Закон «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель нового Закона о бухучете - исключить устаревшие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Закон «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель нового Закона о бухучете - исключить устаревшие.
Advertisements

Оптимизация бухгалтерского и налогового учета предприятия. Докладчик: Аудитор, профессиональный консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
Упрощённая система налогообложения УСНО была введена Законом РФ от 29 декабря 1995 г. 222-ФЗ «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности.
День бухгалтера 2 июля 2014 г. Формирование расходов при упрощенной системе налогообложения в в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) Докладчик: Спицына Евгения.
Тема 5 Банковский вклад (депозит). Банковский счет. Списание денежных средств. Приостановление операций по счетам.
1 Девятая ежегодная практическая конференция газеты «Учет. Налоги. Право» Что изменится в работе в 2010 году: прибыль, новые взносы в фонды, НДС, социальные.
ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОХОДЫ ОТ ОБЫЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ДОХОДЫ ВЫРУЧКА ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ.
Прямые и косвенные расходы. Расходами - это обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Обоснованные расходы.
НДС: изменения налогового законодательства, поддержка в «1С:Бухгалтерии 8». Переход на обязательную электронную отчетность по НДС с 2014 г. Гроо Ольга.
Тема СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА. В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налогооблагаемой.
Докладчик: Баженов Олег Игоревич, заместитель директора Департамента налогового арбитража и консалтинга Vegas-Lex Проблемы придания обратной силы актам.
Вебинар: Постановка на учет обособленных подразделений Александр Погребс Поправки в ч. 1 НК РФ по Федеральному закону от ФЗ.
Приказом ФНС России от утверждены рекомендованные форматы первичных учетных документов: ТОРГ-12 и акт приемки-сдачи работ Приказом.
1 11 Приказ 157н от 1 декабря 2010 года «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного.
1 Совершенствование нормативного правового регулирования бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы.
Начальная (максимальная) цена контракта с НДС. Письмо ФАС России АЦ/39173 от Установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СУБЪЕКТАМИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В ОРГАН СТРАХОВОГО НАДЗОРА ДОКУМЕНТОВ В ПОРЯДКЕ УВЕДОМЛЕНИЯ Федеральная служба страхового надзора Консультативный.
Расходы организации связанные с производством и реализацией.
Требования к уставу образовательной организации. Статья 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 ) тип образовательной организации;
План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета.
Транксрипт:

Закон «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель нового Закона о бухучете - исключить устаревшие и неэффективные нормы, устранить пробелы. Вести бухучет должны все экономические субъекты (в т.ч. перешедшие на УСН). Исключение - индивидуальные предприниматели (ИП); лица, занимающиеся частной практикой; структурные подразделения иностранных организаций (при условии, что ведется налоговый учет). 1

Закон «О бухгалтерском учете» ИП, применяющий ЕНВД, при исчислении суммы налога должен учитывать физические показатели, а это значит, что он может не вести бухгалтерский учет, так как в пп. 1 ч. 2 статьи 6 Закона 402-ФЗ сказано: бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели, если в соответствии с налоговым законодательством они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения (в т.ч. – физических показателей) - Письмо Минфина от /29. 2

Закон «О бухгалтерском учете» До тех пор, пока не будут утверждены федеральные и отраслевые стандарты, необходимо будет применять правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, утверждённые до 1 января 2013 г. (п. 1 ст. 30 Закона 402-ФЗ) 3

Закон «О бухгалтерском учете» Ранее руководители организаций могли вести бухучет лично. Это право остается только у руководителей субъектов малого и среднего (???) предпринимательства. Во всех иных случаях, руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель утверждает образцы первичных учетных документов по представлению лица, осуществляющего ведение бухгалтерского учета. При этом в новом законе альбомы унифицированных форм не упоминаются. 4

Закон «О бухгалтерском учете» Новым Законом введены требования к реквизитам регистров бухгалтерского учёта, предусмотрена возможность составления регистров в виде электронных документов. Регистры бухгалтерского учёта в обязательном порядке теперь должны содержать подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц. В новом Законе нет упоминания о коммерческой тайне в отношении содержания регистров и ответственности за ее разглашение 5

Закон «О бухгалтерском учете» Бухгалтерская (финансовая) отчётность считается составленной после подписания её экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п.8 ст. 13 Закона 402-ФЗ). Новым Законом не предусмотрено предоставление аудиторского заключения (если организация подлежит обязательному аудиту) и пояснительной записки в составе бухгалтерской отчётности. Некоммерческие организации не будут сдавать отчёт о финансовых результатах. Регламентированы процедуры составления бухгалтерской отчётности при реорганизации (ст. 16 Закона) и ликвидации (ст. 17 Закона) 6

Аудиторское заключение - NEW Письмо Минфина от /1/1724. Начиная с представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год, аудиторское заключение в состав бухгалтерской отчетности не входит. НК обязанность подавать в инспекцию аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской отчетностью также не предусмотрена. Следовательно, штрафовать по статье 126 НК РФ за непредставление в составе бухгалтерской отчетности за 2012 год аудиторского заключения налоговики не вправе. Ранее коммерческие организации могли быть оштрафованы на 200 рублей за несвоевременное представление обязательного аудиторского заключения (письмо ФНС России от АС-4-2/19309). 7

Закон «О бухгалтерском учете» Обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка РФ, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трёх месяцев после окончания отчётного периода. Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчётности составляют государственный информационный ресурс (ст. 18 Закона) 8

Закон «О бухгалтерском учете» Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчётность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учёта на себя) (ст. 19 Закона) 9

Закон «О бухгалтерском учете» Министерство финансов Российской Федерации Информация «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402- ФЗ "О бухгалтерском учете» от ПЗ- 10/

Закон «О бухгалтерском учете» - о ПД Исходя из части 4 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ. С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы). 11

Закон «О бухгалтерском учете» - о ПД Исходя из части 1 статьи 7 и статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. 12

Закон «О бухгалтерском учете» - о ПД Для ведения бухгалтерского учета могут использоваться формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, разработанные экономическим субъектом самостоятельно, предусмотренные принятыми органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета рекомендациями в области бухгалтерского учета, а также иные рекомендованные формы (например, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, форму книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности, упрощенные формы ведомостей учета имущества, предусмотренные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н). 13

Закон «О бухгалтерском учете» - о ПД Вместе с тем после 31 декабря 2012 г. порядок подписания документов, которыми оформляются операции с денежными средствами, продолжает регулироваться нормативными правовыми актами, утвержденными уполномоченными органами в соответствии и на основании законодательства Российской Федерации. В частности, Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12 октября 2011 г. N 373-П, Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России 19 июня 2012 г. N 383- П. 14

Закон «О бухгалтерском учете» - о ПД В качестве документа, подтверждающего заключение и исполнение договора перевозки груза автомобильным транспортом, необходимо использовать транспортную накладную, форма которой утверждена Правительством РФ (в приложении 4 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ от ). Письмо Минфина от /1/36. 15

Закон «О бухгалтерском учете» В связи с тем, что согласно статье 32 Федерального закона N 402-ФЗ этот Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г., при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта за 2012 г. необходимо иметь в виду, что: а) в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах; 16

Закон «О бухгалтерском учете» б) в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. отчет о целевом использовании полученных средств должен именоваться отчетом о целевом использовании средств; в) в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона N 402-ФЗ обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. представляется в орган государственной статистики по месту регистрации экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода; 17

Закон «О бухгалтерском учете» д) в связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" пункт "г" части 2 статьи 13 этого Федерального закона не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 г. аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающее достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, не входят в состав этой отчетности; е) в связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" пункт "д" части 2 статьи 13 этого Федерального закона не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 г. пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности 18

Закон «О бухгалтерском учете» - о ОФР Исходя из части 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Федеральным законом, в отношении составления отчета о финансовых результатах, приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах применяются правила составления соответственно отчета о прибылях и убытках, приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ. 19

Закон «О бухгалтерском учете» Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Исходя из этого, в делах экономического субъекта должен храниться экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанный руководителем экономического субъекта; причем подпись руководителя экономического субъекта должна содержать дату подписания этого экземпляра. В случаях представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в несколько адресов такая отчетность должна быть подписана одними и теми же уполномоченными лицами. 20

Закон «О бухгалтерском учете» Федеральный закон N 402-ФЗ не устанавливает адреса обязательного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г.), за исключением представления в соответствии со ст. 18 этого закона обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту регистрации экономического субъекта. Адреса обязательного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (помимо органов государственной статистики), а также сроки и порядок такого представления устанавливаются другими федеральными законами, учредительными документами экономического субъекта, решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом 21

Закон «О бухгалтерском учете» Но в соответствии со ст. 26 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность; В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. 22

Закон «О бухгалтерском учете» В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 г.) осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Например: а) в соответствии со ст. 48 закона "Об акционерных обществах" к компетенции общего собрания акционеров относится утверждение годовой бухгалтерской отчетности общества; б) в соответствии со ст. 33 закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" к компетенции общего собрания участников общества относится утверждение годовых бухгалтерских балансов общества; 23

Закон «О бухгалтерском учете» в) в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность унитарного предприятия. 24

Закон «О бухгалтерском учете» В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 г.) осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Например: а) в соответствии со ст. 92 Федерального закона "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность. Обязательное раскрытие осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг; б) в соответствии со ст. 49 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые бухгалтерские балансы. 25

Закон «О бухгалтерском учете» Согласно ч. 10 ст. 13 Федерального закона N 402-ФЗ в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением. Случаи, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, установлены статьей 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". 26

Закон «О бухгалтерском учете» Исходя из ч. 4 ст 13 Федерального закона N 402-ФЗ с 1 января 2013 г. промежуточная бухгалтерская отчетность составляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (Минфин России, Банк России). Необходимость составления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности обусловливается тем, что: а) в случаях, установленных законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации", квартальная бухгалтерская отчетность представляется субъектом страхового дела в орган страхового надзора; б) в случаях, установленных Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", квартальная бухгалтерская отчетность эмитента ценных бумаг подлежит раскрытию. 27

Закон «О бухгалтерском учете» Но, исходя из статьи 23 НК РФ с 1 января 2013 г. квартальная бухгалтерская отчетность в налоговые органы не представляется. 28

Закон «О бухгалтерском учете» В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 402- ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда руководитель экономического субъекта принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля. 29

30 Новые формы отчетности для МП Приказ Минфина РФ от 17 августа 2012 г. N 113н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н». Разработаны новые формы отчетности для субъектов малого предпринимательства (5 статей в активе баланса и 6 статей в пассиве; 7 статей в отчете о прибылях и убытках). Осталось право заполнять и полные формы отчетности. + льготы по неприменению ряда ПБУ и упрощению порядка применения отдельных ПБУ (ПБУ 15!!!)

31 Новые формы отчетности для МП Например, информация об остальных внеоборотных активах (нематериальные активы, положительные результаты НИОКР, долгосрочные финансовые вложения и другие долгосрочные активы) отражается по строке "Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы". Если организация сдает отчетность по упрощенной форме, показатели которой включают в себя несколько показателей стандартных форм (без детализации), то код каждой строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя. То же касается и ф. 2 (например, строка расходы по обычной деятельности)

32 Новые формы отчетности для МП П. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета позволяет малым предприятиям ограничить объем годовой бухгалтерской отчетности только лишь балансом и отчетом о прибылях и убытках (письмо Минфина от N /1-80). Организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, не обязана включать в представляемую в налоговый орган бухгалтерскую отчетность отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснительную записку, за исключением наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

33 Но есть Приказ ФНС - NEW Приказ Федеральной налоговой службы от 25 января 2013 г. Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме. В данном приказе приведены формы и Отчета об изменениях капитала и Отчета о движении денежных средств. Для остальных организаций Приказ Федеральной налоговой службы от 25 января 2013 г. ММВ-7- Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности в электронной форме

34 Новые формы отчетности для МП Налоговые органы не имеют права требовать от организации представлять бухгалтерскую отчетность исключительно в электронном виде. Организация имеет полное право представлять в налоговый орган бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с приложениями на бумаге (письмо ФНС от N Порядок представления налоговых деклараций установлен в ст. 80 НК РФ. В настоящее время право выбора способа представления отчетности осталось только у организаций со среднесписочной численностью работников до 100 человек (при условии, что они не отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков).

35 НМА НМА: счета 04 и 05. ПБУ 14/2007. Неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, приобретенные на основании лицензионного договора, в составе нематериальных активов не учитываются - РБП. Стоимостной предел для отнесения активов к нематериальным в финансовом учете отсутствует. Бухгалтерское законодательство не позволяет организациям установить стоимостной предел для отнесения активов к нематериальным. Поэтому любые активы, удовлетворяющие условиям, установленным п. 3 ПБУ 14/2007, независимо от их стоимости подлежат учету в составе нематериальных активов.

тыс. руб. НМА НК признает нематериальные активы амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Минфин считает, что нематериальные активы стоимостью менее рублей (с 2011 года рублей) не амортизируются; затраты на их приобретение признаются материальными расходами (письма от /1/765, от /1/99). Специалисты ФНС считают, что стоимость НМА учитывается в расходах через механизм амортизации независимо от их стоимости (письмо ФНС от КЕ-4-3/3006), т.е. ст. 256 на НМА не распространяется в этой части.

Приказ 186н Приказ Минфина России от н Предел стоимости, при котором объекты ОС могут учитываться в составе МПЗ увеличен до 40 тыс. руб. (то же и в НК) Результаты переоценки отражаются в балансе по состоянию на конец отчетного периода (а не на начало, как было раньше). Уценка ОС относится не на счет 84, а на счет 91 (с возникновением разниц!!!). Если на счете 84 осталось сальдо по результатам прошлых переоценок, то его можно не переносить на счет

38 Объекты недвижимости – ввод в эксплуатацию Приказ Минфина России от н В пункте 52 МУ по учету ОС теперь четко написано: «Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств». Таким образом, отсутствие госрегистрации сейчас нельзя трактовать как уважительную причину для неуплаты налога на имущество.

39 Арбитраж по данному вопросу Если регистрация права собственности на объект недвижимости отсутствует из-за несвоевременной реализации налогоплательщиком своего права на оформление указанного имущества, компания не освобождается от уплаты налога на имущество и обязанности его учета (определение ВАС РФ от /08, решение ВАС РФ от /07). В некоторых случаях суды приходят к выводу, что организация специально медлит с переводом объектом на счет 01, чтобы уклониться от уплаты налога на имущество (постановление ФАС УО от Ф /08-С3).

40 Обратная ситуация Если объект недвижимости фактически не используется в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, он не может быть отражен в бухучете как основное средство, а значит, не является объектом обложения налогом на имущество организаций. Такой вывод содержится в определении Высшего арбитражного суда от ВАС-6134/09

41 Переоценка основных средств На практике даже в отношении переоценки основных средств существует достаточно большое количество проблем, большая часть которых связана с недостаточной аналитикой по соответствующим счетам, в частности, по счету 83 «Добавочный капитал». Как следствие, возникают проблемы с отражением соответствующей информации в бухгалтерской отчетности. Это имеет место в случае проведения дооценки с последующей уценкой или наоборот. 41

42 Не забываем оформлять документы Разбивка основных средств на составляющие; Объединение различных составляющих в объект; Перевод на консервацию, реконструкцию и т.п. Командировочные расходы. 42

43 Объекты внешнего благоустройства Налоговики же обычно не принимают во внимание уточнение относительно источников финансирования, сделанное в подпункте 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ. Инспекторы считают, что любой объект благоустройства, вне зависимости от того, кто понес на него расходы, не амортизируются. Минфин России считает также (письмо от /4/ /1/386 – благоустройство и озеленение). 43

44 Состав амортизируемого имущества Затраты на офисную обстановку направлены на обеспечение нормальных условий труда и поддержание имиджа организации. Следовательно, амортизацию мебели и предметов декора можно списать в расходы (постановление ФАС Московского округа от А / )

45 Состав амортизируемого имущества Письмо Минфина от /2/112 Работодатели должны обеспечивать сотрудникам нормальные условия труда, а значит, затраты на покупку кондиционера и обогревателя могут уменьшать налог на прибыль.

Разукрупнение объектов основных средств Письмо Департамента налоговой и таможенно- тарифной политики Минфина РФ от 27 мая 2005 г. N /4/67. Компьютер учитывается как единый инвентарный объект основных средств, так как любая его часть не может выполнять свои функции по отдельности. Замена в компьютере любой детали может привести к изменению эксплуатационных характеристик компьютера. 46

47 Стоимость менее руб. (20000 руб.) ФАС Уральского округа в споре, возникшем из-за учета компьютерной техники (а именно, 134 мониторов и 144 системных блоков), поддержал компанию (постановление от Ф /09-С3). Судьи указали, что у системных блоков и мониторов различное функциональное назначение. Они могут использоваться отдельно друг от друга и имеют разные сроки службы. Поэтому компания была вправе учесть их стоимость в расходах единовременно. (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от по делу А /2008-С5-34, постановление ФАС Поволжского округа от по делу А /2009, определение ВАС РФ от ВАС-8243/09). 47

Разукрупнение объектов основных средств При покупке компьютера в его стоимость нередко включают плату за установленные на нем программы. Специалисты ФНС в письме от ШС-17- 3/1835 согласились с таким вариантом учета. В ст. 257 НК РФ определено, какие расходы включаются в первоначальную стоимость основного средства. К ним, в частности, относятся расходы на доведения объекта до состояния, в котором оно пригодно для использования. Исходя из этого, чиновники делают вывод, что стоимость программ нужно учитывать вместе со стоимостью компьютера, на котором они установлены. 48

49 Стоимость менее руб. (20000 руб.) Такую же позицию занимает ФАС Поволжского округа. Постановление от А /2008 вынесено в пользу плательщика, который включил в материальные расходы стоимость набора офисной мебели, приобретенного по одной накладной. По отдельности каждый предмет мебели не соответствует определению амортизируемого имущества по стоимостному критерию (п. 1 ст. 256 НК РФ). Налоговики же настаивали, что такой набор мебели должен учитываться единым инвентарным объектом и амортизироваться. Судьи чаще соглашаются с плательщиками: комплекс можно считать амортизируемым имуществом при условии, что каждая его составляющая не может использоваться в отдельности. 49

50 Стоимость ОС и НМА Госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество является расходом, непосредственно связанным с приобретением этого имущества и возможностью его использования. Значит, такая госпошлина включается в первоначальную стоимость имущества. По аналогичной причине патентная пошлина формирует первоначальную стоимость нематериального актива (письмо Минфина от /1/481).

51 Ремонт основных средств и его причины Если автомобиль, пострадавший в аварии по вине водителя организации, использовался в производственной деятельности, то стоимость ремонта компания вправе списать на расходы. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от А /2008-С5-37. По мнению инспекции, Компания учла затраты по ремонту автомобиля неправомерно, поскольку данные расходы не являются экономически обоснованными. Но суд посчитал, что чиновники неправы. Согласно п. 1 ст. 260 НК, расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы. При этом ограничений по включению расходов в зависимости от причин ремонта кодекс не предусматривает. В данной ситуации компания понесла расходы на ремонт поврежденного в аварии автомобиля, используемого в производственной деятельности. Соответственно, такие затраты являются экономически обоснованными, и организация правомерно включила их в состав расходов.

52 Ремонт основных средств и его причины Организация вправе учесть расходы на ремонт застрахованного имущества, если страховая компания не компенсирует понесенные затраты. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Московского округа от КА-А40/ Инспекция доначислила организации налог на прибыль, посчитав, что та неправомерно учла затраты на ремонт застрахованного автомобиля, пострадавшего в аварии. Главный аргумент при наступлении страхового случая затраты на ремонт возмещаются страховой компанией. Однако суд возразил: в данной ситуации страховая компания в выплате возмещения отказала.

53 Консервация и простой Письмо Минфина России от /1/246. Из состава амортизируемого имущества выводятся объекты, переведенные на консервацию на срок свыше трех месяцев (п. 3 ст. 256 НК РФ). В этом случае одновременно приостанавливается срок полезного использования имущества. Консервировать простаивающий объект или нет, решает руководство предприятия. В запросе оговаривалось, что оборудование не переводилось на консервацию. Таким образом, нет оснований прекращать начислять по нему амортизацию. При этом, как отмечается в письме, сумма начисленной за месяцы простоя амортизации может быть признана в целях налогообложения прибыли в качестве расхода текущего периода по мере реализации продукции. Такой вывод следует из положений п. 1, 2 ст. 318 НК РФ.

54 Консервация и простой Письмо Минфина России от /1/246. Ранее Минфин также в целом соглашался с тем, что временный простой не препятствует начислению амортизации. Правда, чиновники отмечали, что такой простой должен быть обоснован, экономически целесообразен и являться частью производственного цикла организации (письма от /1/367, от /1/101).

55 Ст. 264 Ремонт по гарантии Минфин в Письме от N /1/16 пришел к выводу, что расходы по устранению существенных недостатков реализованной продукции в период установленного на нее гарантийного срока учитываются для целей налогообложения в порядке, установленном подпунктом 9 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Столичные налоговики считают, что можно признать расходы, но только если не истек гарантийный срок на данный товар (письмо УФНС России по г. Москве от /139315) 55

56 Еще одно письмо Письмо Минфина от /2/115: Расходы, связанные с восстановлением частично разрушенного в связи со стихийным бедствием объекта недвижимости, необходимо включить в первоначальную стоимость такого объекта недвижимости и учитывать для целей налогообложения путем начисления амортизации по данному объекту недвижимости, поскольку имеет место достройка объекта.

57 Длительная реконструкция / модернизация Если объект основных средств организации находится на реконструкции, срок которой составляет свыше 12 месяцев, но при этом данный объект не выводится из эксплуатации, то организация должна прекратить начисление амортизации по такому имуществу. Письмо Минфина от /1/288. Основание ст. 256 НК РФ

И еще о реконструкции По мнению Минфина, если разделить данное здание на два самостоятельных инвентарных объекта, то амортизацию по части не переводимой на реконструкцию можно продолжать – письмо Минфина от /1/560.

59 Командировочные и ОС Перечень расходов, увеличивающих стоимость основного средства, является закрытым. В нем не упоминаются суммы командировочных, выплаченных сотруднику, который был направлен в служебную поездку для приобретения оборудования. А значит, компания обоснованно не включила командировочные расходы в первоначальную стоимость ОС (определение ВАС РФ от ВАС-16942/09). 59

60 Командировочные и ОС Однако в арбитражной практике есть примеры противоположных решений (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от А /09). Спор, рассмотренный этим судом, возник из-за того, что плательщик не включил в первоначальную стоимость автомобилей затраты на командировку сотрудников, которые перегоняли эти транспортные средства. Командировка была непосредственно связана с доставкой автомобилей от места их сдачи-приемки до места их использования. На этом основании судьи заключили, что стоимость транспорта должна быть увеличена на сумму командировочных расходов. 60

61 Кредиты и ОС Организация не вправе включить проценты, уплаченные по кредиту, израсходованному на приобретение основных средств, в первоначальную стоимость приобретенного основного средства? (письмо Минфина от /1/398). Для таких расходов существует специальная норма. Пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ гласит, что проценты по долговым обязательствам любого вида включаются в состав внереализационных расходов. 61

62 Еще о ликвидации основных средств При ликвидации объекта незавершенного строительства организация вправе учесть, для целей расчета налога на прибыль, затраты, непосредственно связанные с его демонтажем в соответствии со ст. 265 НК РФ. А стоимость самого объекта недвижимости в расходах для целей исчисления налога на прибыль не учитывается. Такое мнение высказал Минфин в письме от /1/ письмо от /1/512 – про невозможность учета затрат на проектные и подготовительные работы без ввода объекта

63 ДФВ ДФВ: счета 58, 59, 55 (в части долгосрочных депозитов). ПБУ 19/02. Точка зрения: поскольку одним из условий принятия активов к учету в качестве ФВ является способность приносить экономические выгоды в будущем, беспроцентные займы, выданные организацией, финансовыми вложениями не являются и на счете 58 не отражаются – счет 76.

64 ОНА и ОНО ОНА: счет 09, ПБУ 18/02. Возникают в том периоде, когда возникают вычитаемые разницы. При составлении отчетности организации предоставляется право отражать в балансе сальдированную ОНА и ОНО. Автор: против такого подхода

65 Запасы Запасы: счета 10, 14, 15, 16, 20, 23, 41, 43, 97; ПБУ 5/01. Использование счета 14 – это не элемент учетной политики. Самостоятельная разработка норм естественной убыли не допускается, но технологические потери рассчитываются самостоятельно, исходя из особенностей ТП.

66 РБП Кроме лицензионных соглашений к таким расходам можно отнести: - затраты на разработку (создание) сайтов; - расходы на приобретение лицензий на право осуществления определенных видов деятельности; - затраты на сертификацию, получение разного рода разрешений и т.д. (письмо Минфина от N /5). Но страховки – НЕТ, это авансы!

67 РБП Отдельной статьи для отражения расходов будущих периодов в балансе нет. Информация о расходах будущих периодов включается в показатели строк "Прочие внеоборотные активы" (в части расходов, срок списания которых превышает 12 месяцев после отчетной даты) и "Прочие оборотные активы" (в части расходов, срок списания которых не превышает 12 месяцев). Соответствующие рекомендации приведены в письме Минфина от N /01.

68 Услуги по сертификации Минфин считает, что расходы на сертификацию продукции нельзя учесть единовременно, а нужно распределять в течение всего срока действия сертификата (письмо от /1/307). Причем речь идет как об обязательной, так и о добровольной сертификации. Такие затраты относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Суды считают требование необоснованным (постановление ФАС Московского округа от КА- А40/ , определение ВАС РФ от ВАС- 27/09): глава 25 НК РФ не содержит норм, обязывающих плательщиков распределять расходы на сертификацию.

69 Услуги по банковской гарантии Расходы на оплату услуг по предоставлению банковской гарантии могут быть учтены в составе расходов для целей налога на прибыль, но для этого необходимо, чтобы банковская гарантия была предусмотрена договором. Кроме того, расходы учитываются не единовременно, а равномерно в течение срока действия гарантии – письмо Минфина от /4/75.

70 НДС без доходов Налоговики не вправе отказывать в вычете НДС, ссылаясь на отсутствие налогооблагаемых операций в том периоде, за который представляется декларация по налогу. К такому выводу пришел Минфин России в письме от /148, тем самым изменив свою давнюю позицию по данному вопросу. Федеральная налоговая служба, в свою очередь, направила данное разъяснение в нижестоящие инспекции для использования в работе (письмо ФНС от

71 ДЗ Счет 63: В бухгалтерском учете резервы создаются не по всем сомнительным долгам, а только по суммам сомнительных долгов организаций и граждан за продукцию, товары, работы и услуги. ДЗ, возникшая в результате выплаты аванса поставщику, не может участвовать в создании резерва. Но некоторые авторы считают и по другому, что вся дебиторская задолженность проверяется на предмет сомнительности, в т.ч. Авансы. Сомнительной может быть признана не только задолженность, не погашенная в срок, но и задолженность, срок погашения которой еще не наступил, если высока степень вероятности того, что при наступлении этого срока задолженность не будет погашена.

72 Что ДЗ В письме Минфина от N /01 разъясняется, что резервы образуются в тех случаях, когда по оценке организации существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, то создание резерва по данному долгу может рассматриваться как создание скрытых резервов

73 Срок исковой давности и подотчетные лица Дебиторская задолженность подотчетных лиц также может быть признана безнадежной по истечение срока исковой давности – письмо Минфина от /37. 73

74 Спорный момент Создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете является правом организации и оно не зависит от создания подобного резерва в бухгалтерском учете (письмо Минфина от /1/295). На основании п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина России от н в ред. приказа от н) в бухучете компании создают (обязаны создавать) резерв сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

75 Что нужно учесть при разработке УП ДС: письмо Минфина от /1-167 – о приостановлении операций по р/с; + денежные документы (формы бланков строгой отчетности также прикладываются к учетной политике) ПОА: счет 94, МУ по инвентаризации Вообще порядок проведения инвентаризации должен быть закреплен в учетной политике.

76 Вычет по бланку строгой отчетности Письмо Минфина России от N /502 + от /01. Для принятия к вычету НДС в отношении услуг по найму жилого помещения командированным работником необходимо зарегистрировать в книге покупок соответствующие бланки строгой отчетности гостиниц с суммой НДС, выделенной отдельной строкой (п. 18 Правил ведения книги покупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от N 1137, далее - действующие Правила). Если в подтверждающих расходы документах НДС не выделен, то вычет применить нельзя. (+ Письма Минфина от N /323, от N /8-400, от N /126). 76

77 Вычет по бланку строгой отчетности Но… Услуги по найму жилого помещения приобретает не работодатель, а непосредственно командированный работник. При реализации товаров, работ, услуг физлицам НДС в выдаваемых покупателю документах не выделяется (п. 6 ст. 168 НК РФ). Поскольку из п. 1 ст. 172 НК РФ следует, что вычет по командировочным расходам можно произвести на основании не только счета-фактуры, но и иного документа, то налогоплательщик вправе принять к вычету сумму НДС, которая включена в стоимость услуг по найму жилья. При этом определить данную сумму необходимо расчетным методом. Правомерность данного подхода подтверждается судебными решениями (Постановления ФАС Поволжского округа от N А /06-25 (Определением ВАС РФ от N 8249/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Восточно-Сибирского округа от N А /06- Ф /07). 77

78 Вычет по бланку строгой отчетности Правомерность применения вычета НДС по командировочным расходам на основании бланков строгой отчетности, в которых НДС отдельной строкой не выделен, подтверждается и другими решениями. В Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от N А /2012, ФАС Московского округа от N КА- А40/ рассмотрен спор по поводу применения вычета на основании приобретенных командированным работником проездных билетов, в которых не выделена сумма НДС. Во всех указанных судебных актах разрешены споры, возникшие в период действия Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденных Постановлением Правительства РФ от N 914. Однако абз. 2 п. 10 указанных Правил содержал положения, аналогичные нормам п. 18 действующих Правил. 78

79 Недостачи Необходимо документальное подтверждение факта отсутствия виновного в краже лица (письмо Минфина от /1/695). Подтверждающим документом является копия постановления следователя органов внутренних дел РФ о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (письма Минфина от /4/81, от /1/894). По факту хищения компания должна сначала обратиться в милицию. И только после того, как у компании на руках будет указанное постановление, она сможет учесть недостачу в целях налогообложения прибыли.

80 ДК ДК: счет 83, ПБУ 6/01, 14/2007, 3/2006 (эмис. доход). Не забываем списывать суммы со счета 83 на счет 84 при выбытии переоцененных объектов. С 2011 года этому следует уделять особенное внимание в связи с изменением форм отчетности приказом 66н.

81 Прибыль ЧП: счет 84. В последнее время все большее внимание уделяется использованию прибыли и организации фондовой формы контроля использования прибыли.

82 Доходы и расходы Прочие доходы и прочие расходы: все большее количество авторов склоняется к тому, что суммы по указанным статьям практически никогда не сворачиваются.

83 Кредиты При заполнении баланса проверьте сроки погашения всех долгосрочных займов и кредитов, учтенных на счете 67. Если срок погашения каких-то займов (кредитов) на 31 декабря 2012 г. составляет менее 12 месяцев, то такие обязательства подлежат отражению в балансе как краткосрочные (письмо Минфина от N /01).

84 Резервы: - в связи с допущенными организацией нарушениями законодательства, влекущими наложение штрафов, в случае если выполняются все условия признания оценочных обязательств в отношении таких штрафов; - в связи с участием организации в судебном разбирательстве, если у организации есть основания считать, что судебное решение будет принято не в ее пользу, и может обоснованно оценить сумму возмещения, которую ей придется заплатить истцу; - в связи с предстоящими выплатами отпускных работникам; - в связи с предстоящими выплатами работникам по итогам года либо за выслугу лет (если такие выплаты предусмотрены коллективным или трудовыми договорами); - в связи с наличием обязательств организации по гарантийному обслуживанию продаваемой продукции; - в связи с экологической деятельностью.

85 Резервы: Многие бухгалтеры стремятся всеми правдами и неправдами сближать данные бухгалтерского и налогового учета. В части резерва на отпуска сделать это не получится. Дело в том, что правила создания резерва на отпуска в целях налогообложения прибыли кардинально отличаются от требований ПБУ 8/ Дисконтирование долгосрочных резервов.

86 Учредители При отражении информации о задолженности перед учредителями (участниками) по выплате дивидендов необходимо учитывать, что распределение прибыли по итогам года относится к категории событий после отчетной даты, свидетельствующих о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность. В соответствии с ПБУ 7/98 решение о выплате дивидендов за 2012 г., принятое в 2013 г., раскрывается в пояснениях к балансу и отчету о прибылях и убытках за 2012 г. При этом никакие записи по счетам бухгалтерского учета в 2012 г. не производятся.

87 Учредители Задолженность по выплате доходов в виде распределяемой прибыли (как по итогам года, так и при осуществлении промежуточных выплат) показывается в бухгалтерском учете на дату принятия соответствующего решения. Таким образом, в балансе за 2012 г. отражается задолженность перед учредителями (участниками) по решениям о выплате дивидендов, принятым до 31 декабря 2012 г.

88 ОДДС Организации необходимо самой определить, какие финансовые вложения она будет признавать денежными эквивалентами, закрепив этот момент в своей учетной политике для целей налогообложения (п. 23 ПБУ 23/2011). Денежные эквиваленты - это высоколиквидные финансовые вложения, которые могут быть легко обращены в заранее известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости. В качестве примера финансовых вложений, которые могут быть отнесены к денежным эквивалентам, в ПБУ 23/2011 приведены открытые в кредитных организациях депозиты до востребования.

89 ОДДС Могут возникнуть ситуации, когда один и тот же платеж подразделяется на два денежных потока. Например, периодический платеж по банковскому кредиту состоит из тела кредита и процентов. Тело кредита - это финансовый денежный поток, а проценты - это уже текущий поток. Соответственно, при заполнении Отчета о движении денежных средств этот платеж нужно делить на составляющие и отражать каждую часть отдельно в своем разделе (финансовом или текущем).

90 Пояснения Вид, состав и объем пояснений к балансу и отчету о прибылях и убытках каждая организация выбирает самостоятельно, отразив это в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Очевидно, что самый простой вариант - это взять за основу форму пояснений, рекомендуемую Минфином. При необходимости в нее можно включить любую дополнительную информацию (ввести в рекомендованные Минфином таблицы дополнительные строки и расшифровки, разработать новые таблицы, дополнить таблицы текстовыми пояснениями и т.п.).

91 Пояснения Минфин рекомендует дополнительно включать в пояснения к балансу и отчету о прибылях и убытках информацию о потенциально существенных рисках хозяйственной деятельности, которым подвержена организация (Информация Минфина N ПЗ-9/2012) (рыночные риски, кредитные риски, риски ликвидности). В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится информация об экологической деятельности организации. Соответствующие рекомендации можно найти в письме Минфина N ПЗ-7/2011 «О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации».

92 Учетная политика Ценность учетной политики признается и судебными органами. Так, ВАС РФ подтвердил, что если какой-либо способ расчета налога не утвержден в налоговом законодательстве, то может быть применена методика, разработанная самим налогоплательщиком и прописанная в его учетной политике (Постановление Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. N 6845/07). Конечно, при условии, что эта методика не противоречит нормам законодательства.

93 Учетная политика Учетная политика утверждается руководителем организации и обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации. При этом неважно, выделены подразделения на отдельный баланс или нет, учетная политика едина для всей организации со всеми ее подразделениями (письмо Минфина от N /119).

94 Учетная политика для целей налогообложения Все фирмы в обязательном порядке должны составить учетную политику для целей налогообложения. Такое требование Налоговый кодекс выдвигает: - к налогу на добавленную стоимость (п. 12 ст. 167 НК РФ); - к налогу на прибыль (ст. 313 и 314 НК РФ). Обычно этот документ включает в себя три основных раздела: - организационные моменты (принципы) налогового учета на фирме; - методы и способы налогообложения; - регистры налогового учета.

Сближение финансового и налогового учета При использовании подобной схемы необходимо: - определить объекты учета, по которым правила бухгалтерского учета совпадают с правилами налогового учета; - определить объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета различны; - разработать порядок использования данных бухгалтерского учета для целей налогового учета (например, применение соответствующих субсчетов, ведение развернутого аналитического учета, пересмотр порядка аналитического учета доходов и расходов и т.п.); - разработать формы аналитических регистров налогового учета выделенных объектов налогового учета. 95

Сближение финансового и налогового учета Данные бухгалтерского учета без изменения могут быть перенесены в регистры налогового учета и налоговую декларацию, при условии: - если в бухгалтерском учете оценка объектов учета совпадает с оценкой для целей налогообложения; - если совпадают моменты признания доходов и расходов в налоговом и бухгалтерском учете. 96

Закон 202-ФЗ от Внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов. Федеральный закон от N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Согласно ст. 3 указанного Закона эти нововведения вступают в силу с 1 января 2013 г. 97

Закон 202-ФЗ от Расширен перечень основных средств, не признаваемых объектом обложения налогом на имущество организаций (п. 4 ст. 374 НК РФ). С 1 января 2013 г. не облагается налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств, в т.ч транспортных средств. Вопрос об обложении имущества одновременно налогом на имущество организаций и транспортным налогом был проблемным. Определение Конституционного Суда РФ от N 451-О: суд указал на правомерность взимания двух налогов в отношении транспортного средства: двойного налогообложения в данном случае не возникает, так как объект и налоговая база у каждого налога установлены на основании различных характеристик. 98

Закон 202-ФЗ от Субъекты РФ (представительные органы муниципальных образований) могут не указывать в своих законах (нормативных правовых актах) установленные Налоговым кодексом РФ ставки транспортного налога, налога на имущество организаций и земельного налога. Теперь, если такие ставки не определены законами субъектов РФ или актами представительных органов муниципальных образований, применяются значения, предусмотренные соответствующими статьями Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 361, п. 4 ст. 380 и п. 3 ст. 394 НК РФ). 99

Федеральный закон от N 206-ФЗ Федеральный закон от N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». вступят в силу с 1 января 2013 г. 100

Федеральный закон от N 206-ФЗ Скорректирован порядок определения остаточной стоимости основного средства, по которому была применена амортизационная премия. С 1 января 2013 г. п. 1 ст. 257 НК РФ предусмотрен особый порядок расчета остаточной стоимости основного средства, в отношении которого налогоплательщик ранее применил амортизационную премию. Вместо показателя "первоначальная стоимость" следует использовать показатель стоимости, по которой этот объект включен в амортизационную группу (подгруппу), т.е. величину, равную разнице между первоначальной стоимостью и учтенной в расходах амортизационной премией (абз. 3 п. 9 ст. 258 НК РФ). 101

102 Амортизационная премия – ранее! Если основное средство, по которому была применена амортизационная премия (10 или 30%), продается до истечения 5 лет с момента его ввода в эксплуатацию, премию нужно восстановить и включить в доходы (абз. 4 п. 9 ст. 258 НК). До сих пор не совсем понятно как данное положение НК применять в отношении основных средств со сроком эксплуатации 5 лет и менее. Ведь вполне возможно, что на момент реализации они будут полностью самортизированы. В то же время никаких исключений для подобных случаев законодатель не предусмотрел.

103 Амортизационная премия - ранее Письмо Департамента налоговой и таможенно- тарифной политики Минфина РФ от 17 августа 2011 г /1/493: Если амортизационная премия была восстановлена при реализации основных средств до истечения 5 летнего срока, то она не учитывается при определении остаточной стоимости выбывающего имущества.

104 Амортизационная премия - ранее Письмо Минфина от N /1/510 Если основное средство было безвозмездно передано третьему лицу до истечения пяти лет с момента ввода в эксплуатацию, амортизационную премию восстанавливать не нужно.

105 И еще один спорный момент Организация не вправе применять амортизационную премию по основным средствам, полученным в качестве вклада в уставный капитал. Такую позицию высказал Минфин в письме от /2/122. Исключение из общего порядка применения амортизационной премии составляют основные средства, полученные безвозмездно (п. 9 ст. 258 НК РФ). Имущество, поступившее в уставный капитал от учредителей, по мнению специалистов Минфина, относится к безвозмездно полученному. Ведь в этом случае получающая организация никаких расходов на приобретение основных средств не несет. Следовательно, она не вправе применить амортизационную премию. 105

106 Но все-таки еще одно уточнение есть Требование о восстановлении амортизационной премии при реализации объекта, в отношении которого данная премия применялась, в пределах пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию с 1 января 2013 г. действует, только если объект продается лицу, являющемуся взаимозависимым с налогоплательщиком (абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ). В других случаях восстанавливать амортизационную премию не нужно. 106

107 И еще один спорный момент С 1 января 2013 г. вступает в силу новый абзац подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ. Он предусматривает, что при реализации взаимозависимому лицу основного средства, в отношении которого применялась амортизационная премия, до истечения пяти лет с момента ввода в эксплуатацию остаточная стоимость такого объекта увеличивается на сумму расходов, включенных в состав внереализационных доходов в соответствии с абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ. Иными словами: к сумме остаточной стоимости нужно прибавить сумму восстановленной амортизационной премии. 107

108 И еще одно нововведение – ранее было Согласно п. 11 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в силу законодательства РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента подтверждения факта подачи документов на регистрацию прав. Основываясь на данной норме, Минфин разъяснял, что для начала начисления амортизации по основному средству, права на которое подлежат госрегистрации, необходимо выполнение двух условий: включение данного объекта в амортизационную группу (при наличии документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию прав) и его ввод в эксплуатацию (Письма от N /1/421, от N /31, от N /1/116, от N /1/570, от N /2/231). 108

109 И еще одно нововведение С 1 января 2013 г. п. 11 ст. 258 НК РФ утратит силу и для подобных споров не будет оснований. Теперь дата начала амортизации любых объектов амортизируемого имущества определяется в соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. Дата госрегистрации на начало амортизации не влияет. 109

Федеральный закон от N 206-ФЗ В соответствии с дополнениями в п. 2 ст. 266 НК РФ с 1 января 2013 г. безнадежными признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". 110

Федеральный закон от N 206-ФЗ Это правило применяется, если взыскателю возвращается исполнительный документ по следующим основаниям: - невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях; - у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем меры по отысканию такого имущества оказались безрезультатными. 111

112 А если прекращено исполнительное производство? – до 2013 года В Минфине считают, что дебиторская задолженность, в отношении которой прекращено исполнительное производство, является безнадежной (п. 2 ст. 266 НК РФ) и может быть списана на расходы (письмо от / /1/383). Минфин не поддержал позицию ФНС, высказанную в письме от ШС-37-3/10674: постановление об окончании исполнительного производства не дает кредитору право списать задолженность, по которой не истек срок исковой давности. 112

Федеральный закон от N 206-ФЗ Проценты по долговым обязательствам для целей налога на прибыль нормируются. Согласно п. 1.1 ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, учитываемых в расходах, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза (при оформлении долгового обязательства в рублях) или в 0,8 раза (по долговым обязательствам в иностранной валюте). Их действие продлено на весь 2013 г. (изменение в п. 1.1 ст. 269 НК РФ). 113

Федеральный закон от N 206-ФЗ В новом абз. 2 п. 3 ст. 271 НК РФ закреплено, что доход от реализации недвижимого имущества признается для целей налога на прибыль на дату передачи недвижимости приобретателю по передаточному акту или иному документу о передаче. До 1 января 2013 г. момент признания выручки от реализации недвижимого имущества вызывал большое количество споров. В Письме от N /2/100 Минфин России указал, что налоговую базу по данной операции следует определять на дату передачи акта приема-передачи основных средств независимо от даты государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 114

Федеральный закон от N 206-ФЗ Согласно другим разъяснениям обязанность по уплате налога на прибыль возникает с момента передачи объекта недвижимости покупателю по акту приемки- передачи основных средств и подачи документов на госрегистрацию (Письма Минфина России от N /1/78, от N /1/301). Президиум ВАС РФ отметил, что момент перехода права собственности на объект недвижимости связан с моментом государственной регистрации прав, поэтому доход от продажи недвижимости нужно признавать именно на дату такой регистрации (Постановление от N 15726/10). 115

Федеральный закон от N 206-ФЗ После 1 января 2013 г. подобные споры прекратятся, поскольку момент признания доходов от реализации недвижимости прямо определен в абз. 2 п. 3 ст. 271 НК РФ и не зависит от даты государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 116