Роль и место дополнительного образования в образовательном учреждении Цель: определить роль и место дополнительного образования в образовательном учреждении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дополнительное образование детей основной ресурс организации внеурочной деятельности Наталия Николаевна Жукова, старший методист кафедры общей педагогики.
Advertisements

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МС(К)АОУ «С(К)ОШ VII, VIII вида» г. Троицка педагог-организатор Солина Е.А.
Перспективы использования ресурса дополнительного образования в современной школе Корюкина Татьяна Геннадьевна, заместитель директора.
Задачи развития креативных(творческих ) способностей обучающихся не могут быть полностью решены на уроках. Для их реализации могут быть использованы различные.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального образовательного учреждения Березовской средней общеобразовательной школы 1.
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1-4 кл.) «Светлячок»
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Намская улусная гимназия им. Н.С. Охлопкова Проект программы деятельности детской организации «Лидер» Шадрина Изабелла Егоровна, педагог – организатор.
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности ребенка предполагает: признание важности процессов саморазвития ребенка,
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
ФГОС Внеурочная деятельность ГБОУ СОШ 396. Цель внеурочной деятельности создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального.
Тема программы: обновление содержания образования на основе интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования. Тема программы: обновление содержания.
Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать.
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Психология и педагогика имеют большое значение не только для решения ряда основных теоретических вопросов о психологической.
Система дополнительного образования позволяет расширить содержание общего образования за счет изучения тех областей культуры, которые не представлены.
Технологии организации внеурочной деятельности в основной школе.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9 г. Обнинска Стратегические направления развития школы.
Содержание дополнительного образования в школе Современная педагогика характеризует термином дополнительное образование всю ту сферу образования, которая.
Транксрипт:

Роль и место дополнительного образования в образовательном учреждении Цель: определить роль и место дополнительного образования в образовательном учреждении. Задачи: Выявить актуальность проблемы Определить целесообразность сотрудничества общего и дополнительного образования; Определить условия эффективной организации педагогической деятельности в системе дополнительного образования; Выявить особенности управления блоком ДО; Показать перспективы развития системы дополнительного образования

Актуальность проблемы Гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободное развитие личности государственной политика в области образования Образовательный стандарт

Гуманистическая педагогика - педагогика успеха выявление, поддержка и развитие индивидуальных интересов и склонностей ребёнка включение его в целесообразные виды деятельности создание условий для развития и саморазвития личности. ценности психологической поддержки ребёнка, принятие его личности и индивидуальности, защита его права на самоопределение и выбор собственного пути, в том числе, в учении. Именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Потребность иметь блок дополнительного образования, таким образом, вызван его значительным социально-педагогическим потенциалом.

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации «Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно». «Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка».

Методические рекомендация по развитию дополнительного образованию детей в общеобразовательных учреждениях Дополнительное образование рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики. Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ в интересах человека, государства. «особо ценный тип образования», Дополнительное образование в системе школы позволяет: Создавать широкий общекультурный и эмоционально окрашенный фон для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания; Осуществлять «ненавязчивое» воспитание – благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения; Ориентировать школьников на реализацию своих способностей; Компенсировать отсутствие в основном образовании тех или иных учебных курсов, которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств; Обеспечивать ребёнку «ситуацию успеха», необходимую для его полноценного развития и психического здоровья.

Вовлекая детей в ДО, мы расширяем воспитательное поле школы, включая личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. И именно в этой сфере учащиеся получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. И потому ДО помогает ребёнку изменить статус: он может оказаться в числе лидеров, хотя в основном образовании им никогда не был.

Данные опроса среди учащихся Кружки, секции нужны («Да, конечно!», «Естественно», «Нужны!!!») помогают развиваться и взрослеть, позволяют найти себя, способствуют творческому, духовному развитию, помогают найти друзей, позволяют приобретать опыт, способствуют исполнению заветных мечтаний, помогают приобрести новые знания,

Родители считают, что кружки, секции расширяют кругозор и сферу интересов, способствуют формированию нравственных качеств, творческой и социальной активности детей, способствуют гармоничному развитию, дисциплинируют детей, дают возможность общения в коллективе, приобщают к здоровому образу жизни; познаёт себя приобретает опыт деятельности

Направленности дополнительного образования учебного года Художественно-эстетическая Культурологическая Физкультурно-спортивная Научно-техническая Эколого-биологическая Всего направленностей: 5 Количество кружков и секций: 16 Учебный план включал в себя 63 часа.

Направленности дополнительного образования учебного года 1. Художественно-эстетическая 2. Культурологическая 3.Социально - педагогическая 4. Эколого-биологическая 5. Физкультурно-спортивная 6. Научно-техническая 7. Естественно – научная 8. Социально-экономическая Всего направленностей: 8 Количество кружков и секций 45 Учебный план включает в себя 160 часов.

2) Целесообразность сотрудничества общего и дополнительного образования. Благодаря наличию блока дополнительного образования удаётся осуществить 3 исключительно важные функции: создавать культурную эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха», способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности, выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования.

Объединение возможностей и потенциалов общего и дополнительного образования помогает решить 5 основных стратегических задач современного образования: обеспечить непрерывность образования; развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно- ориентированного образования; осуществлять воспитательные программы и программы социально-психологической адаптации ребёнка; проводить профориентацию; развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности ребёнка и учителя.

Проблемы, решаемые благодаря включению блока дополнительного образования в систему деятельности учебно-воспитательного комплекса Проблема занятости детей в пространстве свободного времени. Организация целесообразной деятельности ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию. Овладение навыками учебной деятельности. Углубление знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построение целостной картины мира в его мировоззрении. Формирование навыков общения со сверстниками, со старшим и младшим. Формирование ответственности. Развитие познавательной активности. Компенсация дефицита игровой деятельности. Психокоррекционная работа и личностный рост.

3) Условия эффективной организации педагогической деятельности в системе дополнительного образования «Повсюду ценность школы равняется ценности её учителя» Дистервег Как вы считаете, применима ли эта фраза к системе дополнительного образования ? Какими реальными человеческими ценностями должен оперировать педагог дополнительного образования?

3) Условия эффективной организации педагогической деятельности в системе дополнительного образования 1. В системе дополнительного образования должны работать профессионалы. 1.1.Педагог-эксперт, мастер, маэстро. (Педагогическое мастерство) 1.2.Личностные качества педагога: аттракция(социальная установка на уважение к человеку, отношение к человеку как к самоценности), эмпатия ( способность сопереживать) 2. Взаимосвязь, взаимодействие педагогов общеобразовательного учреждения в обеспечении развития дополнительного образования детей. 3. Наличие и развитие методической базы дополнительного образования. 4. Занятия должны проводиться в специально организованном пространстве: соответствующее помещение, оборудование. 5. Поощрять детей и педагогов морально (через прессу) и материально: дети должны осознавать и ощущать значимость своего труда, что их труд, их победы, достижения нужны окружающим людям и обществу в целом.

«Каким вы видите взаимодействие педагогов общеобразовательного учреждения в обеспечении развития дополнительного образования детей?» Выберите из предложенного списка специалистов, обеспечивающих развитие дополнительного образования детей. 100 % - педагогов ДО 75 % - заместителя директора по ДО 50 % - классных руководителей 44% - библиотекаря 44% - учителя-предметника 31% - старшего вожатого 25 – педагога-психолога 25% -социального педагога

Методические рекомендации по развитию дополнительного образованию детей в общеобразовательных учреждениях полный список педагогов общеобразовательного учреждения, обеспечивающих развитие дополнительного образования детей. Заместитель директора по дополнительному образованию. (Эта должность появилась недавно, есть пока не во всех школах, но с развитием системы дополнительного образования детей нужда в таком специалисте будет ощущаться всё острее) Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в разные виды деятельности. Классный руководитель призван внести большой вклад в создание условий для развития интересов и талантов ребят. Он имеет возможность хорошо изучить их интересы, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребёнку в становлении личности. Старший вожатый находит помощников в организации социально значимых дел, праздников, соревнований и других общешкольных мероприятий, активными участниками которых являются прежде всего члены кружков, объединений. С помощью педагога ДО легче обнаружить ребят, обладающих инициативой, самостоятельностью, лидерскими качествами. Психолог может сыграть особую роль в развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Социальный педагог решает задачи по социальной защите детей, внимательно изучает условия их жизни, которые зачастую препятствуют развитию их творческих способностей. Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие системы дополнительного образования детей, сотрудничая с руководителями творческих объединений по интересам в целях интеграции основного и дополнительного образования детей. Школьный библиотекарь призван оказать значительную помощь педагогам ДО и их воспитанникам, подбирая наиболее интересную методическую, научно-популярную, художественную литературу.

4) Особенности управления блоком ДО 3 фактора развития в системе управления блоком ДО: Руководители – творческие личности, реализованные в художественном творчестве Гуманистический подход руководителей к педагогам ДО: безусловное положительное принятие личности и поддержка Сопереживание достижениям – победа конкретного коллектива всегда воспринимается и представляется как победа всей школы.

5) Перспективы развития системы дополнительного образования 1. Развитие содержания ДО Стремление к созданию целостной системы, в которой работа кружков, секций, факультативов подчинялись бы определённой идее, ориентировались на конкретную цель. 2. Развитие методов и средств ДО. Успех ДО в школе во многом зависит от умения руководства использовать имеющиеся резервы. 3. Развитие форм организации ДО. Наиболее перспективной и интересной формой в настоящее время является клуб.

РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА ШКОЛЫ 887 от Считать систему работы дополнительного образования ГОУ СОШ 887 удовлетворительной. 2. Способствовать дальнейшему эффективному развитию системы дополнительного образования в школе. 3. Работать над созданием единой системы общего и дополнительного образования с целью всестороннего развития личности ребёнка. 4. Содействовать росту качества дополнительного образования в школе путём повышения профессионализма работников дополнительного образования