Образ родины в стихотворениях А. Ахматовой и М.Цветаевой Авторы: Сизых А. Копейкин Д. Перец А. Арещенко Н. Игошкин А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СУДЬБА И СТИХИ М. ЦВЕТАЕВОЙ Учитель русского языка и литературы Кокурина Н.А. МОУ «СОШ р.п.Духовницкое» МОУ «СОШ р.п.Духовницкое»
Advertisements

Наши духовные ценности. Марина Ивановна Цветаева
Марина Цветаева: личность и судьба Цель проекта: познакомиться с центральными событиями жизни и творчества поэта, с особенностями ее мировоззрения. Знать:
Марина Цветаева: личность и судьба Цель урока: познакомиться с центральными событиями жизни и творчества поэта, с особенностями ее мировоззрения. познакомиться.
«Если душа родилась крылатой». Многогранное творчество Марины Цветаевой мы только начинаем постигать. Трагическая ее судьба в полной мере отразилась в.
Марина Цветаева Вся моя жизнь – роман с собственной душой. Возьмите стихи – это и есть моя жизнь. М.Цветаева М.Цветаева.
России меня научила революция… Авторы: Сушкова Д. Спектор А. Федосеев А. Бурая Ю. Смоленцева О.
«Россия, Русь! Храни себя, храни» С душою светлою, как луч… Привет, Россия, родина моя… До конца, до тихого креста Пусть душа останется чиста… Николай.
Урок по творчеству М. И. Цветаевой в 11 классе Автор: Голенко Т. В., учитель русского языка и литературы СШ 5, г. Макинск, Акмолинская область.
МАРИНА ЦВЕТАЕВА ( ). МАРИНА ЦВЕТАЕВА АННА АХМАТОВА ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ.
Основные темы творчества Философская лирика Любовь Разлука Героическая тема Поэт и поэзия Портреты Родина Москва.
Поэтический мир Марины Цветаевой Урок –новелла Урок –новелла Карталинский район Карталинский район МОУ Полтавская СОШ МОУ Полтавская СОШ Учитель литературы.
Урок литературы по творчеству А.А.Ахматовой 11 класс Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ « Средняя общеобразовательная школа 2 г. Облучье»
«Бедная Лиза» Обобщение Учитель: Лукина Елена Астратовна.
Урок-презентация Автор: Кудлаенко О.В. Тема Родины в стихотворениях Сергея Есенина.
Творчество- отражение пути, пройденное человеком и поэтом. Лирика А. Блока – роман в стихах. «Каждое стихотворение необходимо для образования главы(цикла),
Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой. МОЛИТВА Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный.
Образ малой родины в лирике Елены Львовны Балашовой, поэтессы Чухломского края учебный год МКОУ Чухломская средняя школа им. А. А. Яковлева.
Я ничему не изменил… Александр Блок Обыкновенно поэт отдаёт людям свои творения. Блок отдаёт самого себя. Н.Гумилёв.
Марина Цветаева
Транксрипт:

Образ родины в стихотворениях А. Ахматовой и М.Цветаевой Авторы: Сизых А. Копейкин Д. Перец А. Арещенко Н. Игошкин А.

Ахматова и Цветаева: Петербург и Москва А.Ахматова Как люблю, как любила глядеть я... (1916) и М.Цветаева Москва! Какой огромный... (1916). Мы сегодня с тобой, Марина, По столице полночной идем Москва или Петербург?

. Северной столице посвящено множество произведений: плеяда талантливых петербургских поэтов – А. Блок, Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам. Известны слова А.Блока, сказанные им в 1913 году: Петербург был прекрасен, когда никто не замечал его красоты и все плевали на него; но вот мы воспели красоту Петербурга. Теперь уже все знают, как он красив, любуются на него, восхищаются!Петербург был прекрасен, когда никто не замечал его красоты и все плевали на него; но вот мы воспели красоту Петербурга. Теперь уже все знают, как он красив, любуются на него, восхищаются! Петербург - новая столица, блаженная колыбель, тёмный город у грозной реки, торжественная брачная постель; город, горькой любовью любимый; солея молений моих, строгий, спокойный, туманный, пышный гранитный город славы и беды; грешник, видящий райский //Перед смертью сладчайший сон.

В стихотворении Как люблю, как любила глядеть я... всего два предложения. Первое из них – признание в любви (которая была и есть: люблю сейчас, любила в прошлом). Возможно, хотя весьма спорно, начало – отголосок пушкинского Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид... Второе предложение – обращение к городу В стихотворении Как люблю, как любила глядеть я... всего два предложения. Первое из них – признание в любви (которая была и есть: люблю сейчас, любила в прошлом). Возможно, хотя весьма спорно, начало – отголосок пушкинского Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид... Второе предложение – обращение к городу Петербург Ахматовой – антично-пушкинский, соединяющий античную красоту и могущество победы над стихией Стихотворение написано анапестом. л–бл–л–бл–гл создают ощущение плеска волн, движения воды. Герои стихотворения я столица (ты) МЫ

Ахматовский Петербург Город-сон город-мираж Стихотворение передаёт движение времени длительность и одновременно мимолётность, скоротечность

Второе стихотворение, относится к цветаевскому циклу Стихи о Москве (1916). Стихотворения написаны после поездки в конце 1915 года в Петербург и, подобно всем трём циклам сборника Вёрсты, посвящены поэтам- петербуржцам: Стихи о Москве – Мандельштаму, имена двух других включены в названия циклов: Стихи к Блоку и Стихи к Ахматовой.

Цикл представляет собой лирический дневник. Мои стихи – дневник, моя поэзия – поэзия собственных имён... Закрепляйте каждое мгновение, каждый жест, каждый вздох... Нет ничего неважного!.. Всё это будет телом вашей оставленной в огромном мире бедной, бедной души, – пишет Цветаева в известном предисловии к сборнику Из двух книг, поясняя свою установку на дневник и поэтизацию быта. Мои стихи – дневник, моя поэзия – поэзия собственных имён... Закрепляйте каждое мгновение, каждый жест, каждый вздох... Нет ничего неважного!.. Всё это будет телом вашей оставленной в огромном мире бедной, бедной души, – пишет Цветаева в известном предисловии к сборнику Из двух книг, поясняя свою установку на дневник и поэтизацию быта. Если из Стихов о Москве 1916 года выписать определения Москвы, получится следующая картина: Если из Стихов о Москве 1916 года выписать определения Москвы, получится следующая картина: дивный град дивный град мирный град, мирный град, нерукотворный град нерукотворный град город сорока сороков город сорока сороков отвергнутый Петром отвергнутый Петром привольное колокольное семихолмие привольное колокольное семихолмие странноприимный дом странноприимный дом Уже при внимательном чтении первых строк возникает образ, способный пролить свет на восприятие Москвы Цветаевой:Москва! Какой огромный // Странноприимный дом!

Трёхстопный ямб и стяжение согласных. На лексическом уровне: Москва – странноприимный дом, приют и пристанище для всех бездомных на Руси. скв, гр, мн, стр, нн, пр, мн огромного ограниченного пространства, дома-храма удары невидимого колокола Москва Дом Цветаева- хозяйка принимающая гостей или дарящая (передающая) свои владения

В стихотворении три героя: М Москва (ты) м мы я я. Всяк на Руси бездомный. Мы все к тебе придём... Мы все (целое) в другом стихотворении этого же цикла московский сброд, юродивый, воровской, хлыстовский – бездомные, клеймёные, каторжные, с ножом за голенищем, увечные, но с верой в душе стремящиеся к сердцу Москвы Москва благословенная земля женщина И льётся аллилуйя на смуглые поля Я в грудь тебя целую На образ женщины указывает и неожиданный эпитет смуглые, применимый к человеческому телу и связывающийся в восприятии стихотворения скорее с грудью, нежели с полями, заставляющий вспомнить холмы, на которых стоит Москва.

Итак, Москва Москва o странноприимный дом o место, где исцеляются все раны o сердце Руси o женщина o благословенная земля Москва зовёт к себе, зов её слышен издалека, и на него откликнется всяк на Руси. Москва зовёт к себе, зов её слышен издалека, и на него откликнется всяк на Руси. Цвета Москвы в восприятии Марины Цветаевой – цвета русской иконописи: синий, золотой, красный – червонные купола, багряные облака, дорожка чёрная, синева, синева подмосковных рощ, церковки золотоглавые, червонное сердце, красная кисть рябины. Яркая, красочная картина! Цветаевская Москва сказка, впитавшая многовековую историю Московского княжества с русскими святынями и золотыми куполами, наполненная колокольным звоном.

Объединяет стихотворения ощущение избранности поэта, но понятой по-разному: Цветаева – избранная московским людом, она его голос; Ахматова – избранная из избранных, голос русской петербургской поэзии. Оба стихотворения содержат обращение к городу на ты как к равному – и у Цветаевой, и у Ахматовой. Итак, читателю посчастливилось встретиться с экспрессивным стихотворением Цветаевой, начинающимся восклицанием, обращением к Москве и им же заканчивающимся, и стихотворением Ахматовой, подобным графическому наброску, чёрно-белой гравюре, на которой изображён город-призрак. В отличие от заклинания-молитвы Цветаевой стихотворение- кружево Ахматовой напоминает плеск невской волны.

Ресурсы: Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэма. Драматургия. Эссе. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997 – 752 с. М.И. Цветаева. Лирика: Анализ текста. Основное содержание. Сочинение/Авт.-сост. Т.Ю.Максимова. – М.: Дрофа, – 181 с.