Тема 6-7. Функции управления. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Advertisements

Тема 6: Методические вопросы планирования на предприятии.
Тема 6 План Видение организации Определение миссии организации Определение целей в стратегическом управлении Эффективность целей Дерево целей.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Этапы планирования потребности в персонале
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Тема 2. Исследование как составная часть менеджмента организации Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Лекция 3. «Анализ внешней среды и потенциала организации» План: Анализ окружающей среды Анализ окружающей среды Оценка внутренних возможностей Оценка внутренних.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии ПОДГОТОВИЛ: ШАШОК ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ СТУДЕНТ 601 ГРУППЫ.
Кадровая политика и стратегия управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 9.
Стратегическое планирование инновационной деятельности на предприятии.
Особенности стратегического управления СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Сущность, необходимость и структура бизнес-плана.
ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ © Башун Елена, менеджер тренинговых центров Программы «Библиомост», кандидат педагогических.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Проектный менеджмент(П.М.) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Транксрипт:

Тема 6-7. Функции управления. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента

План лекции 1.Понятие и значение функций управления. Общие и конкретные функции. 2.Классификация основных функций управления. 3.Роль планирования в рыночной экономике 4. Принципы планирования 5. Понятие и процесс стратегического планирования. 6. Анализ внешней среды, сильных и слабых сторон организации 7. Управление по целям: сущность концепции

Процесс управления Это совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия называются управленческими функциями Процесс управления является общей суммой всех функций

Функции управления Относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности Специфическая форма целенаправленного воздействия системы управления на различные стороны управляемого объекта, необходимое для его нормального функционирования

Функции Общие, выполняемые независимо от вида организации конкретные (сбыт, производство, бухгалтерское дело, закупки, проектно- конструкторские работы) меняются в зависимости от вида организации

Общие функции управления Планирование – выбор целей и план действий по их достижению Организация – распределение задач между подразделениями или работниками и установления взаимодействия между ними Мотивация – побуждение исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей Контроль - соотнесение реально достигнутых результатов с запланированными Координация – обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей

Плани- рование Организация Координация Контроль Мотивация

Современный перечень функций Планирование; организация; Распорядительство (командование), Мотивация; руководство; координация Контроль; коммуникация Исследование; оценка Принятие решений Подбор персонала Представительство и ведение переговоров или заключение сделок

Основные функции управления Управлять – это прежде всего планировать Планирование формирует основу для выбора структуры управления, подбора персонала, предопределяет стиль руководства и устанавливает нормы для контроля планирование является первой, важной функцией процесса управления

Планирование - это: определение целей деятельности и средств их достижения принятие решений о том, что делать, когда делать и кто будет делать основа, на которой базируются остальные функции, т.к. организация, мотивация и контроль направлены в конечном итоге на достижение поставленных целей призвано обеспечить платежеспособность фирмы в любое время

Процесс планирования полезен в любой ситуации, потому что заставляет нас продумать, что мы хотим получить и как это сделать изменения по ходу дела неизбежны, невзирая на тщательность нашего планирования предприниматели считают, что планирование превратит их в бюрократов и они утратят возможность действовать оперативно. На самом деле планирование должно происходить постоянно

Виды внутрифирменного планирования Долгосрочные, стратегические (более 5 лет) Среднесрочные (2-5 лет) Краткосрочные, оперативные (до 1 года) План на случай непредвиденных обстоятельств Оперативное планирование строится достаточно детально. Осуществляется на основе бизнес-плане (обычно год, но сейчас и 1-3 месяца).

Бизнес-план имеет разделы Продукция и услуги Маркетинг Производственный план Управление и организация Капитал и юридическая форма компании Финансовый план

Принципы планирования Целеполагания (формулирование цели) диверсификации (многообразие форм деятельности) приоритетности (ранжирование целей и задач по их важности).Рыночными приоритетами являются: человек, финансы, технологии вариантности (разработка альтернативных решений, сравнение, оценка и выбор наилучшего) выполнения контрактов

Непрерывность координация и интеграция самопланирование «срочные и важные дела» - принцип Эйзенхауэра: –А - наиболее важные, значимые и срочные - выполняются без промедления –Б - значимые важные и срочные - выполняются в предварительно установленные сроки –В - менее значимые, менее важные и несрочные - делегируются подчиненным –остальные - переправляются в корзину для бумаг

Стратегическое планирование Процесс отбора целей организации, определения стратегии, а также разработки программ и процедур для их выполнения цели - желаемое, возможное и необходимое состояние организации стратегия - широкая программа действия по достижению целей организации приходит на смену долгосрочному планированию, осуществляемому методами экстраполяции (планирование от достигнутого)

Стратегия Представляет собой качественно определенное направление развития фирмы на основе координации и распределения ресурсов, учета и адекватного реагирования на изменения факторов внешней среды с целью достижения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе открытость или закрытость стратегии

Тактика - конкретные планы действия на ближайшую перспективу. Разрабатывается на уровне руководства среднего звена политика - общие ориентиры для действий и принятия решений. Формируется высшими управляющими на длительный период времени процедура - установленный порядок (способ) выполнения задачи (ответ на вопрос «как?») правила - точное указание того, что следует делать в конкретной ситуации

Тактика, политика, процедуры и правила: Указывают работникам направления действий, которые должны быть успешными и способствовать достижению целей повышают эффективность путем исключения ненужных повторов процесса, приводящих к удовлетворительному решению дают возможность руководителям точно предвидеть, что будут делать подчиненные в конкретной ситуации позволяют проводить точные сравнения с прошлыми результатами

Преимущества и недостатки Преимущество стратегического планирования: –является полным и компетентным руководством к действию –помогает менеджерам принимать верные решения –ставить цели своим подчиненным –осуществлять контроль за их достижением недостаток стратегического планирования - необходимость значительных затрат времени, средств и человеческого труда

Стратегия фирмы Комплексный план выполнения ее миссии и достижения ее целей Определение миссии Определение цели Анализ стратегических альтернатив Анализ внешней среды Анализ внутренней среды Выбор альтернатив Реализация стратегии Оценка стратегии

Анализ среды Определение миссии и целей Выбор стратегии Выполнение стратегии Оценка и контроль выполнения

Миссия - высшее предназначение фирмы, смысл ее существования, ее роль во внешней среде. показывает отличие от других фирм декларирует то, чему фирма хочет себя посвятить не может быть выражена в девизе фирмы прибыль не может быть миссией фирмы, она является делом внутренним и второстепенным ориентирует поведение персонала в желаемом направлении

После того, как стратегия сформулирована и определена, она должна быть реализована. Для этого она должна быть выражена в тактических планах, программах и бюджетах. Бизнес- план стратегический план должен задействовать все подразделения организации, каждого работника

Список альтернатив Стратегия ограниченного роста (3-5% в год) стратегия быстрого роста (увеличение на 5 и более %). Может быть внутренним (за счет внутренних резервов фирмы) и внешним (за счет слияния и поглощения фирм ) сокращение - стратегия последнего средства: ликвидация, частичное сокращение (отсечение лишнего) и переориентация сочетание (все выше названные)

Анализ внешней среды Цель - обеспечить адаптацию фирмы к меняющимся условиям Экономические факторы: инфляция, налоги, % за кредит, уровень занятости политические факторы: законодательство, бюджет, таможенные пошлины, соглашение по тарифам технологические факторы рыночные факторы: доходы, уровень конкуренции, демографическая ситуация, изменение жизненного цикла изделий

Факторы конкуренции: изучение слабых и сильных сторон конкурентов, их кадрового потенциала и др. международные факторы: на основе политики зарубежных стран социальные факторы: борьба с безработицей, движение в защиту прав потребителей, др. важно фиксировать изменения во внешней среде пока еще они едва заметны на этапе анализа формируются упреждающие стратегии на случай возникновения непредвиденных обстоятельств и угроз

Факторы непосредственного (делового) окружения акционеры конкуренты: изучение слабых и сильных сторон конкурентов, их кадрового потенциала поставщики потребители местные органы союзы и общества по интересам На этапе анализа формируются упреждающие стратегии на случай возникновения непредвиденных обстоятельств и угроз

Анализ внутренней среды (управленческое обследование) Анализ сильных и слабых сторон организации для определения конкурентных преимуществ и недостатков фирмы Маркетинг финансы производство использование человеческих ресурсов культура и имидж фирмы

Внутренняя среда Является источником ее жизненной силы; заключает в себе потенциал, который дает возможность фирмы функционировать может быть и источником проблем и даже гибели организации Факторы: структура внутриорганизационные процессы ( ресурсы, производство, маркетинг, финансы, эккаунтинг - учет и анализ хоз. деятельности) технология кадры организационная культура

7. Характеристика целей Цель - конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая фирма постановка целей является важнейшим исходным моментом процесса управления Задачи - это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на который рассчитано управленческое решение

Управление по целям предполагает постановку целей, разработку программы действий, систематический контроль за ее исполнением, анализ соответствия полученных результатов поставленным целям и принятие корректирующих мер цели выражают внутренние задачи фирмы, ее желаемое состояние позволяют сосредоточить внимание и усилия работников на определенных направлениях выступают в качестве норм для контроля и обоснования затрат ресурсов

Цели служат мотивирующим фактором для работников, если они участвовали в их разработке могут быть экономическими, социальными, научно-техническими краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (1-2 года), долгосрочными (свыше 2 лет) могут задаваться качественно (повысить рентабельность производства) и количественно (увеличить рентабельность на 3%) между целями возможен конфликт

Цели должны быть Конкретными по срокам и исполнителям ясными и измеримыми ориентированными во времени реальными и достижимыми значимыми и контролируемыми непротиворечивыми и взаимоподдерживающими понятны персоналу и пользоваться его поддержкой

Постановка целей 1. Анализ ситуации 2. Определение потребности в информации 3. Выбор приоритетных вариантов развития 4. Привязка к определенным срокам 5. Контроль Управление по целям улучшает связь между подчиненными, целями их начальников и целями всей организации

Направления, по которым устанавливаются цели Прибыльность положение на рынке, финансовые ресурсы, производительность, мощности организации, разработка и производство продукта технология человеческие ресурсы, работа с покупателями

В любой фирме складывается определенная иерархия целей, которая устанавливает связанность всех компонентов и обеспечивает ориентацию деятельности подразделений фирмы на достижение целей верхнего уровня модель в виде дерева целей - удобный и апробированный на практике инструмент, реализующий системный подход к определению состава целей и задач менеджмента. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия