Подготовила: социальный педагог МОУ «ВСОШ 1» Зульфия Калиевна Уметбаева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональная пригодность Если требования, предъявляемые профессией к работающему, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о.
Advertisements

8 класс Профессиональные интересы и склонности. Способности и условия их проявления.
Классный час Интересы и склонности
Цели и задачи: Сформировать общее представление о способах овладения будущей профессией через составление схемы личного профессионального плана ; Определить.
Company LOGO ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 2008.
ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
Профессиональные интересы, склонности и способности.
Классный час Мир профессий. «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.
Роль семьи в профессиональном самоопределении школьника г ридасова М.Н., педагог-организатор по предпрофильной подготовке МОУ СОШ 7.
Тема урока Работа над проектом «Моя будущая профессия»
Профессиональные интересы склонности и способности МОУ СОШ 1 р.п.Хор Учитель Технологии Голикова Н.М.
«Профессиональное самоопределение учащихся» Элективный курс 9 класс.
Общешкольное родительское собрание «Склонности и интересы детей в выборе профессии»
УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ» ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
Жизненное и профессиональное самоопределение. Традиционно под самоопределением личности понимают сознательный акт утверждения собственной позиции личности.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: …формирование ответственного отношения.
Профессиональные интересы, склонности, способности.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.» Сенека.
Шаг в будущее Свой взгляд на мир профессий представил Ученик 9 класса Лебедев Виктор.
Транксрипт:

подготовила: социальный педагог МОУ «ВСОШ 1» Зульфия Калиевна Уметбаева

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека

В нашей жизни не так уж много ситуаций, когда приходится совершать глобальный выбор, влияющий на всю дальнейшую судьбу. По большому счету, их всего два: Выбор любимого человека, с которым предстоит жить; Выбор будущего дела, благодаря которому можно зарабатывать деньги на достойное существование.

С первым из этих выборов можно особенно не спешить: время, как говорится, терпит. Более того, оно явно на стороне тех, кто в данном случае не торопится; известно, что из браков, заключенных в возрасте до 20 лет, больше 80% впоследствии распадаются. Люди, спешащие как можно раньше создать собственную семью, редко бывают удовлетворены тем, что в итоге получается. А вот со вторым выбором молодым людям приходится сталкиваться еще в школе или сразу после ее окончания. Ведь нужно где-то продолжать свое обучение или искать работу. Работа и все, что с ней связано, занимает в среднем примерно половину жизни человека. Найти себя в мире профессий означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрыть свои способности, заслужить почет и уважение.

Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении трех пространств («хочу – могу – надо»). Хочу – это пространство желаний, целей, интересов, стремлений. Могу – это пространство способностей, талантов, состояние здоровья Надо – это пространство запросов от рынка труда, социально экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики. могу хочу надо

Кем быть? Если вам небезразлично свое будущее – спланируйте свой профессиональный путь, выберите профессию или специальность, которая станет любимым делом, принесет максимальное удовлетворение, уверенность в завтрашнем дне. Профпригодность – это гармония человека и его дела. О профессиональной пригодности говорят, когда требования, предъявляемые к работающему, совпадают с его личными качествами и возможностями. Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как успешность овладения профессией и удовлетворенность человека своим трудом.

В основе успешного овладения профессией лежат прежде всего способности человека. К ним относятся такие индивидуально-психические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам, навыкам. Различают общие и специальные способности. К общим относятся такие качества, как трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность. Общие способности необходимы для широкого круга занятий, важны во всех профессиях. Специальные способности – это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относятся зрительная память, хорошо развитая чувствительность рук, сосредоточенность внимания. Чтобы выявить свои способности, надо действовать. Нельзя говорить, что у человека нет музыкальных способностей, если он никогда не пробовал играть ни на одном музыкальном инструменте или петь.

Способности человека не являются врожденными. Человек рождается с задатками способностей, то есть с определенными физиологическими особенностями строения мозга, органов чувств и движения. На основании одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований деятельности, которой занимается человек. В ней они развиваются и формируются. О непригодности человека к определенному труду можно говорить в том случае, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья или отсутствуют такие специальные способности, которые невозможно компенсировать за счет ярких личностных качеств. К таким профессиям относятся музыкальные, художественные, литературно-сценические и целый ряд других.

Любая профессия предъявляет также требования к интересам человека. Интерес – это индивидуальная психическая особенность человека, которая проявляется в избирательной направленности к явлениям действительности. Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности. Интересы могут различаться: по содержанию (музыкальные, технические и др.); по широте (широкие, то есть разносторонние и узкие); по глубине (глубокие и поверхностные); по длительности (устойчивые и неустойчивые). В том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах. Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонности – «хочу сделать». Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями.

Методы и формы работы с учащимися имеющими низкую профессиональную направленность Как правило, такие учащиеся теряют интерес к учебе, некоторые прекращают учебу. Чтобы не потерять таких подростков, необходимо прививать любовь к профессии. Методы работы: 1. Углубленное знакомство с профессией: - экскурсии на производство; - встречи с передовиками производства. 2. Индивидуальная работа с целью получения положительного результата: - выдача посильного задания на практике; - индивидуальный подход в теоретическом обучении; - вовлечение в кружки технического творчества. 3. Метод успеха: создание положительных эмоций по результатам труда. 4. От простого к сложному. 5. Использование личного примера, использование материалов дополнительной литературы и периодической печати.

Схема индивидуальной беседы с подростками 1. Профессиональные намерения учащегося 2. Интересы 3. Склонности 4. Способности 5. Личные качества 6. Готовность к выбору профессионального пути 7. Советы и рекомендации по подготовке к выбору профессионального пути

В ходе работы по самоопределению учащихся следует провести с подростками некоторые упражнения с целью: упражнения актуализации имеющихся знаний о профессиях; расширения знаний о мире профессионального труда; ознакомления с различными алгоритмами принятия решения, связанного с выбором профессии; повышения индивидуального уровня осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий. А также игры, помогающие подростку стать конкурентоспособным на рынке труда.игры В работе можно использовать литературу.литературу