В. МАЯКОВСКИЙ И ФУТУРИЗМ «Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души» Исследовать своеобразие раннего творчества В. Маяковского Цель :

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок литературы в 9 «Б» классе Тема урока: Новаторство В. Маяковского. Ранняя лирика, стихи о любви. Учитель: Балмаева Г.И.
Advertisements

Маяковский и футуризм. Футуризм – авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала ХХ века, отрицавшее художественное и нравственное наследие,
Подготовка к ЕГЭ Анализ поэтического текста Стихотворение Владимира Маяковского «Послушайте!» Составитель Светлана Валерьевна Боровлёва, учитель литературы.
19 июля 1893 – Грузия «Отец: Владимир Константинович Мама: Александра Алексеевна Сестры: Люда, Оля Других Маяковских, по- видимому, не имеется». (Автобиография.
19 октября 1913 год Москва. Мамонтовский переулок. Кабаре «Розовый фонарь»
«Боюсь, что несмотря на народные похороны, на весь почёт ему, на весь плач по нём Москвы и России, Россия и до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице.
А ВЫ МОГЛИ БЫ? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я.
Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают – Значит – это кому-нибудь нужно? Подготовила: Учитель русского языка и литература МОУ СОШ 16 Макарова Наталья Михайловна.
Выполнил ученик 11 «А» класса Стабровский Илья. МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ.
Маяковский В. В. Богоборческие мотивы в творчестве.
Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930). Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы.
Маяковский Владимир Владимирович [7(19) июля 1893,с.Багдади Кутаисской губернии -14 апреля 1930,Москва],русский поэт, один из ярчайших представителей.
июля 1893года - родился В. В. Маяковский (с. Багдади, недалеко от Кутаиси) Село Багдади Дом-музей В.Маяковского в Багдади.
Я хочу Быть понят моей страной, а не буду понят, - что ж, по родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь! (В.В.Маяковский)
Только мы лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. В. Маяковский Выполнил: Синчинов Роман 11-А класс. Проверил: Похилько Виктор.
«Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу» Владимир Маяковский.
Владимимр Владимирович Маяковский. Дата рождения :7 (19) июля 1893 Место рождения : Багдади, Кутаисская губерния, Российская империя Дата смерти :14 апреля.
«Бесценных слов транжир и мот…» Владимир Владимирович Маяковский Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души… В.Маяковский.
Мы выбираем жизнь!. Мы выбираем жизнь, они – смерть. Мы пишем письма, они – предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них… у.
«Бесценных слов транжир и мот…» Владимир Владимирович Маяковский Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души… В.Маяковский.
Транксрипт:

В. МАЯКОВСКИЙ И ФУТУРИЗМ «Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души» Исследовать своеобразие раннего творчества В. Маяковского Цель :

Карта исследовательской работы по теме Этап исследо- вания Идеи футуризма БудетлянеРанняя лирика Поэма «Облако в штанах» I (знать понятие) II (анализи- ровать особеннос- ти) III (делать выводы)

Детство и юность Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец дворянин, служил лесничим, предки из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.). В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909), которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего творчества. После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы "делать социалистическое искусство". В 1911 г. Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея", который открывает в нем "гениального поэта". Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления.

В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе "Пощечина общественному вкусу", где были напечатаны его стихотворения "Ночь" и "Утро". В нем же был опубликован и манифест русских кубофутуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и прошлого: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности». «Мы новые люди новой жизни» («Пощечина общественному вкусу»)

Футуристы или будетляне Между русским футуризмом и его итальянским много общего: пренебрежение к культуре прошлого, желание создать не только новое искусство, но и новое общество (нового человека), урбанистические мотивы (особенно в творчестве В.Маяковского и В.Шершеневича), лозунг итальянцев «слова на свободе» в манифестах кубофутуристов. Русские футуристы эпатировали публику не только своими произведениями, но и внешним видом, манерой держаться. Газета того времени описывала одно из выступлений футуристов: «Занавес раскрывается. На сцене сидят три «пророка» в шутовских нарядах. В середине Маяковский в желтой кофте, черном галстуке, с цветком в петлице. По одну сторону – Бурлюк – в грязно-сером сюртуке, щеки и лоб его расписаны синей и красной краской. По другую – Каменский, в черном плаще с блестящими звездами и аэропланом на лбу. Сим странным способом этот господин, очевидно, желает сообщить публике, что он не только сочиняет стихи, но и водит самолеты….. Крики, свист, аплодисменты»

Исследуем образную систему в стихотворении «Нате» 1913 года Какие строчки характеризуют лирического героя, какие представляют тех, кому герой бросает вызов? Какая метафора помогает представить мир лирического героя? Как показаны ценности поэта(героя) и ценности толпы?

Нате! Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется - и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот.

Противостояние лирического героя и окружающего мира, эпатажность поведения героя, его одиночество

Вот таков мир героя, который спешит открыть свою душу, полную любви. Но оказывается, эта любовь никому не нужна, она осмеяна и растоптана теми, навстречу кому и устремилась бабочка поэтиного сердца. Метафора (бабочка поэтиного сердца) помогает представить мир лирического героя. Этот мир хрупкий, незащищённый, поэт раним, болезненно чуток, а окружающая его толпа бесцеремонна, груба, равнодушна, духовно бедна.

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет,целует ему жилистую руку, просит - чтоб обязательно была звезда! - клянется - не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!" Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! 1914

Лирический герой Маяковского Душа героя тоскует по неземной красоте, желание соприкоснуться с этой красотой вырастает до космических размеров, заполняет собою весь мир. Для героя вопрос о звёздах основной вопрос, он знает ответ на этот вопрос; а другие? Попытка реализовать свои потребности в гармонии с окружающим миром для героя оборачивается драмой. Нигилист и жадный искатель впечатлений, он безмерно любит себя и столь же преувеличенно в себе неуверен. Он живет на переходе, в центре столкновения нового и вечного, и тем близок новым поколениям любых эпох.

Исследуем стихотворение «Ничего не понимают» (1913г.)

Особенности футуристического искусства Преодолевая гармоничность и психологизм предшествующей литературы, футуристы намеренно «остраняли» явления, лишали восприятие автоматизма: они вводили новые темы, расшатывали синтаксис и сокрушали ритмы, смешивали трагическое и комическое, лирику, эпос и драму, упоенно занимались поиском ощутимого слова.

Футуризм Маяковского Футуризм Маяковского не ограничен созиданием форм. Кроме стремления овладеть мастерством, он включал в себя и атеизм, и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях поэта многократно сказано о самоцельности слова, но там же заявлено: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». Футуризм Маяковского опыт не столько самоценного творчества, сколько факт жизнетворчества.

Вопросы и задания по ранней лирике 1. Каковы основные принципы западного и отечественного футуризма? 2. Что объединяет художников-авангардистов и русских поэтов-будетлян?. 3. Расскажите о восприятии вызывающего поведения и творчества футуристов современниками. Поделитесь собственными впечатлениями. 4. В чем своеобразие футуризма В. Маяковского? Обратите внимание на наглядность его образов, особенности композиции и метафорического ряда произведений.

Поэма «ОБЛАКО В ШТАНАХ» Ведущий образ «Облака в штанах», как и всего дооктябрьского творчества в целом, образ «я». Поэма создавалась на протяжении первой половины 1915 года и вначале называлась "Тринадцатый апостол"

Герой готов отдать все «за одно только слово, ласковое, человечье» В.Маяковский так определил идейную суть поэмы: "Долой вашу любовь", "долой ваше искусство", "долой ваш строй", "долой вашу религию", - четыре крика четырех частей". Лирический герой ощущает себя уже большим, но еще ненужным. Отсюда отроческая обида на Бога, на несовершенство всего мира, нежелание замечать прямую взаимозависимость явлений.

Вступили в столкновение 2 силы: человек и мир. А я у вас его предтеча; я где боль, везде; на каждой капле слезовой течи распял себя на кресте. Уже ничего простить нельзя. Я выжег души, где нежность растили.

Охарактеризуйте поэму по плану: тематические мотивы единство композиционных частей герой и мир речевое и интонационное выражение основного конфликта пафос произведения.

Задание Сравните «Облако в штанах» с ранними стихотворениями. Что их объединяет? Какие устойчивые качества отличают героя ранней лирики В.Маяковского? Выделите в поэме самые впечатляющие, с вашей точки зрения, образы. Что сообщает им особую энергию и выразительность? Оцените свою исследовательскую деятельность.

Домашнее задание: Творческий дебют Владимира Маяковского был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов. Как всякий большой художник, он пришел в искусство с заявкой нового зрения. Подготовить сообщение о послереволюционном творчестве В.Маяковского в Окнах сатиры РОСТА. Первая российская реклама. Продолжите обобщение по изученным произведениям: