Масленица Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Масленица Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным.
Advertisements

Масленица – это древний славянский праздник, который нам достался в наследство от языческой культуры. Праздник проходит на неделе. Во время масленицы.
Масленица Масленица древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, ожидание близкого тепла,
Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение : круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось,
Традиции Масленицы Масленица, Масленица! Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся! МОУ «Красноярская СОШ» Команда «Лучики»
ПРОВОДЫ ЗИМЫ… … встреча Весны.. Масленица - древний славянский праздник. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего.
ПРОВОДЫ ЗИМЫ… … встреча Весны.. Масленица - древний славянский праздник. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего.
Здравствуй, масленица!. Масленица древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные.
Зима… Весна… Лето… Осень… Широкая Масленица Масленица древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы.
Масленица – это древний славянский праздник, который нам достался в наследство от языческой культуры. Праздник проходит на неделе, предшествующей Великому.
История и традиции Масленицы Масленица древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные.
Масленица – праздник блинов и других русско – народных снадобий. Ну а если серьезно, то масленица – славянский праздник, доставшийся нам в наследство.
ПРОВОДЫ ЗИМЫ… … встреча Весны.. Масленица - древний славянский праздник. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего.
Авторы: учащиеся 4-х классов МОУ СОШ 3 с.Гражданское Учитель: Иваненко Татьяна Васильевна.
П Р А З Д Н И К Ученики 5 класса МБОУ ООШ 16 г. Армавира, Краснодарского края Руководитель: Русанова Наталья Валентиновна Это Масленица идёт Блин да мёд.
Творческий конкурс « Масленица пришла !» Ярина Полина Вячеславовна, 15 лет, ученица 9 класса МАОУ «Красноярская СОШ им. Г. Н. Кошкарова» с. Красный Яр.
Масленица! Традиции праздника Масленница – это древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы,
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно.
Всероссийский конкурс «Гуляй, Масленица!» Номинация «Прощай, Зима!» Как мы праздновали Масленицу Галимханова Александра Романовна Свердловская область,
«Масленица золотая, гостья дорогая!» Масленица, масленица! Словно солнце катится, Весну мы долго ждали От холодов устали, Будем наедаться, Силы набираться!
Транксрипт:

Масленица

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Однако это еще не все о значении масленицы. Для славян она долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей". Возле ледяных гор развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой - Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы, в которых выступали акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке "живые картины".

Хозяева балаганов чутко улавливали изменения зрелищных потребностей и вкусов публики. Едва по Петербургу разнеслась молва о триумфе картины К. Брюллова "Гибель Помпеи", как в одном из балаганов начали показывать "живую картину" на эту тему. Эффекты были впечатляющие: яркие вспышки извержения вулкана, дым, грохот, живописные группы статистов... Правда, полуобнаженные "помпеянцы" отчаянно дрожали в промерзлом балагане, но невзыскательные зрители истолковывали это как ужас перед грозной стихией.

И если в Москве и Петербурге простолюдины на масленице спешили в балаганы, чтобы посмотреть "Битву русских с кабардинцами" или "Взятие Карса", то жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии - взятия снежного городка - помните яркую, динамичную картину Сурикова? Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.

Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои. С. В. Максимов в "Очерках народного быта" рассказывал о традициях одного из уездных городков Пензенской губернии: "В последний день масленицы на базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика". Начинается с традиционной "стенки", когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А кончается тем, что "все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья".

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны- Красны. Эту светлую радость и праздничную пестроту красок донесли до нас картины Б. Кустодиева, любившего рисовать русскую масленицу.

Широкая масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейные достатки, о которых судили по нарядам и угощению; и одичание невежественных душ, превращающее праздник в пьяный мордобой, и неистребимую тягу человеческих сердец к красоте и радостной поэзии бытия.

Максимов писал: "Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка..."

Из Мифологии Для наших предков это существо воплощало плодородие – и вместе с тем зиму и смерть. Маслянице и до сих пор посвящен особый праздник, когда «честную госпожу» встречают с величавыми песнями. Имя Масляницы перенесено на соломенное чучело, облаченную в женскую одежду, с масляным блином или сковородкой в руках. С ним веселятся, катаются с гор. И на тройках в течение масляничной недели, а затем сжигают на костре или разрывают в клочки. Похороны масляницы сопровождаются карнавальными процессиями, ряженьем, ритуальными весельем, призывами весны и упоминанием Масляницы в специальных песнях, где та называется обманщицей (в связи с Великим Постом, который наступает сразу после масляничных пиршеств), объедалой, блиноедой: Блин, говорят, не клин – брюхо не прорвет!