МАОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.. Считается, что портрет самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Считается, что портрет самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII.
Advertisements

Жанр портрета. Считается, что портрет самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской.
Русский портрет XVIIIвека Федор Степанович Рокотов Владимир Лукич Боровиковский Иван Петрович Аргунов.
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас,
Презентация к уроку (мировая художественная культура, 11 класс) по теме: Портрет в русской живописи 18 века.
ВЕК ПОРТРЕТА РУССКОЕ ПОРТРЕТНОЕ ИСКУССТВО XVIII-НАЧАЛА XIX ВЕКА Материал подготовлен для использования на уроках изобразительного искусства и мировой художественной.
Портрет молодого человека в гвардейском мундире (Автопортрет?)
«Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С.Рокотова «Портрет А.П.Струйской» и стихотворению.
Интегрированный урок Биологии + Мировой художественной культуры.
Лики женской красоты в русской классической живописи Давыдова Елена Егоровна Учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ 55 имени Александра Невского"
XVIII век – век портрета Усиление интереса к человеческой личности Усиление интереса к человеческой личности Стремление раскрыть индивидуальность персоны.
У истоков русского портретного искусства Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к парсуне (от «персона»), получившей распространение.
Живопись XVIII века. От парусины к портрету.. В средневековой культуре не было светского изоискусства, оно носило культовый характер и было представлено.
«Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран. Пора и нам иметь такой же» П.М. Третьяков.
Презентация на тему: Живопись России XVIII века. В 1770 – е годы Академию художеств возглавил Антон Павлович Лосенко (1737 – 1773_, получивший звание.
Факультет : филологический Группа : РС -21 Серикова М. К.
XVIII в стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической.
Творческая работа ученицы 7 А класса МОУ « Золотухинская СОШ » Коноревой Светланы.
1 2 3 Боровиковский В. Л. Портрет князя А. Б. Куракина. 1801–02 Щедрин Сем. Ф. Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова Иванов М. М. Доение.
К учебнику «Обществознание» 9 кл. А.Ф.Никитина Тема: Художественная культура «Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако.
Транксрипт:

МАОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.

Считается, что портрет самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской.

ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др. В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.

Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова ( ) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п. Ф.С.Рокотов. Портрет неизвестной в розовом платье. 1770г

Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой». Ф. Рокотов. Портрет А. Струйской Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. Николай Заболоцкий

Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский ( ) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художником Владимиром Лукичом Боровиковским ( ). Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт думал: «Какое чудо живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца...» И в голове его начали складываться стихи: Она давно прошла и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье тень любви и мысли тень печали. Но красоту ее Боровиковский спас. Так, часть души ее от нас не улетела. И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, мечтать...

В. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной

Арсеньева Екатерина Николаевна – старшая дочь генерал-майора Н.Д. Арсеньева, участника штурма Измаила. Воспитывалась в Воспитательном обществе благородных девиц при Смольном монастыре, фрейлина императрицы Марии Федоровны. Юная пансионерка представлена на портрете лукавой кокетливой пастушкой (на соломенной шляпке – колосья пшеницы) с яблоком – символом Афродиты – в руке. Облик девушки русский: круглое лицо с мягкими чертами, слегка вздернутый нос, чуть раскосые глаза. Характер легкий и жизнерадостный. В.Боровиковский Портрет Е.Н.Арсеньевой

Портрет П.Ф. Воронцовой изящен по цвету: в нем доминирует красивый золотисто-коричневый фон. Художник изображает приятные черты своей модели: у нее ласковый взгляд и нежные, женственные черты. Д.Г. Левицкий Портрет П.Ф. Воронцовой ~

Д.Г. Левицкий. Портрет Урсулы Мнишек ГТГ На портрете изображена великосветская красавица, знающая силу своего неотразимого обаяния. Художник создал образ на грани салонной красивости: модель откровенно напрашивается на восхищение, и здесь скрыта едва угадываемая ирония.

Аргунов Иван Петрович. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме 1784 г. Вероятно, изображена женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи).

Аргунов Иван Петрович. Портрет Толстой г. Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.

А.П.Антропов Портрет статс-дамы М.А.Румянцевой Графиня Мария Андреевна Румянцева ( ) в юности была очень красива, изящна, образована. Всё это покорило Петра I, и он влюбился. Позже, он способствовал браку Марии Андреевны и А.Румянцева. Мать прославленного полководца фельдмаршала П. А. Румянцева- Задунайского, отмеченная всеми высочайшими почестями при царском дворе

Антропов Алексей Петрович. Портрет статс-дамы А.М.Измайловой. ГТГ. Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой, урожденной Нарышкиной, ближайшей подруги и дальней родственницы императрицы Елизаветы Петровны, – одно из самых известных произведений Антропова. Платье Измайловой украшает портрет Елизаветы Петровны в алмазах – знак личного расположения императрицы к своей придворной даме.

Матвеев Андрей Матвеевич Портрет А.П. Голицыной На А.П. Голицыной роскошное платье красного цвета с крупными рубиновыми застежками на рукавах, а на груди драгоценный жалованный портрет Петра I, знак отличия статс-дамы. Анастасия Петровна Голицына, урожденная княжна Прозоровская, состояла статс-дамой при дворе Екатерины I и была «князь- игуменьей Всепьянейшего сумасброднейшего собора» Петра I. Исследователи, писавшие об этом портрете, считали, что Матвееву удалось передать характер модели «бабы пьяной и глупой». Думается, что характеристика Матвеева значительно богаче. При всей парадности и роскоши аксессуаров на портрете представлена женщина, прожившая жизнь, полную унижений. Не осуждение, а сочувствие к изображенной модели передал нам художник. И в целом создается не категорическая характеристика, а как бы приглашение к размышлению.

К. Петров-Водкин. Работница (Девушка в красном платке). 1925

В. Серов. Портрет Прасковии Мамонтовой. 1889

В. Серов. Девочка с персиками ГТГ, Москва Картина написана в усадьбе Саввы Ивановича Мамонтова Абрамцево. На портрете изображена двенадцатилетняя Веруша Мамонтова.

П. Федотов Портрет Н.П. Жданович за фортепиано. 1850

К. Васильев. Лена Асеева.

К. Брюллов. Всадница Скромную воспитанницу графини Ю.Самойловой Джованину, художник осмелился изобразить так, как до него изображали только титулованных особ или прославленных полководцев.

К. Брюллов. Гадающая Светлана. 1836

К. Брюллов. Итальянский полдень.

В. Тропинин Портрет Е.И. Карзинкиной.

В. Серов. Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой. 1884

К. Петров-Водкин. Портрет А.А. Ахматовой. 1922

Знаменитые люди на портретах изображены Репиным в разных душевных состояниях: мечтательного созерцания (композитор А. Бородин), активного действия (композитор, пианист, дирижер, основатель Петербургской консерватории А. Рубинштейн), спокойного размышления (писатель Л. Толстой), глубокого раздумья (коллекционер картин, меценат, создатель собрания Государственной Третьяковской галереи П. Третьяков). И. Репин. А. Бородин Бородин, Александр Порфирьевич. Симфония 2 «Богатырская», первая часть. 1876

На каждом портрете живописец изображает своих героев с теми предметами, которые составляют суть их профессиональной деятельности, писатель с книгой в руках, музыкант-исполнитель у дирижерского пульта, создатель художественной коллекции в окружении картин. Эта традиция имела место и в портретах XVIII в. И. Репин. Антон Рубинштейн

И. Репин. Портрет Льва Толстого

И. Репин. Портрет П.М.Третьякова

Д. Левицкий Портрет архитектора Александра Кокоринова, первого президента Академии художеств. 1769

А. Варнек. Портрет президента Академии художеств А.С. Строганова. 1814

К. Брюллов. Портрет архитектора К. Тона.

К. Васильев. Портрет маршала Г.К. Жукова.

О. Кипренский. Портрет Дениса Давыдова. 1809

М. Нестеров. Портрет академика И.П. Павлова. 1935

А. Лосенко. Портрет актёра Федора Волкова. 1763

И. Крамской. Портрет Дмитрия Ивановича Менделеева. 1878

Крамской написал два портрета Л.Н. Толстого: один – для Третьякова, другой – для Толстого (1873). «Я перед собою видел в первый раз редкое явление: развитие, культуру и цельный характер», – пишет художник. Толстому понравился портрет, понравился и сам художник, интересный и умный собеседник, ставший в известной мере прототипом художника Михайлова в «Анне Карениной». И. Крамской. Портрет Л.Н. Толстого

Иван Николаевич Крамской Портрет И.И. Шишкина. Знаменитый русский пейзажист изображен среди знакомого нам по его картинам и столь любимого им скромного, но прекрасного среднерусского пейзажа. Этот портрет – одна из первых пленэрных работ художника.

Иван Николаевич Крамской Портрет Куинджи

Проникновенную психологическую характеристику находим и в ряде других портретов: писателей Н.А. Некрасова (1877) и М.Е. Салтыкова Щедрина (1879), актера В.В. Самойлова (1881). В портрете Салтыкова Щедрина замечательно выразительны руки. Судорожно сцепленные, они подчеркивают ту душевную муку, следы которой мы видим на лице писателя. Иван Николаевич Крамской. Портрет Салтыкова-Щедрина

Иван Николаевич Крамской. Н.А. Некрасов в период "Последних песен"

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Федора Александровича Васильева

Иван Николаевич Крамской. Портрет украинского писателя и художника Тараса Григорьевича Шевченко

Иван Николаевич Крамской. Портрет химика Дмитрия Ивановича Менделеева

Иван Николаевич Крамской. Портрет Павла Михайловича Третьякова

И.Н. Крамской. Портрет скульптора М.М, Антокольского г.

И. Репин Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского. 1881

И. Репин. Портрет композитора Михаила Ивановича Глинки. 1887

Н. Кузнецов. Портрет композитора Петра Ильича Чайковского В. Серов. Портрет композитора Николая Андреевича Римского- Корсакова. 1898

К. Петров-Водкин Портрет Андрея Белого. 1932

И. Репин. Автопортрет.

Валентин Серов Автопортрет..

К. Петров-Водкин Автопортрет. 1918

Левицкий Дмитрий Григорьевич Автопортрет.

К. Васильев. Автопортрет. 1968

А. Венецианов. Автопортрет. 1811

О. Кипренский Автопортрет. 1828

В. Маковский. Автопортрет. 1905

И. Грабарь. Автопортрет в белом халате.

В. Суриков. Автопортрет. 1879

А. Матвеев. Автопортрет. 1729

К. Брюллов. Автопортрет. 1848