Учитель-логопед: Леонтьева Марина Сергеевна Муниципальное образовательное учреждение «Луховский лицей» Образование: Высшее, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, дефектологический факультет Стаж работы: 17 лет Квалификацион- ная категория: Первая Представляет: Коррекционные игры «Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль» Смена слайдов и анимация вручную нажатием левой кнопки мыши или прокручиванием колесика
Уважаемые друзья! Данные игры станут для Вас помощником в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения. Занимательный игровой материал сделает ваши занятия увлекательными, веселыми, высокоэффективными. Комплексный характер предлагаемых игр позволит в процессе коррекции звуков развить навыки фонематического анализа и синтеза, укрепить психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитать интерес и любовь к живому русскому слову. Компактность и мобильность игр заметно облегчит подготовку к занятиям, даст возможность своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений каждого ребенка, что, в свою очередь, поможет актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизмы самокоррекции. Лексический материал, задействованный в данных играх, оптимален по объему и звуковому составу и в тоже время позволяет подготовить детей к восприятию таких понятий как многозначность слова, антонимия, что значительно расширит возможности и повысит эффективность корригирующего воздействия.
Сыщики Разминка Слово страшное «ЦИКЛОП» Напугало АНТИЛОП, ЛОСЯ, ЛАЙКУ, ЛАНЬ, ВОЛА, ВОЛКА, БЕЛКУ и ОСЛА, Даже СЛОН и тот дрожит, Прятаться в словах бежит. Логопед предлагает детям найти зверей, спрятавшихся в следующих словах: заСЛОН-ка, поБЕЛКА, коЛОСЬя, ВОЛос, двустВОЛ-Ка, балаЛАЙКА, жеЛАНЬе, пОСЁЛок. Только для бедных АНТИЛОП не нашлось подходящего слова, поэтому они побледнели от страха, и напрасно. Звери, звери, успокойтесь! Злого слова вы не бойтесь. Слово страш-ш-ш-шное - «циКЛОП», Но сидит в нем жалкий... (КЛОП).
Первый тур На столе разложены картинки: Логопед называет длинные слова, внутри которых «спрятались» короткие слова, проиллюстрированные картинками. Например, он говорит слово «буЛАВКА». Дети быстро произносят слово «лавка» и ставят свои указательные пальчики на соответствующую картинку. Самый сообразительный и ловкий игрок (или все угадавшие) получает призовую фишку. Победителем становится обладатель наибольшего количества фишек. лайка,лавка, лак, луч, лом,стол,пол,кол, плот. лук, Логопед может предложить детям для анализа следующие слова: СТОЛбик, буЛАВКА, кабЛУК, балаЛАЙКА, куЛАК, уКОЛ, ПЛОТ-ник, ПОЛка, ЛОМтик, разЛУКа, шЛАК, ди-пЛОМ, ЛАКомка, кабЛУЧок, ПЛОТный, ПОЛный, пЛАКса, ПОЛдень, переЛОМ, КО-Локол, поЛУЧка.
Второй тур Логопед убирает со стола картинки и, выкладывая их по одной, предлагает детям «спрятать» короткие слова в длинные. Например, он называет слово «луч». Участники игры подбирают слова: поЛУЧка, И за каждое слово получают призовую фишку. ЛУЧник, ЛУЧок, сЛУЧай, кабЛУЧки.
Пчелка на лугу Разминка Дети хором произносят чистоговорку: Ла-ла-ла-ла. Вот летит пчела. Лы-лы-лы-лы. Не боюсь пчелы! Ло-ло-ло-ло. Вместе с той пчелой – Лу-лу-лу-лу, Полечу на луг.
Ход игры На столе лежат 12 картинок, на которых нарисованы лилии и колокольчики. Каждый из цветков чем-нибудь отличается от остальных.
Дети закрывают глаза, а водящий в это время прячет маленькую вырезанную из бумаги пчелку под любым цветком. Открыв глаза по сигналу логопеда, дети поочередно задают водящему следующие вопросы: - Пчела села на колокольчик или на лилию ? (Например, на лилию.) - Лилия большая или маленькая ? - Лилия голубая или белая ? Выслушав все ответы и проанализировав в уме названные водящим признаки, каждый игрок старается как можно быстрее найти описанный цветок и поставить на него свой указательный пальчик. Тот, кому удастся сделать это раньше других, становится водящим, и игра повторяется.
Разминка Вы не дети, а цветы Небывалой красоты! Все вас ценят, все вас любят - Насекомые и люди. (Это хорошо?) Любят и животные... Особенно голодные. (Это хорошо?) Я садовником родился… Самомассаж лица (или только нижней его части вокруг губ) Представьте, что наши головки это бутончики цветов. Неуклюжие жуки Топчут наши лепестки, (постукивание лица подушечками пальчиков) А прожорливые мошки Объедают понемножку. (пощипывание) Мухи возле нас снуют, Больно крылышками бьют! (похлопывание) Паутиной, как веревкой, Нас паук опутал ловко. (проведение пальчиками вертикальных и горизонтальных линий по лицу) Вот как нас обидели Разные вредители! Но хозяюшка-пчела Вредных мошек прогнала! (разглаживание) И за это пчелке в дар Отдадим мы свой нектар.
Ход игры Перед каждым игроком лежит картинка с изображением какого-либо цветка. Эти картинки должны быть хорошо видны всем участникам игры. Логопед начинает игру: Я садовником родился. Не на шутку рассердился! Все цветы мне надоели, кроме.... Логопед называет одну из картинок, лежащую перед любым из детей. Игрок, которому принадлежит названная картинка, кричит: «ОЙ!» Логопед: «Что с тобой?» Игрок: «Влюблен» (или «Влюблена»). Логопед: «В кого?» Игрок называет любой цветок, которого у него нет, и игра продолжается. При этом все вопросы задает логопед, а дети только отвечают. Если игрок вовремя не отзывается, то лишается названного цветка. Каждому участнику игры можно дать не по одной, а по 2-3 картинки с разными цветами (ландыш, колокольчик, фиалка, гладиолус, анютины глазки, подсолнух, лилия, тюльпан). Это усложнит игру и сделает ее более продолжительной. Постепенно темп игры ускоряется. Выигрывает тот, у кого остается последняя картинка.