Психолого-педагогические технологии формирования универсальных учебных действий Хрипункова Н.И. Педагог-психолог МБОУ СОШ 9.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комитет по образованию Администрации МО «Город Майкоп» методическое объединение педагогов-психологов ОУ Психолого-педагогические условия реализации ФГОС.
Advertisements

Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Роль психологической службы в реализации стандартов нового поколения Связь универсальных учебных действий с учебными предметами 9 февраля 2011 г.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
ФГОС: основное общее образование Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 12 г. Бердска Пичурина Т.В.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
ФГОС нового поколения. Образовательный стандарт Является отражением социального заказа. Рассматривается разработчиками проекта как общественный договор,
2 Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система.
Системно- деятельностный подход - методологическая основа ФГОС.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Анализ готовности школы по введению ФГОС НОО в образовательный процесс Разработчик : Соловьева Д. Ю.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Проектирование программы развития УУД Заместитель директора Мирзаянова Надежда Борисовна МБОУ « Очерская СОШ 3»
Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Психолого-педагогические технологии формирования универсальных учебных действий Хрипункова Н.И. Педагог-психолог МБОУ СОШ 9

ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России г ) ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года 1897 (зарегистрирован Минюстом России г ) ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом от от «17» мая 2012 г. 413 (зарегистрирован Минюстом России , рег )

новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение функций и пользователей стандарта новое методологическое основание (системно - деятельностный подход)

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.

5 55 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые результаты деятельности системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как совокупность требований

Требования к результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена «неаудиторная занятость» условиям кадровым финансовым материально-техническим психолого-педагогическим

7 Разделы: Целевой Содержательный Организационный

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды.

Начального общего образования пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО; система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. Основного общего образования пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО. Среднего (полного) общего образования пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися ООП С(П)ОО; система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП С(П)ОО.

Начального общего образования программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы. Основного общего образования программа развития УУД (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени ООО, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы. Среднего (полного) общего образования программа развития УУД на ступени С(П)ОО, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программа воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включающую такие направления, как духовно- нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Начального общего образования учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Основного общего образования учебный план основного общего образования; план внеурочной деятельности; система условий реализации основной образо вательной програ ммы в соответствии с требованиями Стандарта. Среднего (полного) общего образования учебный план среднего (полного) общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; план внеурочной деятельности; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Начальное общее образованиеОсновное общее образование Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, - сформированность мотивации к обучению и познанию, - ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, - личностные качества; - сформированность основ гражданской идентичности - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, -сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, -социальные компетенции, - правосознание, - способность ставить цели и строить жизненные планы, - способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме

Начальное основное образованиеОсновное общее образование Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями -освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), -способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

В широком значении – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) – это совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные

соответствие возрастно- психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Личностные УУД Познавательные Регулятив-ные УУД Коммуникативные УУД

Личностные УУД Само- определение Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание

Познава- тельные УУД Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

Регулятив- ные УУД Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция КоррекцияОценка

Коммуни- кативные УУД Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

направлена на: реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования; повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

должна обеспечивать: развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию; формирования опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся; повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, что является неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся; вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения); вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников Поддержка детских объединений, ученического самоуправления

1. Психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека как подлинного субъекта собственной жизни и деятельности. 2. Социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов, традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России. 3. Собственно педагогическое проектирование как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности. (В.И.Слободчиков)

На сегодняшний день одной из наиболее разработанных теорий и методик психотехнического проектирования когнитивного развития является теория П.Я.Гальперина. Также есть опыт широкого использования методологии учебных целей и задач Д.Толлингеровой в рамках как педагогического, так и психотехнического проектирования.

- организованный учителем способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания 1. Направлен на самостоятельный поиск обучающимися новых понятий и способов действия 2. Предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных проблем, разрешая которые, они под руководством учителя активно усваивают новые знания 3. Обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности