СОВРЕМЕННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ Щербаков Андрей Викторович, зав.кафедрой управления, экономики и права, к.п.н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года.
Advertisements

Перспективы развития образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Тема 1. Современная система отечественного образования: стратегия развития.
Задачи: cоздание единого европейского пространства в области ПОО, oбеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Государственная система образования. Статья 43 Конституции Российской Федерации 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность.
Характеристика и структура национальной системы образования.
Лекция 1. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования. План 1. Роль государства и общества в развитии системы отечественного.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
1 Городская экспериментальная площадка « Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе »
О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «Вестник образования России» ( 13, июль 2011 года)
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
1 Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике Основные стратегические направления развития региональной системы образования.
Роль профсоюзной организации в оценке деятельности учителя в свете Федеральных Государственных образовательных стандартов.
Ф ЕДЕРАЛЬНЫЙ З АКОН «О Б ОБРАЗОВАНИИ » Преподаватель Фалина ТБ Петрозаводск 2009 Петрозаводский лесотехнический техникум Президент Российской Федерации.
Новый закон об образовании. Глава 2. Система образования.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Транксрипт:

СОВРЕМЕННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ Щербаков Андрей Викторович, зав.кафедрой управления, экономики и права, к.п.н., доцент

Основные направления социально- экономической политики Правительства РФ В социальной политике необходимо завершить переход от патерналистской к субсидиарной модели государства. Это означает: доступность и бесплатность образования для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращения социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов. (Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу)

Основные направления социально- экономической политики Правительства РФ На рубеже третьего тысячелетия Россия утратила положение страны-сверхдержавы и столкнулась с угрозой оказаться на периферии формирующего нового мира… Утрата мирового политического влияния, отсутствие адекватной позиции в международном разделении труда – это не только проигрыш на уровне страны в целом. Для каждого отдельного гражданина это оборачивается существенным снижение уровня и качества жизни…

Образовательная политика на современном этапе 1. Принципы государственной политики в области образования. Система образования в России. 2. Демократизация управления системой образования, государственно-общественный характер управления образованием. 3. Модернизация образования в Российской Федерации.

Образовательная политика на современном этапе Модернизация государства, формирование гражданского общества требует, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе

Приоритетные ориентиры для образования личности Способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений; Толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы; Правовая культура: знание основополагающих правовых норм и умений использовать возможности правовой системы государства

Государственная политика в области образования Статья 1. Государственная политика в области образования 1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. 2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. 3. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации. 4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе. 5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно- политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Принципы государственной политики в области образования Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. (Закон «Об образовании», Ст. 2)

Система образования в России Основа образовательной системы - содержание школьного образования => оно является основным объектом реформирования и обновления. Решение задачи предполагает: тщательное планирование, хорошо разработанная стратегия, внимание к ресурсам, обеспечение переподготовки разработка соответствующей процедуры оценки.

Система образования в России Советская образовательная система: - жесткие единые учебные планы для всех школ; - Государственная монополия на производство учебников; - отсутствие структурированной системы оценки образовательных стандартов в национальном масштабе. Современная образовательная система: - гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования; - многообразие типов общеобразовательных заведений ; - вариативность образовательных программ; - развитие сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах России.

Система образования в России 1) Дошкольное образование, дает детям элементарные знания, но, все же, не приравнивается к первой ступени школьного образования. 2) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). Начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы. 3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании. 4) Полное среднее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. 5) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже - доктора наук.

Типы и виды ОУ Образовательное учреждение учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. В соответствии с законодательством РФ образовательное учреждение является юридическим лицом.юридическим лицом Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Федеральное государственное образовательное учреждение - образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета. Федеральное государственное образовательное учреждение Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Типы ОУ Общеобразовательные учреждения Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения Кадетские школы и кадетские школы-интернаты Общеобразовательные школы-интернаты Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии (кроме специальных (коррекционных) профессиональных училищ) Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (специальные общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) общеобразовательные школы) Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении Общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой

Основные документы, задающие целевые ориентиры государственной образовательной политики Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р*); Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года (одобрены 9 декабря 2004 г. на заседании Правительства Российской Федерации )

Основные положения Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года Зеленина И.Г.

Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на годы.

Российское образование и тенденции мирового развития Общие тенденции мирового развития: динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности. Новые социальные требования к системе российского образования: Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны

Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации состояние внутренней замкнутости и самодостаточности; устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умение вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права); неравный доступ к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования; усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда; повышение инвестиционной привлекательности образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан; модернизация действующих в образовании организационно- экономические механизмов, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения.

Цели и основные задачи модернизации образования Цель модернизации образования - создание механизма устойчивого развития системы образования. Задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно- экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью.

Приоритеты образовательной политики создание правовых и экономических условий для бесплатного полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации; Для повышения объективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы и обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего профессионального образования предстоит осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена; Одновременно будет отрабатываться система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности образования передача оплаты труда и обеспечения учебного процесса в муниципальных общеобразовательных школах в ведение субъектов Российской Федерации и придание им статуса государственных образовательных учреждений; введение адресных целевых выплат для малообеспеченных учащихся и создание на региональном и муниципальном уровнях других механизмов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детям из малообеспеченных семей получать среднее и высшее профессиональное образование; использование возможности государственного образовательного кредитования и субсидирования для подготовки студентов по специальностям, имеющим особо важное значение для экономического и социального развития государства; нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их использования; обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных услуг; последовательное увеличение суммарной величины стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем.

Создание условий для повышения качества общего образования Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования; Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития

Создание условий для повышения качества общего образования обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов - на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ; более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности; отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования; усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков; улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность; создать эффективную государственно-общественную систему экспертизы и контроля качества учебной литературы; обеспечить государственную поддержку образовательным учреждениям, ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса модернизации образования; создать независимую от органов управления образованием государственную систему оценки качества образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности.

Формирование эффективных экономических отношений в образовании введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования; выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей; развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования; обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней; стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе; нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций; последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений; создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых; расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательных программ

Кадровая политика 1. Повышение статуса педагогического работника. Все педагогические работники должны получить возможность реализовать право на участие в управлении образованием, в выработке принципов и направлений образовательной политики; свободное получение профессиональной информации, связанной с образованием; бесплатное пользование фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек; льготное первоочередное обеспечение жилой площадью в пределах социальных норм, в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации

Кадровая политика 2. Усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих работников образования введение финансирования расходов по оплате труда работников общеобразовательных учреждений из бюджетов субъектов Российской Федерации; при этом за счет введения нормативного финансирования должен быть зафиксирован обязательный надтарифный фонд, дающий возможность образовательному учреждению гибко устанавливать надбавки и доплаты в целях стимулирования качества работы и привлечения кадров, пользующихся повышенным спросом на рынке труда; осуществление на основе модернизации ETC перехода на систему оплаты труда педагогических работников с учетом специфики образовательной отрасли; доведение к 2006 году средней заработной платы учителей до уровня средней по промышленности; введение надбавок молодым специалистам на первые три года педагогической деятельности, надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, а также надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической деятельности; совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников; совершенствование системы медицинского и социального страхования работников образования; формирование отраслевой системы ипотечного кредитования приобретения жилья; закрепление нормативно-правовыми актами Российской Федерации льгот педагогическим работникам в области оплаты жилья и коммунальных услуг в сельской местности.

Кадровая политика 3. Повышение профессионализма педагогических кадров: разработка и экспериментальная апробация моделей реформирования системы подготовки педагогических кадров реорганизация системы учреждений повышения квалификации работников образования, перевод их финансирования на конкурсную основу и введение персонифицированного финансирования повышения квалификации педагога на основе его собственного выбора места дополнительного профессионального образования; оплачиваемое государством повышение квалификации или переподготовка в установленных государством объемах не реже, чем один раз в пять лет; организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для управленческих и педагогических кадров; реорганизация методической службы органов управления образованием; построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга;

Базовые принципы развития системы российского образования Открытость к общественным запросам и требованиям времени; Привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием; Переход на современные образовательные технологии; Обеспечение доступного качественного образования для всех граждан России.

Создание адекватной оценки качества образования Завершение федерального эксперимента по введению единого государственного экзамена; Апробация новых форм государственной (итоговой) аттестации по окончании основной школы; Использование результатов и разработок международных исследований качества образования.

Внедрение современных информационных образовательных технологий Обеспечить централизованное подключение к Интернету всех школ, не имеющих такого доступа ~ школ Финансирование в рамках предусмотренных средств в размере 3 млрд. руб., включая оплату трафика для доступа к образовательным ресурсам. Осуществить централизованную поставку компьютерных классов во все школы, не имеющие кабинетов информатики ~ школ Дополнительное финансирование из федерального бюджета 4,1 млрд. руб. (2006 г. – 1,6 млрд.; 2007 г. – 2,5 млрд.)

Создание эффективных экономических управленческих механизмов Завершение перехода на нормативное подушевое финансирование образовательного процесса; Переход к новой отраслевой системе оплаты труда

Формирование новых подходов к оценке квалификации и качества труда педагогов Разработка новых моделей аттестации руководящих и педагогических работников в условиях введения новой системы оплаты труда; Формирование и отработка открытых конкурсных процедур при отборе лучших учителей в рамках ПНПО

Ресурсное обеспечение модернизации образования Наращивание объемов бюджетного финансирования (со 121 млрд. руб. в 2004 г. до 200 млрд. руб. в 2006 г.); Создание новых механизмов управления ресурсами (создание между ОУ конкуренции; организация конкурсов)