Алгоритм психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации ФГОС Алгоритм психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила: педагог –психолог МОУ СОШ 4 Титова И.В. Диагностика и мониторинг универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования.
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Личностные универсальные учебные действия. Личностная готовность ребенка к обучению в школе Самоопределение Смыслообразование Нравственно – этическая.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СТАНДАРАХ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СТАНДАРАХ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ По материалам.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Транксрипт:

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации ФГОС Алгоритм психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Цель психологического сопровождения создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

задачи психологического сопровождения систематически отслеживать психолого- педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения. формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; создать специальные социально- психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении

Основные направления деятельности школьной психологической службы: Диагностико-коррекционная (развивающая) работа Психопрофилактическая работа Психологическое консультирование Психологическое просвещение

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества: изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования); формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза); разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Психопрофилактическая работа обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа; выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Психологическое просвещение приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре. Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование. Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Основа разработки критериев и методов оценки Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе

I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу Он начинается в ноябре-декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается: 1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в апреле.

I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу 2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе. 3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер. 4. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.

II этап – первичная адаптация детей к школе Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается: 1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. 2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом. 3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

II этап – первичная адаптация детей к школе 4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время, проводится развивающая система занятий психолога в период адаптации. Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде. 5. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе. 6. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации Работа в этом направлении осуществляется в течении второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее: 1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. 2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики. 3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации 4. Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров. 5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности. 6. Организация групповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения. 7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы

Результативность сопровождения Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.» Д.А. Медведев, Президент РФ (Послание Федеральному Собранию Российской Федерации; Москва, Кремль, 12 ноября 2009 года )

«Мы также приступаем к реализации образовательной инициативы «Наша новая школа». Её смысл заключается в создании современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность ребёнка, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учёбе; способна быть современной, адекватной нашей жизни образовательной системой.» Д.А. Медведев, Президент РФ (из выступления на церемонии открытия Года учителя; Санкт-Петербург, 21 января 2010 года)

Необходимость пересмотра целей образования Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.

Базовые компетентности современного человека информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативная коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Фундаментальные цели образования научить получать знания научить получать знания (учить учиться); (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни). научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Школа будущего Школа будущего Основные направления развития общего образования Основные направления развития общего образования 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ

Основные требования общества к образовательной системе: формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Цели образования Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Новая цель Российского образования Воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, Воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного инициативного, компетентного гражданина России гражданина России

Требования к результатам освоения основной образовательной программы Результаты образования по новым образовательным стандартам личностные метапредметные предметные

28 Требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметным универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания

Приоритетные направления новых образовательных стандартов Реализация развивающего потенциала общего среднего образования Реализация развивающего потенциала общего среднего образования Актуальная задача: обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию,а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Актуальная задача: обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию,а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Портрет выпускника начальной школы Выпускник начальной школы Выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться. Владеющий основами умения учиться. Любящий родной край и свою страну. Любящий родной край и свою страну. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение. умеющий высказать свое мнение. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Теоретико-методологическая основа развития УУД Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Концепция развивающего образования была теоретически обоснована и развита в трудах Л.С. Выготского. Он рассматривал обучение как движущую силу развития. Концепция развивающего образования была теоретически обоснована и развита в трудах Л.С. Выготского. Он рассматривал обучение как движущую силу развития. Л.С. Выготский делал вывод о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка; Л.С. Выготский делал вывод о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка; Зона ближайшего развития это расхождение между уровнем развития, обнаруживаемым в самостоятельной дея­тельности ребенка, т. е. уровнем его актуального развития, и уровнем, который ребенок достигает в сотрудничестве со взрослым. Уровень, достигаемый в сотрудничестве, это потенциальный уровень развития ребенка, который станет актуальным в ближайшем будущем. Зона ближайшего развития это расхождение между уровнем развития, обнаруживаемым в самостоятельной дея­тельности ребенка, т. е. уровнем его актуального развития, и уровнем, который ребенок достигает в сотрудничестве со взрослым. Уровень, достигаемый в сотрудничестве, это потенциальный уровень развития ребенка, который станет актуальным в ближайшем будущем.

Проблема преемственности дошкольного и школьного образования. Готовность детей к школе. Физическая готовность определяется состоянием здоровья, Физическая готовность определяется состоянием здоровья, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (зрительно-моторная координация), физической и умственной работоспособности. в том числе развитием двигательных навыков и качеств (зрительно-моторная координация), физической и умственной работоспособности. Психологическая готовность включает в себя эмоционально- личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность. В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки. Наличие у ребенка мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе. Психологическая готовность включает в себя эмоционально- личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность. В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки. Наличие у ребенка мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе. Интеллектуальная готовность предполагает развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно- логического мышления. Интеллектуальная готовность предполагает развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно- логического мышления. Социальная готовность определяется развитием мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками. Социальная готовность определяется развитием мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Как обеспечивается сегодня психологическая готовность дошкольников к обучению в школе? Два подхода к проблеме преемственности на этапе дошкольного образования. Два подхода к проблеме преемственности на этапе дошкольного образования. Первый подход опирается на тактику форсирования темпов детского развития. Он состоит в простой и прямой подгонке социально-педагогических приоритетов дошкольного учреждения к требованиям и особенностям школьного обучения. Первый подход опирается на тактику форсирования темпов детского развития. Он состоит в простой и прямой подгонке социально-педагогических приоритетов дошкольного учреждения к требованиям и особенностям школьного обучения. Второй подход основан на тактике доразвития в начальной школе тех элементарных ЗУНов, с которыми ребенок приходит из детского сада. Второй подход основан на тактике доразвития в начальной школе тех элементарных ЗУНов, с которыми ребенок приходит из детского сада. Однако ни тот ни другой подходы не дают удовлетворительного решения этой проблемы. Однако ни тот ни другой подходы не дают удовлетворительного решения этой проблемы. В итоге наблюдается противоречивая и даже парадоксальная картина. В итоге наблюдается противоречивая и даже парадоксальная картина. С одной стороны, в детском саду форсированная подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы активной деятельности ребенка-дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества). Они либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами существенно изменяются («дидактизируются») в их содержании начинают зримо проступать черты учебных предметов. Иначе говоря, вместо предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать ее элементы. С одной стороны, в детском саду форсированная подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы активной деятельности ребенка-дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества). Они либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами существенно изменяются («дидактизируются») в их содержании начинают зримо проступать черты учебных предметов. Иначе говоря, вместо предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать ее элементы. С другой стороны, начальная школа, по выражению В.В. Давыдова (1996), «подхватывает» и утилизирует налич­ный репертуар дошкольных форм познания (в основном это житейские, эмпирические представления о действительности). С другой стороны, начальная школа, по выражению В.В. Давыдова (1996), «подхватывает» и утилизирует налич­ный репертуар дошкольных форм познания (в основном это житейские, эмпирические представления о действительности).

Образовательные программы в России, комплексно обеспечивающие премственность дошкольного и начального образования «Золотой ключик» «Золотой ключик» «Из детства в отрочество», «Преемственность» «Из детства в отрочество», «Преемственность» «Сообщество» «Сообщество» Определенные попытки решения этой проблемы отражены в программах «Радуга», «Развитие», «Детство» и др. Определенные попытки решения этой проблемы отражены в программах «Радуга», «Развитие», «Детство» и др.

Рекомендации по формированию предпосылок учебной деятельности на предшкольной ступени образования включают использование игр с правилами и сюжетно- ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу»; использование игр с правилами и сюжетно- ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу»; доброжелательное и уважительное отношение учителя к ученикам; доброжелательное и уважительное отношение учителя к ученикам; поощрение детей за активность, познавательную инициативу, поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия,направленные на решение задачи любой ответ, любые усилия,направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный; даже неверный; использование игровой формы занятий, загадок, использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать,предложить самим; предложения что-то придумать,предложить самим; адекватная оценка - развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, адекватная оценка - развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.). неаккуратный и пр.).

Характеристика универсальных учебных действий и возрастные особенности их развития у младших школьников

В помощь учителю серия: «Стандарты второго поколения» Универсальныеучебныедействия под ред. А.Г. Асмолова

Определение понятия «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные задачи, использовать необходимые средства и способы для их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные задачи, использовать необходимые средства и способы для их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, социальной мобильности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, социальной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Виды универсальных учебных действий 1) личностные 1) личностные 2) регулятивные (включающие также действия саморегуляции) 2) регулятивные (включающие также действия саморегуляции) 3)познавательные 3)познавательные включая общеучебные, логические и знаково- символические включая общеучебные, логические и знаково- символические 4)коммуникативные 4)коммуникативные

Модель системы универсальных учебных действий, демонстрирующая взаимозависимость и взаимообусловленность всех видов УУД Модель системы универсальных учебных действий, демонстрирующая взаимозависимость и взаимообусловленность всех видов УУД Познавате льные Регуля тивные Коммуник а тивные Личностны е

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий соответствие возрастно- психологическим нормативным требованиям; соответствие возрастно- психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Младший школьный возраст это период детства это период детства с 7 до 10 лет ведущей с 7 до 10 лет ведущей в котором становится учебная деятельность в котором становится учебная деятельность

Формируется личность ребенка Закладывается фундамент нравственного поведения Закладывается фундамент нравственного поведения Формируется характер Формируется характер усвоение моральных норм усвоение моральных норм и правил поведения и правил поведения

1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся самоопределение самоопределение Смыслообразование Смыслообразование т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом нравственно-этическая оценивание усваиваемого содержания материала, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. нравственно-этическая оценивание усваиваемого содержания материала, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы Самоопределение Самоопределение 1.Формирование основ гражданской идентичности личности: 1.Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности своей Родине, народу и истории ответственности человека за благосостояние общества; чувства сопричастности своей Родине, народу и истории ответственности человека за благосостояние общества; осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России. осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России. 2.Формирование картины мира культуры: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. 2.Формирование картины мира культуры: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. 3.Развитие Я-концепции и самооценки личности: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. 3.Развитие Я-концепции и самооценки личности: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Самоопределение Осознание своих возможностей в учении и осознание необходимости Осознание своих возможностей в учении и осознание необходимости самосовершенствования самосовершенствования на основе сравнения на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; «Я» и «хороший ученик»; Регулятивный компонент: Регулятивный компонент: способность адекватно судить способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием Диагностика: Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха (9-10 лет) Диагностика: Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха (9-10 лет)

Личностные УУД определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Личностная готовность включает Личностная готовность включает а)мотивационную а)мотивационную и коммуникативную готовность и коммуникативную готовность б) сформированность б) сформированность Я-концепции и самооценки Я-концепции и самооценки в) эмоциональную зрелость в) эмоциональную зрелость ребенка. ребенка. Сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), а также учебных и познавательных мотивов определяет мотивационную готовность первоклассника. Сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), а также учебных и познавательных мотивов определяет мотивационную готовность первоклассника.

Возрастной формой самоопределения является Внутренняя позиция школьника Критерии сформированности внутренней позиции школьника: Критерии сформированности внутренней позиции школьника: положительное отношение к школе, положительное отношение к школе, чувство необходимости учения чувство необходимости учения проявление особого интереса к новому, проявление особого интереса к новому, школьному содержанию занятий, школьному содержанию занятий, что отражается в предпочтении уроков что отражается в предпочтении уроков школьного типа урокам дошкольного типа школьного типа урокам дошкольного типа предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине; предпочтение отметки дошкольным способам поощрения предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине; предпочтение отметки дошкольным способам поощрения Диагностика: Методика «Беседа о школе» (6-7 лет) Диагностика: Методика «Беседа о школе» (6-7 лет)

Развитие мотивов учения - показатель сформированности внутренней позиции школьника, самоопределения и смыслообразования Виды учебных мотивов Виды учебных мотивов Учебно-познавательные мотивы. Учебно-познавательные мотивы. Социальные мотивы Социальные мотивы (потребность в социально значимой (потребность в социально значимой деятельности, мотив долга). деятельности, мотив долга). Позиционный мотив Позиционный мотив (стремление занять новое положение ) (стремление занять новое положение ) Внешние мотивы Внешние мотивы Игровой мотив. Игровой мотив. Мотив получения высокой оценки. Мотив получения высокой оценки. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания учиться, т.к. результаты деятельности человека на % зависят от интеллекта, и на % - от мотивов. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания учиться, т.к. результаты деятельности человека на % зависят от интеллекта, и на % - от мотивов. Диагностика:«Незавершенная сказка».«Беседа о школе» (6-7 лет) Диагностика:«Незавершенная сказка».«Беседа о школе» (6-7 лет) Шкала выраженности учебно-познавательного интереса; Шкала выраженности учебно-познавательного интереса; Опросник мотивации (9-10 лет) Опросник мотивации (9-10 лет)

Организация учебного процесса для развития познавательных мотивов создание проблемных ситуаций, создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения активизация творческого отношения учащихся к учебе; учащихся к учебе; формирование рефлексивного отношения формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач и связи последовательности задач с конечной целью); с конечной целью); обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений; обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений; организация форм совместной учебной деятельности, организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества. учебного сотрудничества.

Нравственно-этическая ориентация включает: Формирование целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности Формирование целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности Ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения Ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения формирование моральной самооценки формирование моральной самооценки развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости формирование установки на здоровый образ жизни формирование установки на здоровый образ жизни формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Самооценка обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе Самооценка формируется на основе оценивания учителями Самооценка формируется на основе оценивания учителями и родителями достигнутых результатов в учении и родителями достигнутых результатов в учении (Либо развитие уверенности в себе, либо снижение (Либо развитие уверенности в себе, либо снижение самооценки и развитие комплекса неполноценности) самооценки и развитие комплекса неполноценности) Два варианта нарушения развития самооценки: Два варианта нарушения развития самооценки: Заниженная самооценка. Заниженная самооценка. тревожность, неуверенность в своих силах, отказ от тревожность, неуверенность в своих силах, отказ от трудных заданий, феномен «выученной беспомощности» трудных заданий, феномен «выученной беспомощности» Пути коррекции: адекватная оценка учителя с акцентом Пути коррекции: адекватная оценка учителя с акцентом на достижения ребенка на достижения ребенка Завышенная самооценка. Завышенная самооценка. Доминирование, демонстративность, неадекватная реакция Доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха. на оценку учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха. Необходимо спокойное и доброжелательное отношение учителя, адекватная оценка, не затрагивающая личности самого учащегося, продуманная система требований, доброжелательность и поддержка, оказание помощи Необходимо спокойное и доброжелательное отношение учителя, адекватная оценка, не затрагивающая личности самого учащегося, продуманная система требований, доброжелательность и поддержка, оказание помощи Диагностика: Методика «Кто Я?»; Методика «Хороший ученик» (9-10 лет) Диагностика: Методика «Кто Я?»; Методика «Хороший ученик» (9-10 лет)

В этот период происходит перестройка познавательных процессов формирование произвольности, продуктивности и устойчивости развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти) формирование произвольности, продуктивности и устойчивости развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти) Новообразование: Новообразование: формируется способность выполнять действия в уме - умственный план действий: формируется способность выполнять действия в уме - умственный план действий: произвольность поведения, развивается умение управлять своим поведением, состоянием произвольность поведения, развивается умение управлять своим поведением, состоянием

Развивается мышление переход от наглядно- образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению переход от наглядно- образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению Новообразование: Новообразование: формирование словесно- логического мышления на основе конкретных понятий формирование словесно- логического мышления на основе конкретных понятий

2.Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. целеполагание целеполагание планирование планирование прогнозирование прогнозирование контроль контроль коррекция коррекция оценка оценка волевая саморегуляция волевая саморегуляция

2.Формирование регулятивных действий целеполагание как постановка учебной задачи целеполагание как постановка учебной задачи планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий к 7 годам Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; Умение сохранять заданную цель; Умение сохранять заданную цель; Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; Умение контролировать свою деятельность по результату; Умение контролировать свою деятельность по результату; Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Новообразования младшего школьника Рефлексия - Рефлексия - способность ребенка способность ребенка осознавать, что он делает, осознавать, что он делает, зачем и правильно ли делает зачем и правильно ли делает Целенаправленное Целенаправленное восприятие, осмысленное восприятие, осмысленное произвольное запоминание произвольное запоминание Саморегуляция поведения Саморегуляция поведения Овладение навыками Овладение навыками домашнего труда домашнего труда

В чем выражается сформированность саморегуляции младшего школьника 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности, непроизвольности; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей

Формируются учебные навыки усвоение умений чтения, усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний письма, арифметических вычислений, накопление знаний

3.Познавательные универсальные действия включают 1.Общеучебные 1.Общеучебные действия действия 2.Логические 2.Логические действия 3.Постановка и решение проблемы. действия 3.Постановка и решение проблемы.

1.Общеучебные универсальные действия: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические моделирование знаково-символические моделирование умение структурировать знания; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; постановка и формулирование проблемы постановка и формулирование проблемы

2.Универсальные логические действия: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Синтез как составление целого из частей Синтез как составление целого из частей Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Установление причинно-следственных связей, Установление причинно-следственных связей, Построение логической цепи рассуждений, Построение логической цепи рассуждений, Доказательство; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование. Выдвижение гипотез и их обоснование. 3.Постановка и решение проблемы: 3.Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Сфера общения расширение сферы расширение сферы общения общения появление новых появление новых авторитетов (учитель) авторитетов (учитель) Сензитивность возраста Сензитивность возраста Развитие доброты Развитие доброты Формирование коллективистических отношений Формирование коллективистических отношений

4.Коммуникативные УД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; разрешение конфликтов - поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением (своего и партнера) – контроль, коррекция, оценка действий (своих и партнера); управление поведением (своего и партнера) – контроль, коррекция, оценка действий (своих и партнера); умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Три группы коммуникативных действий коммуникация как взаимодействие коммуникация как взаимодействие коммуникацией как сотрудничество коммуникацией как сотрудничество коммуникация как условие интериоризации. коммуникация как условие интериоризации.

1.Коммуникация как взаимодействие Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности. Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности. К концу начальной школы дети становятся К концу начальной школы дети становятся способными понимать возможность способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. для оценки одного и того же предмета. Вместе с преодолением эгоцентризма дети Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир окружающих, их внутренний мир Названные характеристики служат показателями нормативно- возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе. Названные характеристики служат показателями нормативно- возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе. Диагностика: задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) Диагностика: задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) Методика «Кто прав?»(Г.А.Цукерман и др.) 6,5-7 лет Методика «Кто прав?»(Г.А.Цукерман и др.) 6,5-7 лет

2.Коммуникативные действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Показатели: Показатели: Умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в спорных обстоятельствах (конфликт интересов); Умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; Умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в спорных обстоятельствах (конфликт интересов); Умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и помощь по ходу выполнения задания. способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и помощь по ходу выполнения задания. Диагностика: задание «Рукавички» Г.А.Цукерман Диагностика: задание «Рукавички» Г.А.Цукерман

3.Коммуникация как условие интериоризации. Коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. Коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. Правила групповая работы: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать ; Правила групповая работы: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать ; Совместная работа не должна превышать 1015 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; Совместная работа не должна превышать 1015 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины не стоит требовать от детей абсолютной тишины Для групповой работы можно использовать время на уроках; привлекать другие формы (проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога ) Для групповой работы можно использовать время на уроках; привлекать другие формы (проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога ) Групповые занятия полезны только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом атмосферы поддержки и заинтересованности. Групповые занятия полезны только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом атмосферы поддержки и заинтересованности. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом неавторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом неавторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Диагностика: «Дорога к дому» (модифицированный вариант) (6,5-7 лет) Диагностика: «Дорога к дому» (модифицированный вариант) (6,5-7 лет)

Стили педагогического общения Авторитарный Авторитарный (тон речи командный, жесткая дисциплина, в детях видит лишь учеников; пресекает инициативу; не верит в способности учеников; чаще ругает, чем хвалит; с детьми не советуется; общается только на уроках, дети не любят и боятся, что ведет к «школьным неврозам», повышенной тревожности, дезадаптации)) (тон речи командный, жесткая дисциплина, в детях видит лишь учеников; пресекает инициативу; не верит в способности учеников; чаще ругает, чем хвалит; с детьми не советуется; общается только на уроках, дети не любят и боятся, что ведет к «школьным неврозам», повышенной тревожности, дезадаптации)) Демократический Демократический (сотрудничество, доверие, открытость отношений; видит в детях личность, верит в их способности, поддерживает, хвалит, одобряет; советуется с детьми, общается неформально, не допуская панибратства; является неформальным лидером, уважаем и любим детьми. Дети вырастают самостоятельными, активными, инициативными, творческими людьми) (сотрудничество, доверие, открытость отношений; видит в детях личность, верит в их способности, поддерживает, хвалит, одобряет; советуется с детьми, общается неформально, не допуская панибратства; является неформальным лидером, уважаем и любим детьми. Дети вырастают самостоятельными, активными, инициативными, творческими людьми) Попустительский Попустительский (непоследовательность и непредсказуемость взаимоотношений, формальное лидерство) (непоследовательность и непредсказуемость взаимоотношений, формальное лидерство)

Пять глаголов личностного подхода (по Е.Н.Ильину) Любить! Понимать! Принимать! Сострадать! Помогать! Любить! Понимать! Принимать! Сострадать! Помогать!

Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального образования. УУДРезультаты развития УУДЗначение для обучения Личностные действия -смыслообразование -самоопределение Регулятивные действия Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Рефлексивная адекватная самооценка Обучение в зоне ближайшего развития. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. Коммуникативные, регулятивные действия Внутренний план действияСпособность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. Коммуникативные, регулятивные действия Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий Осознанность и критичность учебных действий.

Что дают универсальные учебные действия? 1.Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; 2.Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; 3 Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. 1.Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; 2.Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; 3 Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Алгоритм проведения диагностики УУД 1. Системный подход. Определение цели и задач изучения 1. Системный подход. Определение цели и задач изучения 2. Подбор критериев и показателей для определения сформированности УУД 2. Подбор критериев и показателей для определения сформированности УУД Выбор методик изучения, соответствующих возрасту испытуемых и уровню их актуального развития Выбор методик изучения, соответствующих возрасту испытуемых и уровню их актуального развития Подготовка диагностического инструментария Подготовка диагностического инструментария Исследование испытуемых (не реже 2-х раз в год: октябрь, апрель) Исследование испытуемых (не реже 2-х раз в год: октябрь, апрель) Требования: Требования: А) проводится на 1-2 уроке А) проводится на 1-2 уроке Б) необходима подробная инструкция о процедуре диагностики Б) необходима подробная инструкция о процедуре диагностики В) детям желательно сидеть по одному В) детям желательно сидеть по одному Г) спокойная, доброжелательная атмосфера. Педагогический такт Г) спокойная, доброжелательная атмосфера. Педагогический такт Обработка и интерпретация результатов исследования. Обработка и интерпретация результатов исследования. Закрытость информации! Закрытость информации! Составление плана индивидуальной и групповой коррекционо- развивающей работы по формированию УУД Составление плана индивидуальной и групповой коррекционо- развивающей работы по формированию УУД

Личностный подход в жизни ребенка Если ребенка поддерживают, он учится уважать и ценить себя. Если ребенка поддерживают, он учится уважать и ценить себя. Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. он учится находить любовь в этом мире.

М. Коллинз. Кодекс учителя Твердо верьте: все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются, – это в вере в них; вытягивании их них лучшего; Вера двигает горы, вера в учащихся может поднять их на высоты, которые трудно представить. Твердо верьте: все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются, – это в вере в них; вытягивании их них лучшего; Вера двигает горы, вера в учащихся может поднять их на высоты, которые трудно представить. Каждый день собирайте большой урожай успеха учащихся, не позволяйте не одному из них быть неудачником. Каждый день собирайте большой урожай успеха учащихся, не позволяйте не одному из них быть неудачником. Учите так, как будто каждый ребенок независимо от его семейных условий сын или дочь короля. Учите так, как будто каждый ребенок независимо от его семейных условий сын или дочь короля. Учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех. Учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех. Никогда не падайте духом; если вначале вам не удается ничего сделать с ребенком, старайтесь вновь и вновь, веря, что еще одно усилие может изменить в корне ситуацию. Никогда не падайте духом; если вначале вам не удается ничего сделать с ребенком, старайтесь вновь и вновь, веря, что еще одно усилие может изменить в корне ситуацию.

В начальной школе ребенку обязательно нужно: «Научиться учиться» «Научиться учиться» Полюбить школу Полюбить школу Поверить в себя Поверить в себя

Успехов Вам, дорогие педагоги- психологи!