Министерство образования РМ Портфолио Мезенцевой Марии Петровны, учителя географии МОУ Мордовскопошатская СОШ имени В.В. Кирдяшкина Ельниковского муниципального района Республики Мордовия Дата рождения: года Профессиональное образование: учитель биологии, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, ЗВ дата выдачи г. Стаж педагогической работы (по специальности): 23 года Общий трудовой стаж: 39лет Наличие квалификационной категории: первая Дата последней аттестации: 2009 год Звание: «Почетный работник общего образования Российской Федерации»
Характеристика - представление
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА I. Общие сведения Ф.И.О. автора опытаУчреждение, в котором работает автор опыта, адрес ДолжностьСтаж работы в должности Мезенцева Мария Петровна МОУ Мордовскопошатская СОШ имени В.В. Кирдяшкина Учитель географии 23 года II. Сущностные характеристики опыта Тема инновационного опыта Системно – деятельностный подход в обучении географии 1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость) При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Системно- деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает системно-деятельностный подход. 1. Представление собственного инновационного педагогического опыта
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов) Принципиальным отличием технологии системно-деятельностного подхода от традиционного демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Основополагающие принципы: - Принцип деяетльности -Принцип целостности -Принцип вариативности -Принцип творчества - Принцип психологической комфортности 3. Наличие теоретической базы опыта Теоретической базой явились следующие источники: Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября» С Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора С Было пройдено обучение по курсам: - «Повышение эффективности преподавания географии с использованием УМК «География» Домогацких Е.М.., Алексеевского Н.И.; - «Роль проектной деятельности в изучении географии». Осуществлялся анализ многочисленных готовых методических материалов и создание собственных, адаптированных под действующие УМК. 4. Ведущая педагогическая идея Ведущая педагогическая идея системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Формирование активной личности, способной к самоопределению и самореализации в современных условиях.
5. Оптимальность и эффективность средств Системно-деятельностный подход включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормотворчество и нормореализация), рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию. Использование системно-деятельностного подхода позволяет: -повысить мотивацию учащихся; - интенсифицировать урок; - вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития общеучебных навыков; - успешно осуществлять контроль знаний; -изменить подходы к организации учебного процесса; - повысить эффективность урока. 6. Результативность опыта Последовательная реализация системно - деятельностного подхода повышает эффективность обучения, об этом свидетельствует: -более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, -возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, -существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых, - возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, -значительно сокращается время обучения, наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся Качество знаний по предмету составило 65-90% при 100% успеваемости 7. Возможность тиражирования С публикациями о представленном инновационном опыте можно познакомиться на сайте школы: http//:mposheln.edurm.ru
2. Качество знаний обучающихся по итогам внутреннего мониторинга Процент качества знаний обучающихся по итогам внутреннего мониторинга по географии в межаттестационный период - 86%.
С 2009 года по 2012 год в классах был введен профильный уровень по предмету «География» В.Н. Холиной. 3. Реализация программ углубленного изучения предмета, профильного обучения
4. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности
5. Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ Учебный годФ.И. учащихсяБаллы Мартышкин Александр Андреяускас Илья68
Муниципальный уровень:2 Участие – 14 Победы и призовые места - 2 Республиканский уровень: Участие – 0 Всероссийский уровень: Участие Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде
Муниципальный уровень:1 Победы и призовые места нет Участие - 1 Республиканский уровень: 3 Победы и призеры – 2 Участие - 1 Российский уровень: 1 Победы и призовые места – нет Участие Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам
10. Наличие публикаций, включая интернет- публикации Интернет - публикации: 1. Инновационный опыт: «Традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний на уроках географии» (доклад). 2. Урок-обобщение «По следам Робинзона» в 6 классе. 3.Внеклассное мероприятие «Спор четырех сестер» в 6-7 классах. http//:mposheln.edurm.ru
12. Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, проведение открытых уроков, мастер-классов, мероприятий
13. Общественно-педагогическая активность педагога:
Муниципальный уровень: Грамота Главы администрации Ельниковского муниципального района; Грамота МУ «ЦИМТО Ельниковского муниципального района»; Республиканский уровень: Благодарность Главы Республики Мордовия; Российский уровень: Почетный работник общего образования Российской Федерации 15. Награды и поощрения
16. Повышение квалификации СрокиТема курсовКол-во часов Место «Интернет- технологии»80Интернет-Дом г.Саранск «Повышение эффективности преподавания географии с использованием УМК «География» Домогацких Е.М.., Алексеевского Н.И. 8 ГОУДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» «Роль проектной деятельности в изучении географии» 72ГОУДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования»