МКОУ Комаровская ООШ. Модель качественной интеграции детей в ОУ с отклонениями в развитии
Воспитание есть своего рода рождение. В настоящее время школа переживает сложные времена, занимаясь лишь проблемами обучения, она не выполняет в полной мере свою миссию – адаптацию и социализацию подрастающего поколения. Всем известно, что воспитание это особая сфера, которая не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию, оно – важнейший элемент педагогической системы. На сегодняшний день актуальны вопросы о создании воспитывающей среды, способной помочь ребенку найти место в сообществе, помочь в реализации его возможностей. В настоящее время школа переживает сложные времена, занимаясь лишь проблемами обучения, она не выполняет в полной мере свою миссию – адаптацию и социализацию подрастающего поколения. Всем известно, что воспитание это особая сфера, которая не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию, оно – важнейший элемент педагогической системы. На сегодняшний день актуальны вопросы о создании воспитывающей среды, способной помочь ребенку найти место в сообществе, помочь в реализации его возможностей.
НБ- неотъемлемая часть гаранта Статья Государства – участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Статья Государства – участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Статья «…помощь имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования… таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.» Статья «…помощь имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования… таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.» Из «Конвенции о правах ребенка» Из «Конвенции о правах ребенка» Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния. Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния. Из «Декларации прав ребенка» Из «Декларации прав ребенка»
Качество образования Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом. Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связывается с такими категориями как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация; уважение. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связывается с такими категориями как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация; уважение. Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя, в том числе, в переходе системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения учащегося в образовательном процессе. Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя, в том числе, в переходе системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения учащегося в образовательном процессе.
Анализ и ряд противоречий Таким образом, анализ традиционной образовательной среды, существующей в МКОУ «Комаровская ООШ», позволил обнаружить ряд противоречий между жизненными реалиями и социальными качествами детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с отклонениями в развитии: Таким образом, анализ традиционной образовательной среды, существующей в МКОУ «Комаровская ООШ», позволил обнаружить ряд противоречий между жизненными реалиями и социальными качествами детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с отклонениями в развитии: между неадекватно завышенной самооценкой детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с отклонениями в развитии и ограниченными реальными жизненными перспективами; между неадекватно завышенной самооценкой детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с отклонениями в развитии и ограниченными реальными жизненными перспективами; между стереотипией поведения и быстро меняющимися социально-экономическими условиями; между стереотипией поведения и быстро меняющимися социально-экономическими условиями; между уровнем трудовой подготовки выпускников и требованиями, предъявляемыми к ним на рынке труда. между уровнем трудовой подготовки выпускников и требованиями, предъявляемыми к ним на рынке труда.
Модели процесса обучения Модели процесса обучения в МКОУ «Комаровская ООШ» Модели процесса обучения в МКОУ «Комаровская ООШ» МКОУ «Комаровская ООШ» опирается в своих основополагающих компонентах процесса обучения на интегративную, инновационную образовательные модели и модель смешанных способностей. МКОУ «Комаровская ООШ» опирается в своих основополагающих компонентах процесса обучения на интегративную, инновационную образовательные модели и модель смешанных способностей. Интегративная модель проявляется в следующем: Интегративная модель проявляется в следующем: формирование учебных групп внутри класса в зависимости от когнитивных способностей учащихся; формирование учебных групп внутри класса в зависимости от когнитивных способностей учащихся; образование направленно на эмоциональное, нормативно-поведенческое, социальное развитие личности; образование направленно на эмоциональное, нормативно-поведенческое, социальное развитие личности; осуществление межпредметной связи в образовательном процессе; осуществление межпредметной связи в образовательном процессе; систематическое взаимодействие педагогов в образовательном процессе; систематическое взаимодействие педагогов в образовательном процессе; при организации образовательного процесса обязательный учёт индивидуальных способностей, интересов и проблем учащегося; при организации образовательного процесса обязательный учёт индивидуальных способностей, интересов и проблем учащегося; осуществление индивидуальной и групповой воспитательной работы. осуществление индивидуальной и групповой воспитательной работы.
Инновационная модель Инновационная модель проявляется в следующем: Инновационная модель проявляется в следующем: взаимодействие педагогов с учащимися направлено на их социализацию; взаимодействие педагогов с учащимися направлено на их социализацию; обеспечение индивидуального и группового воспитания; обеспечение индивидуального и группового воспитания; составление педагогами учебных программ по отдельным образовательным курсам; составление педагогами учебных программ по отдельным образовательным курсам; проведение педагогического наблюдения с последующим обсуждением результатов; проведение педагогического наблюдения с последующим обсуждением результатов; преподавание предметов как средства личностного развития и социализации каждого воспитанника; преподавание предметов как средства личностного развития и социализации каждого воспитанника; внимание к обстоятельствам жизни воспитанников. внимание к обстоятельствам жизни воспитанников.
Смешанные модели Линейная модель проявляется в следующих сферах: Линейная модель проявляется в следующих сферах: учёт различных способностей учащихся при освоении отдельных предметов; учёт различных способностей учащихся при освоении отдельных предметов; координация работы методических объединений администрацией МКОУ «Комаровская ООШ»; координация работы методических объединений администрацией МКОУ «Комаровская ООШ»; осуществление психолого-педагогического сопровождения учащихся. осуществление психолого-педагогического сопровождения учащихся. Матричная модель организационной подсистемы проявляется в следующих сферах: Матричная модель организационной подсистемы проявляется в следующих сферах: задачами управляющего органа являются контроль и разработка стратегии перспективного развития школы; задачами управляющего органа являются контроль и разработка стратегии перспективного развития школы; исполнение воспитательной функции осуществляют все учителя, классные руководители, а также специалисты (психологи, мед. работники и т.п.); исполнение воспитательной функции осуществляют все учителя, классные руководители, а также специалисты (психологи, мед. работники и т.п.); в совершенствовании образовательного процесса, а именно в разработке перспектив развития, а также в успешности их реализации, принимают участие, как администрация, так и группа педагогов. в совершенствовании образовательного процесса, а именно в разработке перспектив развития, а также в успешности их реализации, принимают участие, как администрация, так и группа педагогов.
Стратегическое развитие Стратегическое развитие МКОУ «Комаровская ООШ» Стратегическое развитие МКОУ «Комаровская ООШ» Цель: разработка стратегии и тактики развития МКОУ «Комаровская ООШ», направленных на создание оптимальных социально-педагогических условий для обеспечения процессов обновления образования. Цель: разработка стратегии и тактики развития МКОУ «Комаровская ООШ», направленных на создание оптимальных социально-педагогических условий для обеспечения процессов обновления образования. Задачи: Задачи: Выявление перспективных направлений развития МКОУ «Комаровская ООШ» и моделирование ее нового качественного состояния. Выявление перспективных направлений развития МКОУ «Комаровская ООШ» и моделирование ее нового качественного состояния. Разработка условий для реализации инновационных образовательных программ, интегрирующих ценности и цели всех субъектов образовательного процесса. Разработка условий для реализации инновационных образовательных программ, интегрирующих ценности и цели всех субъектов образовательного процесса. Создание эффективной, постоянно действующей системы непрерывного образования педагогов и учащихся, самопроектирования стратегии развития. Создание эффективной, постоянно действующей системы непрерывного образования педагогов и учащихся, самопроектирования стратегии развития. Формирование социальной адаптации учащихся. Формирование социальной адаптации учащихся. Основные направления: Основные направления: Совершенствование образовательного процесса. Совершенствование образовательного процесса. Совершенствование системы воспитания и дополнительного образования. Совершенствование системы воспитания и дополнительного образования.
Ресурсы школы Критерии и показатели развития МКОУ «Комаровская ООШ» Критерии и показатели развития МКОУ «Комаровская ООШ» 1. Ресурсы школы 1. Ресурсы школы Критерий 1.1. Материально-технические ресурсы школы Критерий 1.1. Материально-технические ресурсы школы Показатели: Показатели: состояние здания и его оснащенность; состояние здания и его оснащенность; количество детей; количество детей; наличие и состояние помещений для занятий; наличие и состояние помещений для занятий; прилегающий участок, его функциональность; прилегающий участок, его функциональность; сооружения для спорта и отдыха. сооружения для спорта и отдыха. Параметры: Параметры: экологическая ситуация в районе школы должна быть благоприятна; экологическая ситуация в районе школы должна быть благоприятна; размеры помещений, освещение и мебель должны соответствовать требованиям СанПин и других соответствующих документов; размеры помещений, освещение и мебель должны соответствовать требованиям СанПин и других соответствующих документов; должны применяться технические средства обучения (ТСО); должны применяться технические средства обучения (ТСО); должны иметься дополнительные помещения для занятий; должны иметься дополнительные помещения для занятий; должны привлекаться дополнительные формы и средства развития детей; должны привлекаться дополнительные формы и средства развития детей;
Кадры школы Критерий 1.2. Кадровая и методическая обеспеченность школы Критерий 1.2. Кадровая и методическая обеспеченность школы Показатели: Показатели: представленность различных поколений педагогов, благоприятные отношения между ними; представленность различных поколений педагогов, благоприятные отношения между ними; наличие педагогов-энтузиастов; наличие педагогов-энтузиастов; настроенность коллектива на развитие; настроенность коллектива на развитие; выдвижение и решение все более сложных задач. выдвижение и решение все более сложных задач. Параметры: Параметры: должен быть соблюден баланс между работоспособными зрелыми кадрами и быстро растущей творческой молодежью; должен быть соблюден баланс между работоспособными зрелыми кадрами и быстро растущей творческой молодежью; каждый педагог должен имеет возможность реализовать свою сферу интересов; каждый педагог должен имеет возможность реализовать свою сферу интересов; динамика профессионального роста педагогов должна быть высокая. динамика профессионального роста педагогов должна быть высокая.