушаково Липницкого Алексея.
Транксрипт:

Лечебная магия и народная медицина

Народная медицина – ровесница человека на Земле. Мы застаем её уже в самом начале культурогенеза. Об этом писали Л. Морган, Э. Тайлор, В.П. Алексеев и многие другие исследователи первобытной культуры. Более того, народная медицина – явление универсальное; она существовала во все периоды истории человечества у всех народов мира.

Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного и минерального происхождения, гигиенические навыки),

так и фантастические (иррациональные). К последним относится магические ритуалы, вера в заговоры и обереги, образы болезней.

Когда тонкая, таинственная грань между жизнью и смертью начинает занимать ум и сердце человека, в культуре появляются символы и образы болезней.

В древнерусской культуре это демоны женского рода – бесицы-трясавицы, дщери Сатаны. В основе веры в амулеты и колдовство вообще лежит старая анимистическая концепция болезни. Что есть болезнь? Болезнь есть бес, которого надо уметь изгнать из больного надлежащим амулетом или заговором.

«Бесица трясавиц», то есть лихорадка, изображается в древнерусском заговоре в таких красках: «бесица, имеющя разжени очи, руци железные, а власы верблюжия», Посылал ее из преисподней ее отец сатана, «в человеке злые пакости творити, и кости женские изсушити, млеко изсякнути, а младенца уморити и очи человекам омрачити, составы расслабити».

Амулет – предмет, изготовляемый из разных материалов, и носимый на теле человека или привязываемый на шею домашним животным для предохранения от «порчи» или «дурного глаза».

Амулеты в древнерусской культуре назывались наузы. Ещё до принятия христианства амулеты различной формы (в виде рыбы, птицы, клыка кабана и т. п.) носили на теле с целью предохранения от болезней.

К категории амулетов относят и змеевики – литые изделия в виде круглых медальонов. На поверхности змеевика было изображено 9-12 голов змей. На Руси их ещё именовали «обереги» от болезней.

Вместе с принятием христианства несколько изменяется и внешний вид амулетов-наузов. Теперь это подвески в виде иконок или складней с ушком наверху, в которое продевалась нитка.

На лицевой стороне наузов изображались святые и ангелы, специально призывавщиеся против болезней и несчастий, - богородица, архангел Михаил, Федор Тирон, поражающий змия, и др.,

а на оборотной – бесы болезней, чаще всего фантастический змий получеловеческого вида, а иногда в виде человеческой головы с расходящимися от нее змеями, поэтому наузы по- прежнему назывались змеевиками.

Змеевик Владимира Мономаха

В ситуации «двоеверия», по существу, таким же наузом был и нательный крест, надевавшийся на ребенка при крещении, никогда не снимавшийся и сопровождавший своего владельца в могилу.

Из символа принятия христианской веры, каким крест является в чине крещения, в сознании людей XII – XVI вв. он часто превращался в магический амулет, охраняющий от беса.

Были особые святые, которые считались защитниками от болезней. Например, Федор Тирон

Больницы создавались при монастырях. Лечебная сила приписывалась молитве. « Прежде врачей с молитвой к Богу взывай».

Ритуалы экзорцизма (изгнания демона из тела больного) по сути основывались на анимистической концепции болезни.

Сверхъ- естественные существа окончательно разделились на добрых Ангелов

и злых демонов, в том числе и демонов болезни

Примечательно, что древнее слово «балий» означает «врач» и «чародей». В свою очередь, слово «врач» в древнерусском языке означало «лекарь» и «колдун».

И. Забелин писал: «Ведуны и ведьмы были прежде всего лекаря и лекарки. Самое слово: ведовство, знахарство, должно показывать, что в основе волхования лежала идея реальных знаний о природе, прикрытых лишь мифическою оболочкою, суеверием, которыми прикрывалось в те века всякое знание и вообще наука».

Приведем пример лечебного заговора от лихорадки: Выходила раба Божья (имя) из двери в двери, из ворот в ворота, во чистое поле, под светел месяц, под частые звёзды. Идет путем-дорогой в Иерусалим. В им двое ворот, лежит бел камень Алатырь. На этом камне сидели тридевять девиц, тридевять девиц, тридевять девиц, они баяли- рассуждали, как в мир идти, мирские кости трясти. Услыхал их батюшка Морон, они ему взмолилися, они ему поклонилися: «Отпусти нас, батюшка Морон, век во веки не пойдем мы в этот дом». Так на рабу Божью (имя) век по веки не было, век по веки не было, век по веки не было. Нужно прочитать три раза, а в конце плюнуть три раза.

Вместе с тем накапливался практический опыт и реальные знания. Для русской народной медицины характерно широкое применение физиотерапии: бани, водные процедуры, массаж.

Широко применялись и фитонциды: лук, чеснок, хрен, редька. Недаром говорили: «Лук да баня все правят»; «Хрен да редька, лук да капуста болезни не допустят».

Особая роль отводилась траволечению. Им занимались всерьёз.

Из поколения в поколение передавались в России излюбленные народные средства: валериановый корень от сердцебиения,

подорожник и березовый сок для лечения порезов и ран,

столетник от нарывов,

кора дуба и ольхи при поносах, горчица,

крапива и муравьиный спирт для растирания при простудных заболеваниях и ревматизме,

мёд, малина, липовый цвет – потогонные и жаропонижающие,

конский щавель и череда – от чесотки и других кожных заболеваний,

настой полыни – при лихорадке.

Т. о. магия, особенно лечебная магия, существует и воспроизводится в новых культурных формах длительное время. Вера в магические символы и лечебную магию сохраняется в русском обществе, даже в его высших слоях, вплоть до эпохи Просвещения.