ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 1. Понимание заказа. Организационно-управленческая деятельность начинается с фиксации потребности, лежащей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
Advertisements

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Урок развивающего контроля. Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины.
Технология деятельностного метода «Школа 2000…» Мотивация к учебной деятельности Актуализация и фиксация затруднения в действии Выявление места и причины.
Урок открытия нового знания (ОНЗ).. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2–3 мин) 1) актуализируются требования к ученику со стороны.
Аналитико- проектировочная компетентность руководителей.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Дидактическая система деятельностного метода обучения.
Аналитико- проектировочная компетентность руководителей образовательных учреждений.
Индивидуальный характер понимания. Причины непонимания: 1. Общий фронт: Противоречие между индивидуальной способностью каждого ученика освавать учебный.
Современный урок в начальной школе Составила Баранова А.Ю. МОУСОШ 21.
Урок развивающего контроля Доклад на педагогическом совете учителя физики и информатики Юрина В.А. р.п. Горьковское
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Система дидактических принципов деятельностного метода Маркова Галина Ивановна, учитель математики МАОУ «СОШ2»
Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 14 Овсянникова Н.В. Технологическая карта урока информатики.
Транксрипт:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 1. Понимание заказа. Организационно-управленческая деятельность начинается с фиксации потребности, лежащей вне этой деятельности. Первое действие организатора-управленца – вхождение в контакт с Заказчиком. Зная, что такое коммуникация вообще и что такое понимание в коммуникации, мы можем говорить об устройстве этой первой управленческой процедуры. Есть некий Заказчик, мыслящий содержание своего заказа. Он что-то сообщает управленцам. Управленцы строят представление о сказанном, полагая, что это не управленца, а Заказчика представления. Тем самым, Управленцы включают себя в коммуникацию в качестве понимающего, и должны предъявлять к себе соответствующие типовые требования. З УМ1М1 К сожалению, уже на этом шаге организационно-управленческая деятельность слишком часто становится дефектной из-за неумения Управленца понимать Заказчика и вообще понимать. Напротив, общекультурное освоение процедуры понимания уже гарантирует исчезновение многих бед в управлении. На рисунке можно заметить, что представление М 1, которое возникло у Управленца, организовано более структурно, чем имеющиеся у Заказчика. Именно это обстоятельство обеспечивает Управленцу возможность воздействия на Заказчика уже на стадии понимания Заказа. заказзамыселпроекторганизационный проект устроениеэксплуатацияутилизация Методология программирования Результатом понимания Заказа является первичное (ориентированное на Заказчика) представление Управленца о конечном продукте, который предстоит получать. Управленец не должен спрашивать Заказчика о способе получения продукта. Этот вопрос превышает сферу компетенции Заказчика. Сам Заказчик может предложить обсуждение способа, но в таком обсуждении Заказчик – ведомый. Дефект: не различие заказ от потребности 2. Профессионализация понимания Заказа на продукт. Результатом здесь является специализированное управленческое понимание заказываемого продукта, отличающегося от первичного меньшей степенью зависимостью от представлений Заказчика. Дефект: не соответствия содержаия продукта содержанию заказа 3. Профессионально-деятельностное понимание Заказа. Для уяснения содержания пунктов 2 и 3 необходимо развести процессуальное и структурное представление о деятельности. Процессуальное представление предполагает, что имеется исходный материал М 1, конченый продукт М 2 и промежуточные продукты. Для перехода от одного промежуточного результата М 2 / к другому М 2 // бывает необходимо привлечь что-то дополнительное, поэтому вводится процесс служебного типа. М1М1 М2М2 М2/М2/ М 2 // Таких процессов в ходе деятельности может возникать много. Следовательно, процессуальное построение пути к конечному результату не возможно без: 1.Анализа того, какие преобразования исходного материала необходимы, чтобы превратить его в конечный. 2. Слежения за тем, какие служебные процессы должны обеспечивать основной проект. Управленец должен уметь предусматривать все, что необходимо вовлечь в будущую деятельность для обеспечения ее функционирования.

Структурное представление о деятельности строится следующим образом: М1М1 М2М2 М2/М2/ Группы процессов, составляющих деятельность, объединяются в блоки. Критерием объединения является подчиненность процессов той или иной функции. Если отобразить соотношение между блоками, фиксируя «узлы связи» функций, получится структурное представление обо всей совокупности деятельности. Умение структурно описывать деятельность необходимо Управленцу. Внутри каждого звена деятельности, имеющего типовую функцию, располагается множество процессов. Структурное описание всегда позволяет сокращенно отобразить огромную по объему «перевязку» этих процессов. Связь между пунктами 2 и 3 заключается в том, что предметом рассмотрения является принципиальное «видение» получаемости того результата, на котором настаивает Заказчик. Управленческое представление о продукте, возникающее в этой базовой работе, специфично тем, что оно подтверждено процессуальной реконструкцией, чего не было и не могло быть при первичном понимании Заказа. Такое представление относится к пункту 2. Понимание процессов деятельности означает «безразрывность» пути, ведущего к конечному результату и относится к пункту 3. Проектировочная реконструкция деятельности, в отличии от исследовательской, фиксирует не то, что есть в реальности, а то, что должно приводить к желаемому результату. Шаг за шагом происходит конструирование процесса наподобие реального. 4. Фиксация имеющихся ресурсов. Начиная с этого пункта, Управленец имеет возможность отойти от содержания Заказа. Возникает большая группа процедур по моделированию реализуемости Заказа. Техники фиксации ресурсов разнообразна. Можно делать это при помощи ПК, можно на уровне обычного языка в документах, можно в специально составляемых картах и т.д. Важно, чтобы Управленец, понявший, что и как он должен у себя иметь, мог в каждый данный момент представить себе любой из необходимых ресурсов, то есть иметь полноту их представляемости. Дефект: не применимость ресоурсов (ресурсы не соответствуют требованиям) дефект длительность разрыв отклонение нет выборамаятник тупик прерывание Дефект: дефекты процесса 5. Моделирование включения ресурсов в будущую деятельность. Уточним различия между не мыслительной и мыслительной моделями. Не мыслительная модель - это устройство наподобие реального объекта, которое создается нами для изучения свойство этого объекта. Модель является заместителем реального, на с нею обращаются как с самим объектом. При мыслительном моделировании свойства реального объекта конструируются как схема или как представление, особым образом построенное с помощью текста. Относясь к такому представлению как к реальности, можно его изучать. В пункте 5 моделируется снабжение будущей деятельности, которое представлено в виде процессуального проекта. При учете конкретных условий, в которых будут обеспечены ресурсами и потому возможны, а какие невозможны. Рисунок процессов, таким образом, начинает видоизменяться, а Управленец, наблюдая эту деформацию, прослеживает, обеспечивает ли она достижение конечного результата. Дефект: расхождение с реальностью 6. Фиксация затруднений, возникающих в связи с получением конечного результата. Если последовательно проследить включение всех ресурсов, можно получить и соответствующий перечень затруднений. Дефект: расхождение с реальностью

7. Анализ затруднений как проблем. Управленцы нередко ошибаются, воспринимая все затруднения как проблемы, т.е. не отделяя случайные факторы затруднения от неслучайных. Чтобы этого не происходило, Управленец должен владеть культурой понятийного мышления. Тогда поле затруднений можно анализировать, выявляя проблемы. 8. Депроблематизация, построение выхода из зафиксированных проблем. Строятся дополнительные процессы, обеспечивающие снятие затруднений. В связке между пунктами 3 и 8 рождается программа деятельности. Дефект: дефекты рефлексии 9. Фиксация целостной программы деятельности. После предварительных поисков фиксируется конечный результат вместе с процессами, которые к нему приводят. Участок технологического цикла управления деятельность («Т-колеса»), пройденный Управленцем до пункта 9 включительно, формирует готовность начать строительство самой деятельности. Управленец готов входить в отношения с теми, от кого непосредственно будущая деятельность зависит, то есть с исполнителями. Управленец построил место для деятельности и имеет о ней проективное представление: ему видны все процессы, которые необходимы для прихода к конечному результату. Дефект: отсутствие дефектов 10. Снабжение деятельности. Реализация программы начинается с обеспечения деятельности ресурсами. В функции ресурсов привлекаются реально имеющиеся в хозяйстве исходные материалы, средства их преобразования, людские ресурсы. Если программа обязывает иметь дополнительные ресурсы, нужна особая работа. Уже имеющиеся ресурсы привлекаются к обеспечению не основной, а специальной обслуживающей деятельности по построению дополнительных ресурсов. Причисление людей к ресурсам деятельности возможно лишь при условии, что их отношение к программе является исполнительским, то есть они на сомневаются в правильности программы. М1М1 Привлекается только та часть ресурсов, которая соответствует программному содержанию. Результатом снабжения является создание реального места и реального наполнения для этой деятельности, которая предписана программой. Дефект: не соответствие наполнений местам 11 Контроль деятельности. Созданная деятельность начинает функционировать. Появляются исполнители, которые имеют соответствующие средства и применяют их. Начинаются процессы в каждой исполнительской деятельности. Чтобы поддерживать эти процессы, в частности, за ними необходимо следить, осуществляя функцию контроля. В сознании управленца, контролирующего деятельность, существуют два представления о процессах: - нормативное представление («как должно быть») взято из программы, -представление о том, «как реально происходит» - результат исследовательской рефлексии. До тех пор, пока удерживается соответствие этих представлений друг другу, Управленец не воздействует на реальность, а лишь рефлексивно относится к ней. Но как только зафиксировано несоответствие, то есть реальная практика «отошла» от того, что было нормой, возникает следующий шаг.

12. Критическая рефлексия несоответствия деятельности норме. Выявляются причины возникшего несоответствия. Критерием наличия затруднения выступает рассогласование между нормой и ее реализацией. 13. Корректировка программы по результатам критической рефлексии Самый простой вариант – возврат в деятельность, предшествующую затруднению: предлагается намерение «не повторять старых ошибок». Более общий и сложный случай – различные изменения программных содержаний. При этом, очень важно, результативная компонента содержания заказа остается неприкосновенной. В процесс же достижения конечного результата Управленец полномочен вносить изменения, а пожелания Заказчика по процессу для управленца всегда носят лишь рекомендательный характер. В процессе достижения конечного результата Управленец полномочен вносить изменения, а пожелания Заказчика по процессу для Управленца всегда носят лишь рекомендательный характер. Если вследствие активно-критического отношения к затруднениям ставиться под сомнение правомерность самого конечного результата, возникает новая процедура. 14. Проблематизация содержания заказа: А) Прекращение анализа деятельности и воздействия на нее. Максимальный возврат в ситуацию, когда надо было понимать и принимать заказ. Б) Мыслительное моделирование того, что можно было бы предложить Заказчику в ходе будущей полемики. В) Мыслительная депроблематизация: позитивный выход из критического отношения в нормативное. Осмысление того реального результата, которого, теперь можно будет достигать. Г) Согласование гипотезы с реальным Заказчиком, который либо принимает, либо отрицает предложенную ему модернизацию. Прежняя программа и указание на затруднения, возникшие в ходе ее реализации, должны стать убеждающим материалом. Если Заказчик не согласиться, возникает драматическая для Управленца ситуация. Он должен выбирать: либо согласиться с Заказчиком, имея явную перспективу не получения результата, либо подвергнуть сомнению свои воззрения, сочтя, что он сам не все правильно продумал. Тогда для Управленца ведущим становится критическое отношение к себе. Это одно из следствий согласованных процессов. ? Если Заказчик согласился, то есть достигнуто новое видение конечного результата, совершается возврат в начало цикла и повторяются вновь все его процедуры. Хотя в подпункте В, на первый взгляд, описан выход из проблематизации, на самом деле имеется в виду лишь мыслительная проверка самой необходимости проблематизировать ситуацию. Задавая себе вопрос (сомнение) и отвечая на него, мы проверяем правомерность сомнения. Если оно подтвердилось, следуют шаги по изменению ситуации. В случае не подтверждения сомнения эти шаги сами поп себе отпадают. Таким образом, речь в данном случае ведется не о реальном выходе из проблематизации, а о модели такого выхода в рамках процесса проблематизации. 15. Коррекция заказа. Происходит реальный возврат в перестраиваемую деятельность, новое содержание заказы выступает в качестве основания ее перестройки. В процессе проблематизации Управленец может выходить за пределы своей конкретной деятельности. Тогда он расширяет масштабы той реальности, в которую вписывается конечный результат, вплоть до масштабов ситуации в стране. Не умея этого делать, Управленец всегда рискует обесценить в свей практике отраслевые задачи, задачи на уровне общества и т.д.

Процессы деятельностиМеханизм деятельности Организационная структура деятельности У ИИ У ИИ З З З

Организация сознания позиции в деятельности (управленец, исполнитель) 1. Понимание заказа управленцем М2М2 З УМ1М1 М1М1 2. Принятие заказа управленцем + У М1М1 ?... У М2М2 = 3. Построение управленцем проекта деятельности 4. Выделение из проекта деятельности нормы для исполнителя У М1М1 + У М2М Передача нормы исполнителю У М1М1 У М2М2 УИ М1М1 М2М2 6. Выделение исполнителем в норме требований к себе И1И1 М1М1 М2М2 И2И2 7. Выделение исполнителем в норме требований к себе И = М1М1 И = М2М2

8. Формулировка задач по реализации нормы И М1М1 И М2М Реализация нормы 1 М1М1 2 М2М2 10. Передача продукта управленцу И У 11. Передача продукта заказчику