Тема урока:. Цели: 1.Познакомить детей с известным на весь мир искусством хохломской росписи. 2.Учить находить предметы хохломы в окружающем мире. 3.Прививать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Народные промыслы России. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение.
Advertisements

Тема: Сжатое изложение с элементами сочинения Цели: закрепление понятия о способах сжатого изложения текста (тезисы, конспект); формирование умения применять.
История промысла Золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел.
У красы точёной Сарафан парчовый, По волнам узоров Яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный Праздничный наряд.
Урок изобразительного искусства в начальных классах. Составила – Закутская Н. Д. учитель начальных классов МОУ « Красногороденская оош »
Изобразительное искусство 1-2 классы Выполнила: учитель начальных классов МОУСОШ 7 Оленичева Т.А.
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ Выполнила: ученица 9 В класса Шкадун Анна Проверила: Яранцева Ольга Владимировна.
Народные художественные промыслы Нижегородской области Выполнили: ученики 2 «А» класса Руководитель: В.В. Лазарева зав.библиотекой МКОУ СОШ 9 Технический.
История хохломского деревянного промысла. Зарисовка элементов хохломской росписи.
1 Добрым людям на загляденье… Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты, как душа у народа, красива, Ты, как и люди, служишь.
Хохлома Выполнила: Жевалкина Мария Ученица 9 а класса.
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Федорова Н.А.
Хохлома Презентацию выполнил: Сорокин Роман Алексеевич Ученик МОУ гимназии 10 9 «В»
Работу выполнила Ученица 9«А» класса Чистякова Елена.
Хохломская роспись. История Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино,
Золотая хохлома Презентация по предмету «Изобразительное искусство» Подготовил Евсеев Дмитрий, 7-А класс 644 средней школы.
Сегодня мы с вами немного попутешествуем по местам художественных народных промыслов А начну я свою беседу о народном искусстве и культуре России. Как.
Изобразительное искусство и декоративно- прикладное творчество. Золотая хохлома.
Урок изобразительного искусства по теме: народные промыслы России Подготовила учитель ИЗО Лазина Ирина Павловна.
Тайна хохломского золота.. Выросла золотая травка на ложке, Распустился цветок на плошке, Распустился цветок на плошке, Ягодка - клюква поспела на поварешке,
Транксрипт:

Тема урока:

Цели: 1.Познакомить детей с известным на весь мир искусством хохломской росписи. 2.Учить находить предметы хохломы в окружающем мире. 3.Прививать любовь к прекрасному, желание изучать искусство древних мастеров. 4.Воспитывать бережное отношение к культуре всех народов.

История хохломы. Хохлома – старинное село, затерявшиеся в глуши заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далёкоё прошлое зарождение там известной на весь мир хохломской росписи. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах 16в. Ещё при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В 17в. Ряд селений вместе с хохломой перешли во владение Троице-Сиргиева монастыря, расположенного не далеко от Москвы. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, раскопках ещё в 10-13

веков. Есть образцы, которые дотируются несколькими тысячелетиями. Деревянная посуда с древних времён была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобари в форме плывущей птицы, ложки разных форм, обеденные миски найдены в археологических раскопках. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Заметим, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, возникла идея покрывать посуду олифой – вареным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность предмета непроницаемой плёнкой. Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с древних пор. Возможно, также в связи с техникой писания икон возникло живописное искусство Хохломы.

В целях экономии дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали фон иконы серебром. Затем, после окончания живописных работ, покрывали поверхность иконы лаком, приготовленным из льняного масла, и прогревали в печи. Под влиянием высоких температур пленка лака приобретала золотистый оттенок и просвечивающее сквозь неё серебро тоже отливала золотом. Росписью посуды занимались крестьяне, живущие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёмино, Хрящи и Кулигино. Первые поселенцы этих деревень, скрытых в глухих лесах, были беглецами, укрывавшиеся здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнёта.

Среди них были и художники – иконописцы и мастера рукописной миниатюры. Они- то и могли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды. Особенно широкий размах изготовление такой посуды получило в 19в.: хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей Росси, вывозились в страны Азии и Западной Европы. Они превликали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента. При этом изделия были дёшевы и прочны в употреблении: покрывающий их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру. От горячей пищи посуда не меняла цвета, не теряла своей красивой росписи.

Техника хохломской росписи связана с горячей обработкой изделия и требует большого опыта и мастерства. Работа эта очень трудоёмка. Росписью украшены главным образом различные виды деревянной посуды, изготовлявшийся окрестными крестьянами. Белые неокрашенные чашки, миски, солонки - так называемая «белье» - сначала просушивали, а затем покрывали слоем жидкой глины,

которая закрывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масло, которым обрабатывались изделия в дальнейшем. Эти предметы после просушки мазались серым льняным маслом и ставили впечь на всю ночь. Затем их снова покрывали олифой и снова сушили. Эту операцию проделывали 3-4 раза.

Как же оно началось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, лавку да стол сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам зерна не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и её угостил. Птица задела золотым крылом чашу и чаша стала золотой. Это, конечно, легенда сказка.

Трава-мурава В этой росписи присутствует яркий лесной и луговой узор. Здесь и травка, и ёлочка, и яблочко, и мелкая ягодка малинка. Так и называется роспись – « травка ». Настоящая хохломская роспись.

А иногда из-под кисти художника выходят такие цветы и травы, что в никаком лесу их не встретишь. Вот листья, похожие на пёристых золотых рыбок. Плавают по дну чащи среди цветков завитков и глазастых ягод.

Чудо посуда

Учитель: Пичугина С.К. МОУ Зингейская СОШ