Презентацию подготовила Пушкина Е.Г. учитель русского языка и литературы МОУ «Новокемская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жизнь и литературная судьба Зинаиды Гиппиус ( )
Advertisements

Зинаида Николаевна Гиппиус ( ) «14 декабря 1917 года » (« Простят ли чистые герои ?») Стихотворение появилось в газете « Вечерний звон » в 8 от.
Жизнь и творчество Зинаиды Гиппиус Жизнь и творчество Зинаиды Гиппиус ( ) Душа моя угрюмая, угрозная, Живет в оковах слов. Я - черная вода, пенноморозная.
Зинаида Гиппиус гг.. Биография Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Проект выполнили ученицы 11 А класса СОШ 3 Смирнова Вера и Алексеева Оксана.
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года учрежден российский праздник – День Матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье.
Единственной, родной, неповторимой Мы в этот день "спасибо" говорим. За доброту и сердце золотое, Мы, мама милая, Тебя благодарим! Пусть годы не старят.
Компьютерная презентация. В этой жизни можно каждому человеку сказать «спасибо». Учителям- за то,что дают напутствие в жизнь, друзьям- за то,что они просто.
Поздравляем Вас с Днём Матери!. Самая прекрасная из женщин - Женщина с ребенком на руках!
Биография Ивана Алексеевича Бунина (1870 – 1953) Презентацию подготовил: учитель истории МКОУ «Артюховская СОШ» Ковалёва Екатерина Михайловна.
Великий праздник – материнства день, Праздник тепла, заботы и признанья. Хочу я матерей поздравить всех И пожелать им от детей вниманья!
БИОГРАФИЯ БУНИНА Подготовил ученик 7 « А » класса Егоров Владимир.
Стихи Моя Судьба. Одиночество Вот ты сидишь одна В твоих глазах дрожит слеза И на столе неподалеку догорает не так давно зажженная свеча Но почему ты.
Презентация к классному часу "Мамин день"
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Контрольный тест по творчеству Анны Андреевны Ахматовой Подготовила учитель русского языка и литературы Коршунова Татьяна Владимировна.
« Вот, иду скоро ; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего » Откр. 3:11.
Самых красивых девушек поздравляю с праздником 8 марта!!!
Великая Отечественная война в произведениях ИЗО плакат МОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А.А. Яковлева.
Транксрипт:

Презентацию подготовила Пушкина Е.Г. учитель русского языка и литературы МОУ «Новокемская СОШ»

Личность и творчество Зинаиды Николаевны Гиппиус неотделимы от русской культуры XX столетия.

Душа моя угрюмая, угрозная, Живёт в оковах слов. Я – чёрная вода, пенноморозная Меж льдяных берегов… З.Гиппиус

«Соблазнительная, нарядная, особенная. Она казалась высокой из-за своей чрезмерной худобы. Пышные темно-золотистые волосы спускались на нежно-белый лоб и оттеняли глубину удлиненных глаз, в которых светился внимательный ум.» (Бронислава Погорелова) Гиппиус глазами современников

(Лев Гуревич) «Гиппиус со светлыми прищуренными глазами, в которых было что-то зовущее и насмешливое, она не могла не обращать на себя всеобщего внимания, прельщая одних и смущая и раздражая других.»

(Надежда Теффи) «Когда-то ей было дано прозвище «Белая дьяволица», и оно ей очень нравилось. Ей непременно хотелось быть злой, поставить кого-нибудь в неловкое положение. Спрашиваю: -Зачем всё это делаете? -Так. Люблю посмотреть, что из этого получится.»

(Георгий Адамович) «Она была необыкновенно умна. Но гораздо умнее в разговоре с глазу на глаз, когда она становилась такой, какая она есть на самом деле, без раз и навсегда принятой позы, без высокомерия и заносчивости…»

Яркий и глубокий лирик, умный и тонкий критик, блестящий мемуарист "декадентская мадонна", как называли ее современники, она имела значительный авторитет и влияние в литературных кругах. А дом Гиппиус, где она проживала вместе с мужем, известным писателем и философом Дмитрием Мережковским, был в дореволюционном Петербурге, а затем и в эмигрантском Париже х годов одним из центров культурной жизни.

Литературное наследие Гиппиус огромно и разнообразно: пять сборников стихов, шесть сборников рассказов, несколько романов, драмы, литературная критика, публицистика, две книги мемуаров, дневники. Но для потомков Зинаида Николаевна всегда останется человеком, проявившим свое "сломанное", "манерное", "потерянное" время. В России о Зинаиде Гиппиус забыли на долгих семьдесят лет.

Зинаида Николаевна Гиппиус была из обрусевшей немецкой семьи, предки отца переселились в Россию в XIX веке; мать родом из Сибири. Из-за частых переездов семьи (отец юрист, занимал высокие должности) Гиппиус систематического образования не получила, посещала урывками учебные заведения. С детских лет увлекалась «писанием стихов и тайных дневников».

В 1889 году в Тифлисе состоялось венчание Зинаиды Гиппиус с Дмитрием Мережковским. Вместе с мужем в том же году переехала в Петербург. Это был союз, сыгравший совершенно особую роль в развитии и становлении литературы "серебряного века". Брак Мережковского и Гиппиус в течение более чем 50-лет, до самой смерти Д.С.Мережковского, был счастливым, хотя и на их долю выпали трудности немалые.

Дом З.Н.Гиппиус и Д.С.Мережковского в Петербурге был настоящим оазисом русской духовной жизни начала ХХ столетия. А.Белый говорил, что в нем "воистину творили культуру. Все здесь когда-то учились» Образ хозяйки салона притягивал необычной красотой, культурной утонченностью, остротой критического чутья единомышленников: А.Блока, А.Белого, В. Розанова, В. Брюсова. Зинаида Гиппиус была "вдохновительницей, советчицей, исправительниццей… чужих писаний, центром преломления и скрещения разнородных лучей" (Г. Адамович).

Тройной бездонностью мир богат. Тройная бездонность дана поэтам, Но разве поэты не говорят только об этом? Тройная правда и тройной порог. Поэты, этому верному верьте. Только об этом думает Бог; О человеке. Любви. И смерти. В ее поэзии три первостепенных темы. Гиппиус была уверена, что к ним вообще сводится подлинная поэзия. Сказала об этом так:

Господь. Отец. Мое начало. Мой конец. Тебя, в Ком Сын, Тебя, Кто в Сыне Во имя Сына прошу я ныне И зажигаю пред тобой Мою свечу. Господь. Отец Спаси, укрой Кого хочу. Тобою дух мой воскресает. Я не о всех прошу, о Боже, Но лишь о том, Кто предо мною погибает, Чье мне спасение дороже, О нем, - одном. Прими, Господь, мое хотенье! О жги меня, как я свечу, Но ниспошли освобожденье. Твою любовь, твое спасенье Кому хочу.

Люблю огни неугасимые, Любви заветные огни. Для взора чуждого незримые, Для нас божественны они. Пускай печали – неутешнее, Пусть мы лишь знаем – я и ты, Что расцветут для нас нездешние, Любви бессмертные цветы. Из 161 стихотворения первых двух ее сборников более пятидесяти выражают ее порыв к Богу, немногим меньше посвященных любви небесной и земной, чаще всего – любви, в которой небесное и земное слиты нераздельно:

Я не безвольно, не бесцельно Хранил лиловый мой цветок. Принес его, длинностебельный, И положил у милых ног. А ты не хочешь... Ты не рада... Напрасно взгляд я твой ловлю. Но пусть! Не хочешь и не надо; Я все равно тебя люблю. В желтом закате ты как свеча. Опять стою пред тобою бессловно Падают светлые складки плаща К ногам любимой так нежно и ровно. Детская радость твоя коротка. Ты без слов, сама угадаешь, Что приношу я вместо цветка... Ты угадала, ты принимаешь.

И если боль ее земная мучит, Она должна молчать. Ее заря вечерняя научит, Как надо умирать. Мне - о земле болтали сказки: «Есть человек. И есть любовь» А есть лишь злость. Личины. Маски. Ложь и грязь. Ложь и кровь… События 1905 года стали во многом переломными в жизни и творчестве Зинаиды Гиппиус. Если до этого времени текущие социально- политические вопросы находились вне сферы её интересов, то расстрел 9 января явился для неё потрясением.

На баррикады! Сгоняй из дальних, из ближних мест... Замкни облавой, сгруди, как стадо Кто удираеттому арест. Строжайший отдан приказ народу, Такой, чтоб пикнуть никто не смел. Все за лопаты! Все за свободу! А кто упрется тому расстрел. И все: старуха, дитя, рабочий Чтоб пели Интер национал. Чтоб пели роя, а кто не хочет И роет молча того в канал! Нет революции краснее нашей: На фронт иль к стенке, одно из двух. Поддай им сзаду! Клади им взашей Вгоняй поленом мятежный дух. Мережковские приветствовали Февральскую революцию 17 года, полагая, что она покончит с войной и реализует идеи свободы. Октябрьская революция их ужаснула: оба восприняли её как воцарение «царства Антихриста», торжество «надмирного зла».

Как вспыхнули бы ваши лица Перед оплеванной Невой! И вот из рва, из терпкой муки, Где по дну вьется рабий дым, Дрожа протягиваем руки Мы к вашим саванам святым. К одежде смертной прикоснуться, Уста сухие приложить, Чтоб умереть или проснуться, Но так не жить! З.Гиппиус принадлежала к тому классу, который на протяжении двух столетий созидал русскую культуру. Но с приходом революции увидела страшное нравственное одичание, крушение культуры. Ее творчество это не только «шум и ярость», но и боль за Россию. В стихотворении "14 декабря 17 года" она, обращаясь мысленно к декабристам, пишет:

До самой смерти... Кто бы мог думать? (Санки у подъезда. Вечер. Снег.) Никто не знал. Но как было думать, Что это - совсем? Навсегда? Навек? Молчи, не надо твоей надежды. (Улица. Вечер. Ветер. Дома.) Но как было знать, что нет надежды? (Вечер. Метелица. Ветер. Тьма.) 20 октября 1920 года Мережковские навсегда уезжают во Францию.

Господи, дай увидеть! Молюсь я в часы ночные. Дай мне еще увидеть Родную мою Россию. Как Симеону увидеть Дал Ты, Господь, Мессию, Дай мне, дай мне увидеть Родную мою Россию! Она не погибнет, - знайте! Она не погибнет, Россия! Они всколосятся, - верьте! Поля ее золотые. И мы не погибнем, - верьте! На что нам наше спасенье? Россия спасется, - знайте! И близко ее воскресенье! Сохранив воинствующе резкое неприятие большевизма, Гиппиус остро переживала свою отчуждённость от родины. Она понимала, что империя обречена, и мечтала о возрожденной России.

После смерти Мережковского в 1941 Гиппиус посвятила свои последние годы работе над его биографией, оставшейся неоконченной (издана в 1951). «К этой работе она относилась как к долгу перед памятью «Великого Человека», бывшего спутником ее жизни. Человека этого она ценила необычайно высоко, что было даже странно в писательнице такого острого, холодного ума и такого иронического отношения к людям. Должно быть, она действительно очень любила его…» (Тэффи)

Небеса унылы и низки, Но я знаю - дух мой высок. Мы с тобой так странно близки, И каждый из нас одинок. Беспощадна моя дорога, Она меня к смерти ведет. Но люблю я себя, как Бога,- Любовь мою душу спасет. Если я на пути устану, Начну малодушно роптать, Если я на себя восстану И счастья осмелюсь желать,- Не покинь меня без возврата В туманные, трудные дни. Умоляю, слабого брата Утешь, пожалей, обмани. Мы с тобою единственно близки, Мы оба идем на восток. Небеса злорадны и низки, Но я верю - дух наш высок.

Гиппиус скончалась в Париже 9 сентября 1945 г Похоронена рядом с мужем на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа недалеко от французской столицы.

Вот такой она была, непонятной, недоступной, непримиримой – такой разной. Непонятной, недосягаемой для многих. Жестокой, непримиримой, когда говорит о революции в России. Нежной, когда говорит о Боге, о жизни, о смерти.