Автор работы: Семенкова Людмила Семёновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Степно-Баджейская ООШ» Красноярский край, Манский район.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лексика 5 класс. Вспомните определения! Многозначные слова Фразеологизмы Профессионализмы Слова, имеющие несколько лексических значений Слово или выражение,
Advertisements

6 класс Творческая мастерская ( построение знаний ) Н.А. Смолякова, учитель русского языка и литературы МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»,
В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа « Фотография, на которой меня нет »
Диалектизмы. Труды мои со словарём никогда не окупятся, но с избытком окупаются надежды на пользы его. В. Даль.
Фразеологизмы Это устойчивые сочетания слов Многие из них близки по лексическому значению одному слову В предложении являются одним членом предложения.
-Где Люба? -По батожья ушла. -По что? -Ну, по столбцы. -По что? -Ну, по петушки. -По что? По что? -По стебени. -Не понимаю вас. -Ах, батюшки, какой ты.
Основополагающий вопрос: «Зачем нам нужны фразеологизмы?» Вопросы темы учебной программы: Фразеология как раздел науки о языке Фразеология как раздел.
Виктор Астафьев ( ) русский писатель, автор многочисленных повестей и рассказов о Великой Отечественной войне В центре внимания писателя - жизнь.
Научная работа по русскому языку «Диалектные слова Облученнского района». Выполнили: Куликова Екатерина, Нифантова Алина, ученицы 8 класса «А» средней.
Общеупотребительные слова. Диалектизмы.. Если ты сомневаеш…ся в написани… слов – обратись к _____ словарю, в произношени… слов – смотри в _____ словарь,
Типы речи Автор работы: Семенкова Людмила Семёновна учитель русского языка и литературы МОУ «Степно-Баджейская ООШ» Манский район, Красноярский край 5.
Сокровища живой народной речи Авторы: Дегтева Ю. Рамазанова С. 6 класс.
Грамматическое строение фразеологизмов Работа Юркиной Ксении, ученицы 9 класса МОУ «Арабкаевская основная общеобразовательная школа»
Тема проекта «Лексикон учащихся 8-11 классов нашей школы»
Литература в таблицах 5 класс.
Диалектные слова. Цель урока Познакомить детей с диалектными словами Познакомить детей с диалектными словами Показать на примерах литературных произведений.
М. Ю. Лермонтов. Прочитаем отрывок из стихотворения Скажи - ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые,
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС педагогического творчества 2012/13 учебного года МБОУ «Елпачихинская средняя общеобразовательная школа» с. Елпачиха Бардымский.
Работа выполнена в рамках проекта «Повышения квалификаций различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Лингвистическое исследование слова «СПАСИБО» Выполнила: Глухарева В. учащаяся 7а класса МАОУ «Аромашевская сош» Проверила: Шарова Г. Н. учитель русского.
Транксрипт:

Автор работы: Семенкова Людмила Семёновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Степно-Баджейская ООШ» Красноярский край, Манский район

Выпишите диалектные слова и объясните их значение. Мелкая скотина загнана во дворы. Коров подоили и отпустили в ночное, чтоб овод не одолевал. За поскотиной слышалось грубое бряканье ботал и тиликанье колокольцев. За заплотом нашего двора, над навесом, зашевелились куры, одна упала с шеста, пробовала закудахтать, но петух угрюмо на неё прорычал, и сонная курица, не решаясь взлететь, присела на землю. Не загнал я курицу в стайку, пробегал, завтра гляди да гляди – в огород заберутся, яйца в жалице снесут. В.П.Астафьев Последний поклон

Разъясните, про что говорила бабушка внуку. Бабушка и внук. – Бабушка, где Люба? – По батожья ушла. – По что? – Ну, по столбцы! – По что? – Ну, по петушки! По стебни… – Сходи-ка, внучок, в огород, принеси бураков для борща. – Чего принести, бабушка? – Бураков. – А это что такое?

Вставьте пропущенное словосочетание. Где проходили герои повести? Мы проходили _________, самую стремнину. Называют её стрежнем, селезнем, зерлом, стрелкой, струной и еще как-то, не вспомню. Но слова – это все какие – одно другого звучнее. В.П.Астафьев Последний поклон

Из данных синонимов выберите диалектные слова, которые встречаются у нас.

Пословицы. Объясните лексическое значение диалектизмов. Москву слезами не расквелить. Всугонь гостя не употчуешь. По капельке море, по волотке стог.

Москву слезами не разжалобить. Вдогонку гостя не употчуешь. По капельке море, по соломинке стог. Объясните смысл пословиц.

Составьте синонимическую цепь из диалектных слов.

Заполните таблицу. Общеупотребительное слово Диалектное слово Пример употребления Заноза Непослушный Помаслить Крепко

Общеупотребительное слово Диалектное слово Пример употребления ЗанозаСкапка Скапка в руке нарывает. НепослушныйНеслухняный И неслухняный ентот парубок. ПомаслитьПоволожить Поволоженная картофель укусная! КрепкоЛепко Лепко яхо обыми!

Рассказать стихотворение, в котором есть диалектные слова.

Диалектные слова для соперников.

Назови предмет диалектным словом.

Литература Астафьев В.П. Последний поклон: Повесть: В 2 т. / Ред.: Л. А. Винская, В. А. Майстренко/ – Красноярск: Благовест, Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. «Конкурс грамотеев». –М., Блинова.О.И. Носители диалекта – о своем диалекте // Сибирские русские говоры. Сб.статей / под ред. В.В.Палагиной. –Томск, 1984 Введенская Л. А., Баранов М. Т. «Русское слово» – Москва: «Просвещение», 1978г. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., Розенталь Д. Э. «Секреты стилистики». – Москва: «Арес», 1996г. Сараева А. Н. Как проверить «непроверяемое» слово? – «Грамотей», 2005.