Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Целинная СОШ » п. Новосельский, Ясненский район Формирование активной жизненной позиции «Мой класс» Такимбаева Айслу Сактанбергеновна
« Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда–нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам» Ш. Амонашвили. «Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь»
Активная жизненная позиция - это духовно-практическая характеристика жизнедеятельности личности. Раскрывает в меру её участия в решении общественно- значимых задач, способ участия в жизнедеятельности общества. Каждый человек занимает в жизни свою позицию. Жизненный статус конкретного человека определяется уровнем сознательности, целеустремлённости и социальной активности, т.е. мерой включения в экономическую и духовную деятельность общества.
Жизненная позиция – сложное структурное образование, объединяющее внешние привлечения и внутренние механизмы активности личности.
Внешние – это позиционная отношенческая цепочка: «взгляды – убеждения – социальные умения – действия». Внутренние – выстраиваются как психологический аналог тех же «взглядов – убеждений – социальных умений – действий».
Жизненная позиция всегда является самоутверждением личности.
Принципы формирования активной жизненной позиции 1.Принцип открытости Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен быть очень убедителен, предлагая учащимся те или иные мероприятия и чутко прислушиваться к мнению детей. 2. Принцип привлекательности будущего дела Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела. Младшим школьникам присуща конкретность типа: "Что будет, если...", им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.
3. Принцип деятельности Младшие школьники - это учащиеся, которые, придя в школу, переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализация и т.д. Все это будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребенка. 4. Принцип свободы участия Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.
5. Принцип обратной связи Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось, и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Необходимо дать возможность самому педагога участвовать в проводимом мероприятии. Это изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в жизни учащихся. 6. Принцип сотворчества В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, педагог должен предоставлять учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует ее успешность. Организуя сотрудничество детей, друг с другом, ни в коем случае нельзя поступать с позиции силы, настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана.
7. Принцип успешности И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение. 8. Принцип системности Только через системный подход к организации жизнедеятельности школы возможно обеспечить целостность становления личности воспитанника.
Цели и задачи Цель: представить деятельность классного руководителя по формированию активной жизненной позиции учащихся в системе работы с классом. Задачи: стимулирование познавательной активности учащихся; способствовать развитию ребёнка, как личности; привлечь максимально большее количество детей к осознанному выбору здорового образа жизни; формировать гражданскую, патриотическую позицию возможностями детского коллектива; создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, творческого, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника; создание условий для формирования классного коллектива и развития личности в нем.
С целью достижения поставленных задач по формированию активной жизненной позиции используются различные методы. Среди ведущих методов такие, как информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, коллективные творческие дела.
Основные виды деятельности классные часы; экскурсии; викторины; конкурсы; театрализованные представления; коллективное творческое дело; развивающие методики; смотры рисунков, поделок; уроки здоровья, уроки общения; беседы. Автор : Бычкова Лидия Владимировна
Дисциплина- 4 Трудолюбие-4,2 Вежливость-4,4 Гуманность-4,5 Физическая культура- 4,6
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СРЕДИ РОДИТЕЛЕЙ Лекции Анкетирование Родительские собрания Наглядная агитация (стенды, плакаты ) Встречи со специалистами УФСКН, ОВД Индивидуальные консультации Кинолектории Выпуск родительского вестника, буклетов, памяток.
Ребенок, семья Класс, классный руководитель Классный родительский комитет Учителя- предметники Совет класс Ученический коллектив Образовательное учреждение, администрация Совет профилактики ШПМПК Педагогичес кий совет Совет школы Общешкольный родительский комитет Медицинская служба Ученическое самоуправление Социальная служба Психологическая служба Школьное дополнительное образование